Пекин. Архитектура
Архитекту́ра Пеки́на. Историческое ядро Пекина (окружено 2-й кольцевой автодорогой, сооружённой по периметру снесённых в 1965–1969 древних городских укреплений) сохранило традиционный для городов Китая прямоугольный план и регулярную сетку улиц; его архитектурные памятники преимущественно принадлежат к эпохам династий Мин и Цин. В его центре расположен Императорский город с Императорским дворцом (Гугун; с 1925 музей) и с примыкающей к нему с запада цепью искусственных озёр, на берегах которых разбиты императорские парки «Бэйхай» [на его территории храм Байтасы (ныне Юнъаньсы) с ламаистской ступой Байта («Белая пагода»), серия беседок Улунтин (все – 1651), храмы Шанъиньсы (конец 17 – начало 18 вв.)] и Чжуннаньхай (ныне закрытая зона правительственных учреждений); на севере находится парк «Цзиншань» («Гора прекрасного вида»). С юга к Императорскому дворцу примыкают храм Таймяо («Храм императорских предков», 1420, перестроен в 1544) и парк имени Сунь Ятсена со святилищем Байдянь (начало 15 в.; ныне Мемориальный зал Сунь Ятсена) и алтарём Шэцзитань («Алтарь божеств земли и злаков», 15 в.).
Дорога между ними, продолжающая главную ось ансамбля дворца, ведёт на юг, к воротам Тяньаньмэнь («Ворота Небесного спокойствия»; сооружены в 1420, перестроены в 1651) в стене Императорского города. За воротами её пересекает главная городская магистраль – проспект Чанъаньцзе, за которой по главной оси расположена центральная площадь города – Тяньаньмэнь (площадь 44 га) с монументом Народным героям (1952–1958, архитектор Лян Сычэн). Её окружают здания Всекитайского собрания народных представителей (Большой зал народных собраний; 1958–1959, архитектор Чжао Дунжи) и Национального музея Китая (1958–1959, архитектор Чжан Кайцзи; реконструкция, 2007–2011, архитектурное бюро GMP), мавзолей Мао Цзэдуна (1976–1977, архитектор Ян Тинбао и др.).
В южной части исторического ядра Пекина расположены Храм Неба, а также хутуны (традиционные жилые кварталы, застроенные по принципу сыхэюань: четыре корпуса, расставленных вокруг внутреннего двора); такая же застройка сохранилась в западной части Старого города (ныне сносится, на её месте возводятся многоэтажные здания). Среди других сооружений исторического центра – пагоды монастыря Тяньнинсы (1083 – начало 12 в.; высота 58 м) и монастыря Мяоинсы (пагода Байта; 1271; высота около 50 м), остатки городских укреплений, в том числе Барабанная (Гулоу; сооружена в 1272, перестроена в 1420 и середине 18 в.) и Колокольная (Чжунлоу; начало династии Мин, перестроена в 18 в.) башни, храмы Земли, Луны и Солнца (все – 1530), крупный ламаистский храмовый комплекс Юнхэгун («Дворец мира и гармонии») в сино-тибетском стиле (1694 – 1-я половина 18 в.), дворец Гунванфу (2-я половина 18 в.), Национальный центр исполнительских искусств (2007, архитектор П. Андрё).
Во 2-й половине 20 в. территория Пекина значительно выросла, вокруг исторического центра возникли новые районы массовой жилой застройки и индустриальной зоны, ограниченные кольцевыми автодорогами (с 3-й по 6-ю), при этом градостроители перешли от прямоугольной планировки к радиально-кольцевой. В черте города оказались расположенные к северо-западу от центра храм Утасы (Чжэньцзюэсы; пагода типа «алмазный трон», 1473), бывшие загородные императорские резиденции династии Цин – Старый летний дворец (Юаньминъюань; конец 17 – 18 вв.; разрушен в 1860 британскими и французскими войсками, ныне в руинах) и Летний дворец [Ихэюань; с парком; общая площадь около 2,9 млн м2, включая искусственное озеро Куньминху; заложен в 1750; бо́льшая часть существующих сооружений возведены в 1886–1895, реконструированы в 1902, в том числе храм-пагода Фосянгэ на горе Ваньшоушань, Длинная галерея (Галерея Чанлан; длина 728 м, свыше 8 тыс. росписей в интерьере) и многие другие сооружения].
Среди ключевых построек Пекина середины 20 в. в духе советского неоклассицизма с элементами традиционного китайского зодчества, наряду с ансамблем площади Тяньаньмэнь: гостиницы «Мир» (1951, архитектор Ян Тинбао; позднее перестраивалась) и «Дружба» (1954; архитектор Чжан Бо), Пекинский железнодорожный вокзал (1958–1959, архитектор Ян Тинбао). Среди построек 1980–1990-х гг. преобладают различные трактовки «национального стиля» (гостиница «Сяншань», 1980–1982, архитектор И. М. Пэй; реконструкция хутуна Цзюэр, 1990, архитектор У Лянъюн; Пекинский Западный железнодорожный вокзал, 1996, архитектор Чжу Цзялу), в том числе и в русле постмодернизма (Западная библиотека Университета Цинхуа, 1991, архитектор Гуань Чжаоэ).
К востоку от исторического центра расположен Центральный деловой район с плотной высотной застройкой, в том числе Китайский всемирный торговый центр (1989, расширен в 1999 и 2009) и комплекс CCTV (Центрального китайского телевидения; 2004–2008, открыт в 2012, архитектурное бюро OMA, архитектор Р. Колхас).
На севере Пекина – «Олимпийский парк» Игр XXIX Олимпиады: Национальный стадион («Птичье гнездо»; 2003–2008, архитектурное бюро Herzog & de Meuron при участии художника Ай Вэйвэя), Национальный центр водных видов спорта («Водный куб»; 2003–2008, архитектурное бюро PTW), теннисный центр, а также здание Digital Beijing (2005–2007, архитекторы Чжу Пэй и У Тун).
Среди других сооружений 1-й четверти 21 в.: 3-й терминал Пекинского столичного международного аэропорта (2003–2008, архитектурное бюро Н. Фостера) и терминал аэропорта Дасин (2014–2019, архитектурное бюро З. Хадид), Пекинский Южный железнодорожный вокзал (2008; архитектор Т. Фаррелл), Музей искусств при Центральной академии художеств (2008, архитектор Исодзаки Арата), жилой комплекс Linked Hybrid (2009, архитектор С. Холл), новые здания библиотеки (2009–2011) и музея искусств (2012–2016) Университета Цинхуа (архитектор М. Ботта), коммерческие комплексы Galaxy SOHO (2009–2012) и Wangjing SOHO (2014; оба – архитектурное бюро З. Хадид), здание компании Tencent (2019, архитектурное бюро OMA), Музей китайской традиционной культуры (2022, архитектурное бюро GMP); среди высотных зданий – Beijing Greenland Center (2016, архитектурное бюро Skidmore, Owings & Merrill), Chaoyang Park Plaza (2017, архитектурное бюро MAD, архитектор Ма Яньсун), Leeza SOHO (2019, архитектурное бюро З. Хадид).
В северо-западном районе Чанпин – комплекс Шисаньлин (15–17 вв.; 13 гробниц императоров династии Мин с «дорогой духов» длиной 800 м; ныне музей), включённый, наряду с Императорским (Гугун) и Летним (Ихэюань) дворцами, а также Храмом Неба, в список Всемирного наследия.