Пекин. Музыкальная жизнь
Музыка́льная жизнь Пеки́на, музыкальная жизнь столицы Китайской Народной Республики.
Ранние этапы
История музыкальной жизни Пекина восходит к 15 в. (эпоха Мин, 1368–1644). Пекин стал одним из важнейших культурных и музыкальных центров Китая с перенесением сюда столицы (из Нанкина) в 1421 г. императором Чжу Ди.
В эпоху Мин в Пекине были распространены театральные жанры, в том числе музыкальные драмы цзацзюй и чуаньци, бурно развивавшиеся в эпоху Юань (1279–1368), а также драма иянцян («иянские мелодии»), возникшая в середине 14 в. в уезде Иян (провинция Цзянси). На основе иянцян (для него характерно исполнение аккомпанемента исключительно ударными инструментами, в числе которых гонги, барабаны) сложился специфически пекинский музыкально-театральный жанр цзинцян («столичные мелодии»), в котором использовался пекинский диалект, а музыкальная стилистика была смягчена путём добавления струнного ансамбля сысянь (буквально – «шёлковые струны»; включал лютни юэцинь, саньсянь, смычковый инструмент баньху и др.). Музыкальный театр с начала эпохи Мин пользовался популярностью не только у простого народа, но и у знати, а также при императорском дворе. Члены императорской семьи зачастую покровительствовали театру и были театральными знатоками.
В 15 в. в буддийском монастыре Чжихуасы (основан в 1444) сложилась религиозная музыка для духовых и ударных инструментов Чжихуасы цзин иньюэ (или цзин иньюэ – «столичная музыка»), истоки которой берут начало в танской и сунской дворцовой музыке. Первые сохранившиеся ноты, оформленные в нотации гунчэ, относятся к 1694 г. (эпоха правления императора Айсинь Гиоро Сюанье; девиз правления – Канси). Музыку монастыря Чжихуасы позднее исследовал музыковед и историк китайской музыки Ян Иньлю (杨荫浏, 1899–1984).
При императоре Сюанье музыкальная жизнь столицы переживала эпоху подъёма: император приглашал ко двору музыкантов старинного южнокитайского жанра наньинь (провинция Фуцзянь), способствовал развитию музыкальной драмы куньцюй. Возникшая неподалёку от г. Сучжоу в местности Куньшань, музыкальная драма куньцюй получила широкое распространение в Пекине в 17 в., вытеснив цзинцян, и достигла расцвета при императоре Айсинь Гиоро Хунли (девиз правления – Цяньлун).
В Пекине и близлежащих областях на рубеже эпох Мин и Цин (1644–1912) появился новый инструментальный жанр – Цзичжун шэнгуаньюэ (музыка Цзи для шэна и гуаньцзы). Он поныне распространён в городах провинции Хэбэй (ранее – Цзи): в Пекине, Тяньцзине и Динчжоу. Основная мелодия звучит на духовом инструменте с двойной тростью – сона, исполнители на аэрофонах гуаньцзы дополняют её мелизмами; в ансамбль входят также тарелки, гонги и др. Один из известных мастеров этого жанра – Ян Юаньхэн (杨元亨, 1894–1959; играл на гуаньцзы, шэне, сяо, дицзы, эрху, баньху и других китайских национальных инструментах); преподавал в Центральной консерватории Пекина.
Первые музыкальные театры
В 17–18 вв. в столице Китая появились первые музыкальные театры; до нашего времени сохранилось только несколько из них. На торговой улице Дашилань был открыт старейший театр Пекина – «Гуанхэлоу» (广和楼, также «Гуанхэцзюйчан», 广和剧场; построен в конце правления династии Мин). На представлениях в этом театре бывал император Сюанье; здесь же начинал свой творческий путь Мэй Ланьфан. В 1688 г. в здании буддийского храма (возведено в конце эпохи Мин, в 1667–1688 использовалось для проведения встреч и различных мероприятий) появился театр «Чжэнъицы» (正乙祠戏楼). Ныне «Чжэнъицы» – самое старое сохранившееся театральное здание в Пекине (в 2019–2021 было закрыто, в 2022 в нём возобновились представления). В 1776 г. в Запретном городе открыт «Большой терем для представлений Палаты льющихся звуков» («Чанъиньгэ дасилоу», 畅音阁大戏楼); в 1796 г. на улице Дашилань был открыт театр «Гуандэлоу» (1796, 广德楼).
