Город-спутник
Го́род-спу́тник, город, расположенный в зоне влияния более крупного города и тесно связанный с ним устойчивыми связями (трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, учебными). Среди них особое значение имеют трудовые маятниковые миграции, которые часто выступают в качестве критерия выделения городских агломераций.
Концепция создания городов-спутников восходит к идее «города-сада» Э. Хоуарда, который рассматривал их как альтернативу быстрорастущим промышленным городам. Эти небольшие поселения, объединённые вокруг единого центра в группы, или «созвездия», городов с общей людностью порядка 250 тыс. человек, должны были сочетать лучшие свойства города и деревни. На практике большая часть городов-спутников не смогла достаточно развить свою экономику, а их население оказалось вовлечённым в трудовые маятниковые миграции. Это не позволило городам-спутникам в полной мере стать действенным механизмом ограничения роста крупных городов, превратив их в типичные спальные (жилые) пригороды.
В географии под городом-спутником или поселением-спутником (спутниковым поселением) понимают любой город, являющийся пригородом другого, более крупного центра. В градостроительстве городом-спутником принято считать только специально создаваемое новое поселение вблизи крупного центра для его «разгрузки» от чрезмерной концентрации населения и экономики. Первый город-сад Летчуэрт был спроектирован в Великобритании на расстоянии 60 км от центра Лондона в начале 20 в. Распространённой практикой строительство городов-спутников стало в 1940–1960-х гг. в рамках специальной программы правительства по разгрузке Лондона. Позднее города-спутники возникали во многих других странах, включая СССР, где в 1960-е гг. появился г. Зеленоград. Однако подавляющее число городов-спутников возникло эволюционным путём на определённом этапе развития процессов урбанизации, когда городские агломерации становятся ключевой формой расселения.
Большая часть городов-спутников функционирует в качестве многообразных дополнений города-центра (жилых, производственных, логистических, транспортных, рекреационных, научных). Другая группа поселений этого типа специализируется на выполнении партнёрских или профильных для центрального города функций. В зависимости от положения по отношению к городу-центру выделяют зоны ближних и дальних городов-спутников (в случае агломераций с развитой пригородной зоной и среднеудалённых).
Города-спутники, хотя они и не стали действенным инструментом регулирования роста больших городов и их агломераций, по-прежнему рассматриваются в теории и практике градостроительства как способ разгрузки центрального города и совершенствования планировочной структуры всей агломерации (т. н. спутниковый вариант развития).