Глоссолалия
Глоссола́лия (от греч. γλῶσσα – язык, речь и λαλέω – говорить), в христианстве один из даров Святого Духа – «говорение языками» (или «на языках»).
О глоссолалии свидетельствуют по большей части тексты Нового Завета. Апостол Павел называет глоссолалией дар «разных языков» (γένη γλωσσῶν – 1 Кор 12:10, 28) или способность «говорить языками» (γλώσσαις λαλεῖν – 1 Кор 12:30; 13:1; 14:5, 18, 23). Такое же выражение используется в книге Деяний святых апостолов (Деян 2:4; 10:46; 19:6) и в Евангелии от Марка (Мк 16:17); при этом евангелист Лука в книге Деяний называет языки «иными» (ἑτέραις – Деян 2:4), а евангелист Марк – «новыми» (καιναῖς).
Появление в Церкви дара глоссолалии связано с событиями Пятидесятницы – сошествием Святого Духа на апостолов. Согласно евангелисту Марку, этот дар был обещан воскресшим Иисусом Христом ещё прежде Вознесения в качестве знамения тем, кто уверует в него (Мк 16:17). В Деяниях апостолов рассказывается о проявлении этого дара в Иерусалиме (Деян 2:1–11), Кесарии Палестинской (Деян 10:44–48) и в Эфесе (Деян 19:1–6) в связи с проповедью Евангелия и совершением таинства Крещения (как до погружения в воду, так и после возложения рук апостолов). Апостол Павел говорит о глоссолалии как об одном из элементов богослужения в церкви Коринфа (1 Кор 12–14), но нигде не связывает его получение с совершением таинства Крещения или «крещением Духом». Был ли этот дар распространён повсеместно и когда он стал исчезать из церковной жизни, точно не известно. Во всяком случае, в других перечнях даров Духа и церковных служений этого периода (Рим 12:6–8; Еф 4:11; Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. 39. 1; 87. 6 – 88. 1) глоссолалия не упоминается. Последний, кто говорит о существовании глоссолалии в православной церкви, – Ириней Лионский (Против ересей. V. 6. 1). Авторы 4 в. однозначно относят глоссолалию к давно исчезнувшим явлениям, бытовавшим в Церкви в апостольскую эпоху [Августин. Рассуждение на 1-е послание Иоанна. 6. 10; Иоанн Златоуст. Толкование на 1-е послание к Коринфянам (12. 1). 29. 1].
Апостол Павел отмечает, что и в Коринфе дар глоссолалии был не у всех христиан (см., например: 1 Кор 12:13, 30). Сам апостол им обладал, причём в большей мере, чем другие (1 Кор 14:18). Он призывает не запрещать говорить на языках (1 Кор 14:39; ср. «Духа не угашайте» в 1 Фес 5:19) и, более того, хочет, чтобы этот дар имели все (1 Кор 14:5). Однако он говорит и о вре́менном характере дара (1 Кор 13:8), который исчезнет, вероятно, после Второго пришествия («когда настанет совершённое» – 1 Кор 13:10).
Причина, по которой Павел уделяет столько внимания глоссолалии, до конца не ясна. Скорее всего, в коринфской церкви были случаи злоупотребления или неправильного отношения к этому дару, который воспринимался как знак более высокого духовного состояния, и его проявления служили соблазном для других, производя разделения в Церкви и беспорядок.
Чтобы исправить ситуацию, апостол напоминает коринфянам, что все дары равны и исходят от Бога. Однако в Церкви, поскольку она есть тело Христово, у каждого своё служение. Имеющий любой дар должен руководствоваться прежде всего законом любви (1 Кор 13:1–14:1), которая выше всего и никогда не прекратится. Хотя имеющий дар говорения языками общается с Богом и получает для себя духовную пользу, главным назначением любого дара должно быть назидание Церкви (1 Кор 14:2–5, 12–19). По этой причине Павел настоятельно рекомендует иметь в общине толкователя языков (1 Кор 12:10; 14:5, 13, 27), причём о даре истолкования может молиться и тот, кто имеет дар глоссолалии. Одновременно на языках могут говорить 2 или 3 человека (1 Кор 14:27), но, если нет толкователя, пусть они лучше молчат (1 Кор 14:28).