В 1790 г. в Пекин на торжества в честь 80-летия императора Айсинь Гиоро Хунли прибыли труппы артистов аньхуэйской музыкальной драмы хуэйси и остались в столице. В 1820–1832 гг. в Пекин приезжали артисты хубэйской драмы ханьси, впоследствии примкнувшие к аньхуэйской труппе.
С конца 18 до середины 19 вв. формировался жанр цзинцзюй («столичная драма»), или т. н. пекинская опера. В её основе – несколько видов традиционного музыкального театра: куньцюй, аньхуэйская музыкальная драма хуэйцзюй, банцзы провинции Шэньси – шэньси банцзы (или циньцян) и др. Жанр цзинцзюй включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО (2010).
Пекинские жанры песенно-повествовательного творчества цюй’и
В эпоху Цин зародились пекинские жанры песенно-повествовательного творчества цюй’и. Один из наиболее известных сегодня – цзинъюнь дагу («столичный сказ под большой барабан», или «столичные рифмы под большой барабан») – результат развития и реформирования жанра мубань дагу («сказ под трещотки и большой барабан»). Мубань дагу зародился в округе Цанчжоу (провинция Хэбэй) в конце эпохи Мин, а после 1870 г. распространился в Пекине и Тяньцзине. Лю Баоцюань (刘宝全, 1869–1942) реформировал этот жанр; на манеру пения повлияли пекинская опера и другие жанры, в том числе пекинские матоудяо и шиюньшу – вокальные формулы-клише цюйпай, появившиеся в начале эпохи Цин и развившиеся в 1-й трети 19 в. Одной из особенностей жанра стало следование музыкальной мелодии тоновому рисунку и фонетике пекинского диалекта. В результате изменений появился новый жанр, который впоследствии получил название цзинъюнь дагу (официально в 1946). Исполнитель аккомпанирует себе на барабане шошугу и на трещотках; его сопровождает небольшой ансамбль, состоящий из лютни саньсянь, струнных эрху, сыху и лютни пипа.
Один из репрезентативных пекинских музыкальных жанров – бэйцзин циньшу («пекинские сказы под аккомпанемент инструмента») – песенно-повествовательный жанр для певца-сказителя с цимбалами янцинь. Непосредственный предок пекинского циньшу – уинь дагу («большой барабан с пятью звучаниями»), бытовавший при императоре Айсинь Гиоро Мяньнине в 1-й половине 19 в. «Пять звучаний» – это 5 участников ансамбля: лютня саньсянь, цимбалы янцинь, скрипка сыху, трещотки губань и певец. В 1935–1951 гг. этот жанр назывался даньцинь дагу («большой барабан с одним инструментом», т. е. с одним янцинем), с 1951 г. его официальное название – бэйцзин циньшу (певцу аккомпанирует только янцинь).
Контакты Пекина с Западной Европой
С начала 17 в. при императорском дворе в Пекине работали итальянские, испанские, португальские, немецкие, французские и чешские иезуиты, благодаря которым возникали научные и культурные контакты Китая со странами Европы. В 1601 г. в Пекин прибыл итальянский миссионер М. Риччи, ставший первым главой иезуитской миссии в Китае. В подарок императору Чжу Ицзюню он преподнёс клавикорд и обучил придворных музыкантов игре на нём.
В 1672 г. император Сюанье с целью ознакомления с европейской музыкой пригласил португальского миссионера-иезуита Томаса Перейру (1645–1708) ко двору, где тот начал работу над созданием первого трактата о западноевропейской музыке на китайском языке – «Элементы музыки» («Люйлюй цзуаньяо», 律吕纂要). С 1711 г. в Пекине работал придворный музыкант и учитель музыки, миссионер Теодорико Педрини (известен как Дэ Лигэ, 德理格; 1671–1746); он завершил труд, начатый Перейрой. Впоследствии этот трактат (современное название – «Новая редакция истинной музыки»; «Люйлюй чжэнъи синьбянь», 律吕正义新编) был включён в самое масштабное издание эпохи Цин – «Полное собрание книг по четырём разделам» («Сыку цюаньшу», 四库全书; осуществлено в 1770–1780-х гг.). Французский миссионер-иезуит Жозеф-Мари Амио (1718–1793), служивший при пекинском императорском дворе, написал первый европейский трактат о китайской музыке – «Трактат о музыке древних и современных китайцев» («Mémoire sur la musique des Chinois: tant anciens que modernes»; около 1754, издан в Париже в 1779).
