Пекинский метрополитен
Пеки́нский метрополите́н, система внеуличного городского рельсового транспорта в Пекине.
Пекинский метрополитен – первый в Китае (открыт для ограниченного контингента рабочих в 1969, для всех пассажиров – в 1971). Общая протяжённость 27 линий составляет 807 км (2022), действуют около 480 станций (в том числе 111 надземных и наземных). В 2018 г. перевезено 3848,4 млн пассажиров (ежедневно в среднем – 10 544 тыс. человек, в пиковые дни – до 13 754 тыс. человек). Сеть линий имеет решётчатую структуру: линии № 15, 6, 1, 7 и бо́льшая часть линии № 14 проходят с запада на восток; линии № 16, 9, 19, 4, 8, 5 и восточный участок линии № 14 – с севера на юг. Функционируют две кольцевые линии, имеющие форму прямоугольника, – № 2 (малая вокруг центра города) и 10 (большая кольцевая в срединной части города). Ещё 11 линий представляют собой облегчённый метрополитен и проложены на окраинах города (часто на эстакадах над поверхностью земли): полукольцевая линия № 13 – на севере, Батунская – на востоке, автоматизированная в аэропорт Шоуду – на северо-востоке, линия № 15 – на северо-востоке, Дасинская – на юге, Ичжуанская – на юго-востоке, Чанпинская – на северо-западе, Фаншаньская – на юго-западе (полностью автоматизирована), линия № 17 – на юго-востоке, линия № 11 (обслуживала ряд объектов зимней Олимпиады-2022, в том числе промышленный парк «Шоуган», где базируется Олимпийский оргкомитет), линия маглева S1 на западной окраине, между пригородными районами Мэньтоугоу и Шицзиншань (соединяет станции Шичан и Цзиньаньцяо; поезда курсируют со скоростью 80 км/ч). В 2019 г. до нового пекинского аэропорта Дасин, расположенного к югу от Пекина, на территории соседней провинции Хубэй, открыта линия скоростного метрополитена, где поезда курсируют со скоростью 160 км/ч. По линии Яньфан, открытой в 2017 г., движение поездов осуществляется без машинистов.
Линии метрополитена Пекина, 2022 г.
Номер линии и её продолжение в пригороде | Конечные станции (городской район) | Даты открытия первого и последнего участков | Длина линии, км | Число станций (в том числе наземные) |
1 + Батун | Пингоюань (Шицзиншань) – Хуаньцю Дуцзяцюй (Тунчжоу) | 1969–2021 | 50,9 | 36 (13) |
2 | Малая кольцевая (Сичэн): Сичжимэнь – Цзишуйтань | 1984–1987 | 23,1 | 18 |
4 + Дасин | Аньхэцяобэй (Хайдянь) – Тянгунъюань (Дасин) | 2009–2010 | 49,4 | 35 (2) |
5 | Тяньтунъюаньбэй (Чанпин) – Сунцзячжуан (Фэнтай) | 2007 | 27,6 | 23 (7) |
6 | Цзиньаньцяо (Шицзиншань) – Лучэн (Тунчжоу) | 2012–2018 | 53,4 | 33 |
7 | Западный вокзал (Фэнтай) – Хуаньцю Дуцзяцюй (Тунчжоу) | 2014–2021 | 40,3 | 30 |
8 | Чжусиньчжуан (Чанпин) – Инхай (Дасин) | 2008–2021 | 49,5 | 34 (3) |
9 | Гоцзятушугуань (Хайдянь) – Гогунчжуан (Фэнтай) | 2011–2012 | 16,5 | 13 |
10 | Большая кольцевая: Багоу (Хайдянь) – Чэдаогоу (Хайдянь) | 2008–2013 | 57,1 | 45 |
11 | Цзиньаньцяо (Шицзиншань) – Синьшоуган (Шицзиншань) | 2021 | 1,5 | 3 |
13 | Сичжимэнь (Сичэн) – Дунчжимэнь (Дунчэн) | 2002–2003 | 40,9 | 17 (16) |
14 | Чжангочжуан (Фэнтай) – Шаньгэчжуан (Чаоян) | 2013–2021 | 47,3 | 33 (2) |
15 | Цинхуадунлусикоу (Хайдянь) – Фэнбо (Шуньи) | 2010–2014 | 41,4 | 20 (4) |
16 | Бэйаньхэ (Хайдянь) – Юйшучжуан (Фэнтай) | 2016–2022 | 46,2 | 26 |
17 | Шилихэ (Чаоян) – Цзяхуэйху (Тунчжоу) | 2021 | 15,8 | 7 |
19 | Муданьюань (Хайдянь) – Синьгун (Фэнтай) | 2021 | 22,4 | 10 |
Ичжуанская | Сунцзячжуан (Фэнтай) – вокзал Ичжуан (Тунчжоу) | 2010–2018 | 23,3 | 14 (8) |
Фаншаньская | Дунгуаньтоунань (Фэнтай) – Яньцуньдун (Фаншань) | 2010–2020 | 31,8 | 16 (10) |
Яньфанская | Яньцуньдун (Фаншань) – Яньшань (Фаншань) | 2017 | 14,4 | 9 (9) |
S1 (маглев) | Пингоюань (Шицзиншань) – Шичан (Мэньтоугоу) | 2017–2021 | 10,2 | 8 (8) |
Чанпинская | Чанпинсишанькоу (Чанпин) – вокзал Цинхэ (Хайдянь) | 2010–2021 | 33,5 | 13 (6) |
Столичный аэропорт Шоуду | Бэйсиньцяо (Дунчэн) – терминал 2 аэропорта Шоуду (Чаоян) – терминал 3 (Шуньи) | 2008–2021 | 29,9 | 5 (1) |
Аэропорт Пекин Дасин | Цаоцяо (Фэнтай) – аэропорт Пекин Дасин (Гуанъян, округ Ланфан, провинция Хубэй) | 2019 | 41,4 | 3 |
Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) Сицзяо | Багоу (Хайдянь) – Сяншань (Хайдянь) | 2017 | 8,8 | 6 (6) |
ЛРТ Ичжуан Т1 | Цюйчжуан (Дасин) – Динхайюань (Тунчжоу) | 2020 | 11,9 | 14 (14) |
Сильнее всех загружены большая кольцевая линия № 10 (2,1 млн пассажиров в день), а также линии № 4, 1 и 2 (по 1,5 млн человек).
Ведётся сооружение новых участков: широтных линий № 12 (с 15 пересадочными станциями на другие линии; открытие планируется в 2024), 3, 13А и 13В; радиально-окраинных № 28 (от Дундацяо до Гуанцюйдунлу для связи с Центральным деловым районом Гомао) и 22; продлеваются меридиональные линии № 16 и 17, Чанпинская линия – до центра города. К 2024 г. предполагается довести общую протяжённость сети линий метрополитена до 999 км. В декабре 2014 г. вместо единого тарифа за проезд по всей сети линий введён дистанционный.