Относительно сути дара глоссолалии мнения исследователей расходятся. Судя по тому, что говорение языками могли видеть некрещёные, иудеи и язычники, глоссолалия не относилась к эзотерическим практикам. При этом внешние проявления дара могли восприниматься окружающими как беснование (1 Кор 14:23) или опьянение (Деян 2:13, 15). Все новозаветные авторы говорят о глоссолалии как о видимом действии Святого Духа, которое является знамением прежде всего для неверующих (например, 1 Кор 14:22). Евангелист Лука объясняет события Пятидесятницы как исполнение пророчества Иоиля (Иоил 2:28–32). Павел связывает говорение языками с пророчеством Исайи (Ис 28:11; ср. 1 Кор 14:21), которое означает приближение Суда.
Предмет спора – являлась ли глоссолалия речью на одном из известных языков (т. е. лингвистическим феноменом) или нечленораздельным произнесением звуков (возможно, экстатического характера). В пользу 1-го мнения говорит множественное число в названии дара («языки») и описание событий Пятидесятницы, в пользу 2-го – данные 1-го послания к Коринфянам; в частности когда апостол Павел говорит об истолковании языков, используя греческий глагол διερμηνεύω, он имеет в виду не перевод с одного языка на другой, а облечение в слова или объяснение (Thiselton. 2000).
Вероятно, само название дара – γένη γλωσσῶν (буквально – роды языков) – может указывать на разнообразные формы проявления глоссолалии. Тем не менее в научной литературе существует 5 основных гипотез, объясняющих феномен глоссолалии апостольского периода.
Глоссолалия – чудесная способность говорить на иностранных языках, не изучая их предварительно (такая точка зрения встречается у раннехристианских писателей и отцов Церкви, но обычно при толковании Деян 2, а не 1 Кор 12–14; Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. 17:16; Григорий Богослов. Слово 42, на святую Пятидесятницу. 15–16; из современных авторов: Davies. 1952; Gundry. 1966). Собравшиеся в Иерусалиме на праздник Пятидесятницы иудеи и прозелиты из разных стран слышали, как апостолы, на которых сошёл Святой Дух, говорят на разных наречиях (Деян 2:6, 8) (т. н. явление ксенолалии или ксеноглоссии). Само это событие типологически противопоставлено рассказу о Вавилонской башне и смешении языков (Быт 11:1–9). Некоторые отцы Церкви полагали, что способность говорить на иностранных языках была дарована апостолам специально для проповеди Евангелия в разных странах и исчезла после распространения христианства по миру [Феодорит Кирский. Толкование на 1-е послание к Коринфянам (12. 1). 240; Иоанн Златоуст. Толкование на 1-е послание к Коринфянам (13. 8). 34. 1; (14. 1). 35. 1]. Однако апостол Павел указывает, что говорение языками было обращено к Богу (1 Кор 14:2, 14–16, 28) и не использовалось для благовестия язычникам (наоборот, они могли истолковать этот феномен ошибочно). Судя по его словам, глоссолалия больше похожа на звучание музыкальных инструментов (1 Кор 14:8). Что же касается события Пятидесятницы, то здесь можно видеть двойное чудо – глоссолалия и слышание языков как разных наречий. В других новозаветных описаниях феномена свидетельств об узнавании в глоссолалии иностранных языков нет. По свидетельству Иеронима Стридонского, были случаи, когда на иностранных языках говорили одержимые демонами (Жизнь святого Илариона. 22).
Глоссолалия – ангельский язык (Dautzenberg. 1981). На это в первую очередь указывают слова Павла: «...я говорю языками человеческими и ангельскими» (1 Кор 13:1). Свидетельства о том, что у ангелов есть свой язык, способность понимать который даётся некоторым людям, встречаются в литературе межзаветного периода (Юб 25:14; 1 Енох 40; 71:11). Представления об особом языке богов существовали и в греко-римском мире (Дион Хризостом. Речи. 10:23; 11:22; Климент Александрийский. Строматы. I. 143:1; и др.). Тертуллиан, не упоминая прямо глоссолалию, сообщает об одной сестре из его общины, которая во время богослужения пребывала в экстатическом состоянии и общалась с ангелами (Тертуллиан. О душе. 9:4). Однако глоссолалия – дар «разных языков», а не одного. Вряд ли Павел имел в виду ангельский язык, когда говорил об исчезновении глоссолалии в будущем.