Со 2-й половины 19 в. (после «опиумных войн» 1840–1842 и 1856–1860) началось постепенное проникновение в Китай западноевропейской музыкальной культуры, были открыты католические христианские школы; на рубеже 19–20 вв. организованы первые оркестры западного типа (например, оркестр Роберта Харта в Пекине в 1880-х гг.).
Развитие музыкальной культуры Пекина на рубеже 19–20 вв.
В 1891 г. в Летнем императорском дворце Ихэюань создан трёхъярусный театр «Большой терем для представлений Сада добродетели и гармонии» («Дэхэюань дасилоу», 德和园大戏楼), там же в 1892 г. был построен театр «Павильон слушания иволги» («Тинлигуань», 听鹂馆).
В 1904–1948 гг. в Пекине работала школа актёрского мастерства цзинцзюй Фуляньчэн (富连成; первоначальное название – Силяньшэн, 喜连升); в ней совершенствовались выдающиеся артисты жанра, в том числе Мэй Ланьфан и Чжоу Синьфан (周信芳, 1895–1975).
В начале 20 в. в столице оформилась одна из значимых школ циня (цитра цинь, или гуцинь) – Цзю’и (九嶷), созданная Ян Цзунцзи (杨宗稷, 1863–1932), к которой в разное время принадлежали выдающиеся музыканты: цитрист (исполнитель на гуцине) и художник Гуань Пинху (管平湖, 1897–1967), Ван Ди, Сюй Цзянь, Цяо Шань (乔珊, род. 1962) и др. В 1947 г. Гуань Пинху, Пу Сюэчжай (溥雪斋, 1893–1966), Чжа Фуси, Ян Баоюань (杨葆元) и др. организовали Бэйпинское общество изучения циня («Бэйпин циньсюэшэ», 北平琴学社; с 1954 – Пекинское общество изучения гуциня, «Бэйцзин гуцинь яньцзюхуэй», 北京古琴研究会); в том же году к Обществу присоединилась Юэ Ин (乐瑛, 1904–1974).
В 1916 г. министр просвещения Китайской Республики и ректор Пекинского университета Цай Юаньпэй создал при университете оркестр («Бэйцзин дасюэ иньюэтуань», 北京大学音乐团), впоследствии преобразованный в Общество изучения музыки (1919; «Иньюэ яньцзюхуэй», 音乐研究会). По предложению композитора и педагога Сяо Юмэя (萧友梅, 1884–1940) при Пекинском университете создан Музыкальный институт (北京大学附设音乐传习所; работал в 1922–1927) – первое специализированное музыкальное учебное заведение в Китае. В нём обучали игре на фортепиано, струнных инструментах, цитре гуцинь, лютне пипа и музыкальной драме куньцюй; позднее были добавлены теория музыки, гармония, композиция и история музыки. В институте работал композитор Лю Тяньхуа, выступавший за естественный синтез китайской и западноевропейской музыки, а также русские музыканты – Николай Александрович Тонов (Завадский, ум. 1954; преподавал игру на скрипке, ученик Л. С. Ауэра), Камилла Альбертовна Хорват (урождённая Бенуа, 1878 или 1879 – 1953; преподаватель пения и игры на фортепиано). Среди учеников института – композитор, пианист и общественный деятель Сянь Синхай (冼星海, 1905–1945).
После антиимпериалистического Движения 4 мая (Усы юньдун, 五四运动), в 1919 г., в китайской культуре был взят курс на вестернизацию; многие китайские музыканты учились в западноевропейских консерваториях. В 1919–1952 гг. в Пекине работал открытый американскими и английскими христианами Яньцзинский университет (燕京大学) с музыкальным факультетом, где, наряду с иностранными преподавателями, в разные годы работали музыковед Ян Иньлю, цитрист (исполнитель на гуцине) Гуань Пинху и др. В 1952 г. его части вошли в состав различных пекинских вузов, в том числе Пекинского университета и Университета Цинхуа. Сяо Юмэй создал музыкальный факультет в Бэйпинском женском педагогическом университете (1920, 北平女子师范大学; ныне Пекинский педагогический университет), в котором, помимо теории музыки, фортепиано и вокала, преподавали игру на струнном эрху и лютне пипа.
