Хуэй
Хуэ́й [回族,老回回,回回民族; хуйцзу, лаохуйхуй, хуйхуй миньцзу; самоназвание – лаохуйхуй; от хуйхэ, хуйху – название предков уйгур, чья исламизация началась в 10 в.; позднее так стали называть всех мусульман, а затем – только китаеязычных; по другой версии, этноним означает «обращённые» (в ислам); есть и иные гипотезы], этноконфессиональная общность, исторически сложившаяся на территории Китая.
Численность 11,4 млн человек (2020, перепись), в том числе свыше 2,2 млн человек в Нинся-Хуэйском автономном районе. Проживают также в провинциях Ганьсу (в том числе в Линься-Хуэйском автономном округе), Хэнань, Синьцзян-Уйгурском автономном районе (в том числе в Чанцзи-Хуэйском автономном округе), провинциях Цинхай, Юньнань, Хэбэй, Шаньдун и др.; к хуэй также официально относят уцулов о. Хайнань. До 200 тыс. человек живут также в Таиланде, Мьянме (пантхай), Малайзии, Сингапуре, Саудовской Аравии и др. Говорят по-китайски, уцулы – на австронезийском языке цат. Более 70 % мусульман – сунниты, в основном ханафитского мазхаба, образуют направление гэдиму (格迪目, от арабского «кадим», старый). Это традиционалисты, в противопоставлении «новому учению» суфизму, который начиная с 12 в. проникает в западные области Китая, в том числе на территорию современных провинций Ганьсу и Шэньси (братства Кадирийя, Накшбандийа, Кубравийа, на которые повлияли конфуцианство, даосизм, буддизм и народные верования).
Главная особенность хуэй – приверженность исламу (либо мусульманской культуре). К ним добавляют группы хуэй (в основном в провинции Фуцзянь), которые в 21 в. не исповедуют ислам, но ведут происхождение от исламских предков. Хуэй часто называют «китайские мусульмане», поскольку они говорят на разных диалектах китайского языка – в отличие от тюркоязычных (уйгуры, казахи, салары и др.) и монголоязычных (дунсян, баоань) мусульман, являющихся отдельными народами, а также тибетоязычных каче, включённых в состав тибетцев. В то же время к хуэй официально относят уцулов о. Хайнань, говорящих на одном из австронезийских языков. Пользуются китайской иероглифической письменностью, в культовых целях – также и арабской графикой.
Предками хуэй считаются арабы, персы, согдийцы и их дети от браков с китаянками. С 8 в. мусульманские купцы прибывали в Китай в портовые города Гуанчжоу (где построена первая мечеть), Цюаньчжоу, Янчжоу, а также по Великому шёлковому пути – в Чанъань. Новая волна мусульманской иммиграции связана с правлением династии Юань. Мусульман привлекали в качестве чиновников и солдат, причём часто направляли в отдалённые районы империи (например, в Юньнань, где в итоге сложилась довольно большая исламская община). Ислам, став престижной религией, постепенно проник в среду ханьского городского населения. Параллельно осуществлялась колонизация северо-западных районов крестьянами, принявшими ислам. При династии Цин маньчжурские императоры проводили политику дискриминации мусульман, что привело к вооружённым конфликтам (Уйгуро-дунганское восстание 1864–1877). После образования КНР в 1949 г. хуэй выделили в самостоятельный этнос. До середины 20 в. словом «хуэй» обозначали обычно всё мусульманское население Китая независимо от этнической принадлежности. Иногда рассматриваются как этноконфессиональная группа китайцев.
Как по внешнему облику, так и по культуре хуэй в разных районах Китая существенно отличаются друг от друга. Поэтому ряд исследователей подвергает сомнению выделение их как особого народа. Сложный состав хуэй затрудняет выделение объединяющих эту общность характеристик (помимо общеисламских). Наибольшей однородностью отличаются хуэй, проживающие в северо-западных районах Китая; иногда их выделяют в литературе под особым этнонимом «дунгане». Культура дунган воспроизводит исламскую основу, но с китайской спецификой.
Традиционным занятием хуэй являлось пашенное земледелие (у северо-западных хуэй – пшеница, у остальных – рис; бобовые, овёс, ячмень, просо, кукуруза, хлопчатник, табак и др.), огородничество, садоводство, услуги по извозу, розничная торговля; кожевенное, ювелирное и лудильное ремесло, ткачество, вышивание. Некоторые группы разводили лошадей, крупный рогатый скот, домашнюю птицу. Большинство современных хуэй заняты в транспортной и промышленной областях.
В районах компактного проживания хуэй обязательно строились мечети как центры религиозной и социальной деятельности, а также мусульманского образования. В основу проектирования многих мечетей и жилых комплексов положен один из принципов традиционной китайской архитектуры сыхэюань (буквально – двор, закрытый с четырёх сторон). В состав религиозных объектов включались также мемориальные арки, декоративные башни и беседки. На барельефах и в резьбе на зданиях часто встречаются изображения журавля (даосского символа бессмертия), лотоса (буддийского символа чистоты и просветления), дракона и летучей мыши (символы соответственно власти и удачи в китайской мифологии).
Одежда (особенно мужская) мало отличается от китайской, но преобладают более строгие тёмные тона. Мужчины обязательно носят белые шапочки. Многие женщины укрываются чадрой. Молодые девушки обычно носят зелёные платки длиною до плеч, более зрелые – белые платки до талии. Женщинам нельзя переодеваться в мужскую одежду, и наоборот.
Все хуэй употребляют халяльную (чистую) пищу. Предпочитают говядину и баранину, запретным (харам) является мясо лошадей, ослов, мулов, свиней и собак. Одно из наиболее распространённых блюд – домашняя лапша с говядиной. В отличие от дунган, у большинства хуэй нет строгого запрета на спиртное; пьют много чая, а также квас и прохладительные напитки из кислого молока.
Основу традиционной социальной организации составляли соседские и большесемейные общины. Ныне преобладают малая семья и моногамный брак. Женщины внутри семьи занимают довольно высокое положение.
Из праздников широко отмечают общемусульманские, особенно Курбан-байрам, Ураза-байрам и Мавлид. В проведении обрядов (свадьбы, похороны) ведущую роль играет глава местного прихода (ахун).