Глоссолалия – архаичные или семитские слова (авва, аллилуйя, аминь, маранафа и т. п.), используемые в богослужении и сопровождающие экстатическое выражение радости и прославление Бога (например, Рим 8:15). На это косвенно указывает фрагмент из Деяний (Деян 10:46), где говорение языками сопровождается величанием Бога, а также наставления «воспевать в сердцах» Бога, которые даются после перечисления традиционных форм молитвы (псалмы, славословия, песни духовные – Кол 3:16; Еф 5:18–19). Возможно, апостол Павел приводит пример такой глоссолалии в 1-м послании к Коринфянам (1 Кор 12:3 – по действию Святого Духа говорят: «Κύριος Ιησοῦς», по действию нечистого духа: «Ανάθημα Ιησοῦς»). Однако вряд ли эти слова нуждались в регулярном истолковании. Павел, наоборот, указывает, что они доступны всем, в отличие от глоссолалии (1 Кор 14:16). Теория была выдвинута в 19 в. (Bleek. 1829; Heinrici. 1880. S. 376–394). Её сторонники обычно встречаются среди литургистов (Толковый Типикон. 1910. Вып. 1. С. 37–39).
Глоссолалия – экстатическая нечленораздельная речь (λαλέω, буквально – лепетать), свойственная некоторым пророкам, прежде всего в греко-римском мире (Johnson. 1992). Действительно, говорение языками и пророчествование иногда почти не различаются (например, Деян 19:6). Поэтому некоторые исследователи считают, что глоссолалия может подразумеваться авторами конца 1–2 вв., когда они говорят о христианских пророках (например: Дидахе. 11:7). К такому толкованию дара глоссолалии склонялись Тертуллиан (Против Маркиона. V. 8:8–12; он даже написал трактат «Об экстазе», который не сохранился) и античный критик христианства Цельс (около 180) (Ориген. Против Цельса. 7:8–10). В этом случае глоссолалия могла свидетельствовать как о наитии Святого Духа, так и об одержимости демоном (ср. Климент Александрийский. Строматы. I. 143:1). Внешнее сходство глоссолалии с подобными феноменами из греко-римского мира (оракул Аполлона Птойского: Геродот. История. VIII. 135; Дельфийский оракул: например, Платон. Ион. 534A–D; Федр. 244A; Тимей. 71E–72B; расхожие представления: Лукиан Самосатский. Александр, или Лжепророк. 13, 52; теоретическое объяснение: Ямвлих. О египетских мистериях. 3:8; 7:4–5; бессмысленные слова или наборы букв часто встречаются в магических папирусах и считаются записью произносимых непонятных звуков), вероятно, могло вызвать особую тревогу Павла и побудить его к объяснению христианской глоссолалии. Но он всё-таки явно противопоставляет глоссолалию пророческому дару (1 Кор 14:1–5, 18–19). Из описаний глоссолалии не видно, чтобы говорение языками происходило в состоянии транса: имеющий дар глоссолалии мог им управлять, говорить только во время собрания, синхронно с другими или молчать по своей воле (1 Кор 14:27–28).
Глоссолалия – разновидность восхищённой молитвы (Dunn. 1975. P. 245–246). Апостол Павел прямо говорит о молитве на языке (προσεύχωμαι γλώσσῃ – 1 Кор 14:14). Весьма близким к этому является его замечание о «воздыханиях неизречённых» в послании к Римлянам (Рим 8:26), которые, как и глоссолалия, были действием Святого Духа и носили характер ходатайственной молитвы (ср. Мк 7:34; 8:12). О молитве в Духе говорится в послании Иуды (Иуд 20). Вероятно, такого рода молитва описывается в «Мученичестве Поликарпа» (7:3).
Видимое исчезновение дара глоссолалии в православной церкви сопровождалось появлением подобных практик в среде еретиков и сектантов – маркосиан (Ириней Лионский. I. 13. 3), монтанистов (Евсевий Кесарийский. Церковная история. V. 16. 7–10; Епифаний Кипрский. Против еретиков. 48. 4. 1). Бессмысленные слова, напоминающие глоссолалию, встречаются в гностических трактатах (Пистис София. 4. 142; Зостриан. 127). Начиная с 18 в. стали появляться свидетельства о феномене глоссолалии в среде некоторых протестантских деноминаций (квакеров, шейкеров, ирвингиан, мормонов и др.) и у русских сектантов (хлыстов, малеванцев и др.). Ныне глоссолалия связывается прежде всего с движением пятидесятников, которые считают говорение языками общеобязательным для спасения и неотъемлемым признаком «крещения Духом». В большинстве случаев речь идёт об искусственно вызываемых (с помощью особых методик) состояниях экстаза, часто сопровождающегося конвульсиями, кружением, нервным смехом или плачем и нечленораздельной речью (речь на иностранных языках встречается крайне редко). Современные исследователи считают данные проявления глоссолалии вполне объяснимыми с точки зрения психологии (Maloney. 1985).