В 1920-х гг. в Пекине жил европейский и американский композитор А. А. Авшаломов (Авшалумов; 1894–1965), одним из первых использовавший интонационные особенности традиционной китайской музыки в своих произведениях.
В 1930-е гг. Компартия Китая организовала Левое музыкальное движение («Цзои иньюэ юньдун», 左翼音乐运动), которое возглавили композиторы Не Эр (聂耳, 1912–1935) и Сянь Синхай. Также в марте 1930 г. Не Эр, Ли Юаньцин (李元庆, 1914–1979) и другие музыканты создали Бэйпинский союз левых музыкантов («Бэйпин цзои иньюцзя ляньмэн», 北平左翼音乐家联盟).
В 1935–1936 гг. в Пекине выступали русские музыканты А. Н. Черепнин (в 1933–1937 директор Шанхайской консерватории) и Ф. И. Шаляпин, польский и американский пианист А. Рубинштейн.
В 1942 г. открыт концертный зал парка «Чжуншань» в Запретном городе (中山公园音乐堂).
Музыкальная жизнь Пекина в конце 1940-х – 1970-е гг.
После образования Китайской Народной Республики городская музыкальная жизнь Пекина была реорганизована по советскому образцу. В 1949 г. созданы Всекитайский союз театральных работников («Чжунхуа сицзюй гунцзочжэ сехуэй», 中华戏剧工作者协会; с 1953 Китайский союз театральных деятелей, «Чжунго сицзюйцзя сехуэй», 中国戏剧家协会) и Всекитайский союз музыкальных работников («Чжунхуа цюаньго иньюэ гунцзочжэ сехуэй», 中华全国音乐工作者协会, c 1953 Союз китайских музыкантов, «Чжунго иньюэцзя сехуэй», 中国音乐家协会) под руководством композитора и теоретика Люй Цзи (吕骥, 1909–2002). Ныне Союз насчитывает более 10 тыс. участников, включая композиторов, исполнителей, музыковедов, педагогов, организаторов и пр.
В 1952 г. в Пекине прошёл 1-й Всекитайский смотр театра сицюй (第一届全国戏曲观摩演出大会), на котором 37 театральных трупп представили 87 драм 23 разновидностей традиционного китайского театра.
В этот период были открыты музыкальные вузы – Центральная консерватория (中央音乐学院; основана в 1949 в Тяньцзине, с 1958 в Пекине) и Китайская консерватория (1964, 中国音乐学院). В разные годы Центральную консерваторию возглавляли: педагог, исследователь, автор книги «Учение о музыкальном строе» (律学) Мяо Тяньжуй (缪天瑞, 1908–2009; ректор в 1949); скрипач, композитор и педагог Ма Сыцун (ректор в 1958–1966); музыковед, педагог и общественный деятель Чжао Фэн (赵沨, ректор в 1980–1982); композитор и педагог У Цзуцян (吴祖强, ректор в 1982–1988) и др.; с 2016 г. ректор Центральной консерватории – дирижёр Юй Фэн (俞峰, род. 1964). Созданы также: Училище китайского театра сицюй (1950; основано как экспериментальная школа сицюй Министерства культуры Центрального народного правительства, 中央人民政府文化部戏曲实验学校; с 1955 училище, 中国戏曲学校; с 1978 Академия), Научно-исследовательский институт китайского театра сицюй (1951, 中国戏曲研究院) под руководством Мэй Ланьфана и Академия искусств Народно-освободительной армии Китая (1960, 解放军艺术学院), при которой функционирует музыкальный факультет.
В 1950 г. при Центральной консерватории создан Китайский молодёжный симфонический оркестр (青年交响乐团). При поддержке пианиста и дирижёра Фу Цуна (傅聪, 1934–2020) в 1950 г. организован Камерный оркестр Средней школы при Центральной консерватории (中央音乐学院附中室内乐团).
В 1949 г. в составе Центральной консерватории создан Исследовательский отдел (中央音乐学院研究部), который возглавили Мяо Тяньжуй и Ли Юаньцин; в 1954 г. переименован в Институт изучения национальной музыки (民族音乐研究所) под руководством Ян Иньлю и Ли Юаньцина; с 1959 г. Институт изучения китайской музыки (中国音乐研究所). В 1964 г. Институт был включён в состав Китайской консерватории. Среди научных сотрудников: Чжа Фуси, преподаватель факультета народной музыки Центральной консерватории; исполнитель и исследователь музыки для гуциня У Цзинлюэ (吴景略, 1907–1987); Мяо Тяньжуй, Сюй Цзянь, Ван Ди. Институт организовал множество фольклорных экспедиций и осуществил публикацию народных песен и инструментальных пьес, среди них: «Сборник Хэцюйских народных песен, записанных в результате экспедиций в провинции Шаньси» (1-е издание 1956), «Сборник песен народности мяо» (1957), «Сборник тибетских народных песен» (1958), «Народная музыка провинции Фуцзянь» (1962). С 1956 г. организовывались экспедиции, в том числе археологические, с целью записи старинных пьес для гуциня и поиска практикующих гуцинистов; под руководством Чжа Фуси работали Сюй Цзянь и Ван Ди; результатом поисков стала запись 262 старинных произведений для гуциня и начало работы над изданием собрания табулатур и теоретических материалов для циня с начала эпохи Тан и до падения империи Цин – «Собрание пьес для циня» («Циньцюй цзичэн», 琴曲集成; 1-е издание 1963; последняя редакция 2012, включает 30 томов).
В 1950-е гг. открыты музыкальные театры: Центральный экспериментальный оперный театр (1952, 中央实验歌剧院; с 1979 Центральный оперный театр, 中央歌剧院); Пекинский театр народного искусства (1952, 北京人民艺术剧院); театр «Небесный мост» (1953; «Тяньцяо цзюйчан», 天桥剧场). В 1955 г. открыт Китайский театр пекинской оперы (中国京剧院; ныне Китайский государственный театр пекинской оперы, 中国国家京剧院), первым директором которого был Мэй Ланьфан.
Образованы оркестры: Китайский симфонический оркестр радиовещания и кинематографии (1949, 中国广播电影交响乐团; с 1985 Китайский оркестр кинематографии, 中国电影乐团; реорганизован в 2003); Центральный филармонический симфонический оркестр (1956, 中央乐团; с 1996 Китайский национальный симфонический оркестр, 中国交响乐团), при нём – Хор Центрального (ныне Китайского) симфонического оркестра (1956, 中国交响乐团合唱团).
В 1953 г. в Пекине был основан Художественный ансамбль китайского радиовещания (中国广播艺术团), в разное время включавший в себя исполнительские коллективы: Симфонический оркестр китайского радиовещания (1960, 中国广播交响乐团; название в 1962–1980 – Оркестр струнных и духовых инструментов китайского радиовещания, 中国广播管弦乐队), на основе которого создан Китайский филармонический оркестр (2000; 中国爱乐乐团); Оркестр национальных инструментов китайского радиовещания (1953, 中国广播民族乐团); Хор китайского радиовещания (1953, 中国广播合唱团); Труппу сказительского жанра шочан китайского радиовещания (1953, 中国广播说唱团); Ансамбль электроакустической музыки китайского радиовещания (1987, 中国广播电声乐团), а также самодеятельные коллективы – Ансамбль гитаристов китайского радиовещания (1989, 中国广播吉他乐团) и Хор друзей китайского радиовещания (1984, 中国广播之友).
В 1956 г. состоялась 1-я Всекитайская неделя музыки (第一届全国音乐周), в концертах которой участвовали национальные ансамбли из 14 местностей, в том числе Центральный национальный ансамбль песни и танца (中央民族歌舞团, основан в 1952).
В 1960 г. создан Центральный оркестр национальной музыки (中央民族乐团). В том же году был открыт Пекинский концертный зал (北京音乐厅), созданный на базе преобразованного Центрального кинотеатра (1927). Перестроен в 1978–1986 гг., с этого времени стал первым в Китае модернизированным концертным залом; в 2003–2004 гг. был закрыт на реконструкцию.
После подписания советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи (1950) интенсифицировался культурный обмен с СССР. В Центральной консерватории начали преподавать советские специалисты, воспитавшие ряд выдающихся музыкантов; среди них: пианисты А. Г. Татулян и Т. П. Кравченко, композитор Б. А. Арапов, музыковед А. И. Кандинский. Консерватории Китая начали работать по советской системе с углублённым и систематизированным изучением теории музыки; многие китайские студенты обучались в СССР. В Пекине жили и работали: скрипач В. Д. Трахтенберг (1889–1963; солист и преподаватель Центрального экспериментального оперного театра), дирижёр В. М. Есипов, хоровой дирижёр Л. Н. Тумашев (1919–2006; работал с Хором Центрального филармонического оркестра) и др.
В 1957–1987 гг. Центральный филармонический симфонический оркестр возглавлял ученик Н. П. Аносова Ли Дэлунь (李德伦, 1917–2001). В мае 1958 г. в Пекине прошло выступление Государственного симфонического оркестра СССР под управлением К. К. Иванова и Н. П. Аносова совместно с Центральным филармоническим оркестром перед руководством правительства КНР.
В Пекине гастролировал балет Большого театра СССР с участием Г. С. Улановой (1952) и Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (1954), выступали Д. Ф. Ойстрах и С. Т. Рихтер (1957).
В период «культурной революции» 1966–1976 гг. музыкальная жизнь Пекина практически прекратилась: были закрыты концертные залы, высшие учебные заведения, в том числе Институт изучения китайской музыки. В 1973 г. Институт возобновил работу, с 1980 г. вошёл в состав Китайской академии искусств (中国艺术研究院) совместно с Академией китайского театра (中国戏曲研究院) и Китайским институтом изящных искусств (中国美术研究所). Была запрещена как иностранная, так и традиционная китайская музыка; разрешены к показу лишь 5 «образцовых» спектаклей пекинской оперы («Ловкий захват горы Вэйхушань», «Гавань», «Легенда о красном фонаре», «Шацзябан», «Налёт на полк Белого Тигра»), 2 балета («Красный женский батальон», «Седая девушка») и симфония «Шацзябан».
Музыкальная жизнь Пекина в конце 20 – начале 21 вв.
В связи с провозглашением политики «реформ и открытости» (1978) в начале 1980-х гг. в китайском искусстве возникло идейное течение – «Новая волна» («Синьчао», 新潮); в музыке его воплощением стало сочетание авангардных западноевропейских композиторских техник с элементами традиционной китайской музыки. В Центральной консерватории в Пекине преподавали композиторы Чжоу Вэньчжун (周文中, род. 1923; работал в Колумбийском университете), Юн И Сан, А. Гёр, Ду Минсинь; ученик Ю. И. Янкелевича скрипач Линь Яоцзи (林耀基, 1937–2009). Среди выпускников Центральной консерватории – Ван Ди, Лю Шикунь (стал лауреатом Второй премии 1-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве) и крупнейшие представители «Новой волны» – Тань Дунь, Е Сяоган (叶小纲, род. 1955), Сюй Чанцзюнь (徐昌俊, род. 1957). Многие студенты высших музыкальных учебных заведений стажировались в Западной Европе и США.
В 1977 г. дирижёр Ли Дэлунь (李德伦, 1917–2001) организовал Пекинский симфонический оркестр (北京交响乐团). В 1980 г. создан Пекинский союз музыкантов («Бэйцзин иньюэцзя сехуэй», 北京音乐家协会), который ныне (данные на конец 2022) насчитывает около 1500 участников.
Центральная консерватория перешла на западноевропейскую систему образования, в которой обучение делится на бакалавриат (4 или 5 лет), магистратуру (3 года) и докторантуру (3 года по специальностям «музыковедение» и «композиция»), однако теоретическая основа музыкального образования осталась русской: так, в 1990-х гг. композитор и педагог Лю Канхуа (刘康华, род. 1949) прошёл курс гармонии у Ю. Н. Холопова в Московской консерватории и впоследствии успешно использовал его в своей педагогической работе в Центральной консерватории; лекции по формам современной музыки в Центральной консерватории читала профессор Московской консерватории В. Н. Холопова (род. 1935).
В 2006 г. в Центральной консерватории создан Оркестровый институт (乐队学院), при котором работает Симфонический оркестр EOS (EOS交响文献乐团). В 2016 г. основан Симфонический оркестр Центральной консерватории (中央音乐学院交响乐团).
В 2006 г. открыт Институт искусств Пекинского университета (北京大学艺术学院), который включает в себя факультет теории музыки, Центр изучения национальной и театральной музыки, Центр передачи и сохранения традиции куньцюй и др.
Основаны новые театры: Пекинский театр пекинской оперы (1979, 北京京剧剧院) – ведущий театр этого жанра, Театр Пекинской оперы «Грушевый сад» (1990; «Лиюань цзюйчан», 梨园剧场), Пекинский международный оперный театр «Поли» (1991, 北京保利国际剧院), Оперный театр Народно-освободительной армии (2005, 解放军歌剧院), Государственный Большой оперный театр, также известный как Национальный центр исполнительских искусств (2007, 国家大剧院), Большой театр имени Мэй Ланьфана (2008, 梅兰芳大剧院). В 2019 г. выстроен заново театр «Гуанхэлоу»; этот старейший театр был снесён в 2007 г. при подготовке к Олимпийским играм 2008 г. В 2019 г. в нём состоялись представления Пекинской оперы и цзинъюнь дагу.
Открыты новые концертные залы: концертный зал «Цзиньфань» (1998, 金帆音乐厅), 4 концертных зала Государственного Большого оперного театра (2001–2007, 国家大剧院). В Государственном Большом оперном театре созданы хор (2009, 国家大剧院合唱团) и оркестр (2010, 国家大剧院管弦乐团).
Музыкальные фестивали и конкурсы
С 1980-х гг. в Пекине проводится множество музыкальных фестивалей, в том числе международные: Пекинский хоровой фестиваль (北京合唱节, 1 раз в 4 года с 1982), Китайский международный хоровой фестиваль (中国国际合唱节, 1 раз в 2 года с 1992), Пекинский международный музыкальный фестиваль симфонической, оперной, камерной, джазовой музыки (北京国际音乐节, ежегодно с 1998), Китайский детский хоровой фестиваль (中国国际童声合唱节, 1 раз в 2 года с 1998), Пекинский фестиваль современной музыки (北京现代音乐节, нерегулярно с 2002), Пекинский международный фестиваль фортепианного искусства (北京国际钢琴艺术节, в 2006–2022 было проведено 5 фестивалей), Пекинский фестиваль традиционной музыки (北京传统音乐节, ежегодно с 2009). Проходят всекитайские фестивали, в том числе Фестиваль искусств (全国艺术节, с 1987). В 2021 г. состоялся Пекинский фестиваль органной музыки (北京国际管风琴音乐节), в котором принимали участие американские органисты Дэвид Хиггс (род. 1957), Алан Моррисон (род. 1968; профессор Музыкального института Кёртис), французский органист и композитор Жан-Батист Робен (род. 1976; профессор Версальской консерватории).
Проводятся международные музыкальные конкурсы: Пекинский музыкальный конкурс (北京国际音乐比赛, с 2006); Пекинский юношеский скрипичный конкурс имени И. Менухина (北京梅纽因国际青少年小提琴比赛; проходит в разных странах 1 раз в 2 года с 1983, в Пекине – в 2012); Пекинский юношеский фортепианный конкурс имени Ф. Шопена (北京肖邦国际青少年钢琴比赛, 1 раз в 3 года с 2015). В 2019 г. прошёл 1-й китайский международный музыкальный конкурс (首届中国国际音乐比赛).
Современная джазовая и популярная музыка, рок-музыка
С началом политики экономических реформ в Пекине стала интенсивно развиваться популярная музыка. В 1993–2000 и с 2007 гг. проходит Пекинский международный фестиваль джазовой музыки (北京国际爵士音乐节), основанный немецким предпринимателем и любителем джаза Удо Хоффманом. С 2007 г. ежегодно проводится Международный фестиваль популярной музыки Modern Sky (摩登天空音乐节; также проходит в Нью-Йорке), с 2015 г. – Пекинский международный фестиваль популярной музыки (北京国际流行音乐周).
Часто в популярной музыке используются инструменты китайской традиционной музыки и её ладовые и мелодические особенности. Так, участницы ансамбля «Двенадцать девушек» (создан в 2001, 女子十二乐坊) исполняют на китайских национальных инструментах (лютня пипа, струнный эрху, цимбалы янцинь, флейта дицзы и др.) как китайскую, так и западноевропейскую музыку.
В 1980-е гг. Пекин стал столицей китайского направления рок-музыки яогунь иньюэ, родоначальником которой считают Цуй Цзяня (崔健, род. 1961). С 1997 г. в Пекине проводится крупнейший фестиваль рок-музыки Midi Music Festival (迷笛音乐节), организованный Пекинской музыкальной школой Миди (北京迷笛音乐学校). В нём, наряду с китайскими, принимают участие зарубежные рок-группы и исполнители.