Пекин. Литературная жизнь
Литерату́рная жи́знь Пеки́на. С 14 в. Пекин занимает центральное место в литературном процессе Китая: столичный говор лёг в основу нормативного разговорного, а с 20 в. – и литературного китайского языка; столичный статус на протяжении веков обуславливал постоянный приток литературных сил.
При монгольской династии Юань на первый план литературной жизни выдвинулась драматургия. Среди ведущих драматургов, чья жизнь связана с Пекином: Ван Шифу (王实甫, 1260–1336), автор пьесы «Западный флигель» (конец 13 – начало 14 вв.), Ма Чжиюань (马致远, 1250 – около 1324), автор пьесы «Осень в Ханьском дворце» (13 в.), Гуань Ханьцин (关汉卿, около 1234 – около 1300), автор пьесы «Обиды Доу Э» (1291).
В 18–19 вв. при династии Цин сложилось самое известное направление китайской музыкальной драмы – Пекинская опера, сохраняющая свою популярность поныне. Среди наиболее значимых пекинских прозаиков эпохи Цин – Цао Сюэцинь, автор романа «Сон в красном тереме» и Вэнь Кан (文康, 19 в.), автор «Повествования о героях, сынах и дочерях». Оба произведения написаны на разговорном языке, в полной мере отразившем особенности пекинского говора, при этом действие «Сна в красном тереме» происходит в Пекине, что сделало его олицетворением пекинской литературы эпохи Цин.
В 1910–1920-х гг. Пекин стал центром литературной революции и движения за новую культуру. Издававшиеся профессорами и студентами столичных вузов журналы «Новая молодёжь» (新青年, «Синь циннянь»), «Новый прилив» (新潮, «Синь чао»), газета «Еженедельное обозрение» (每周评论, «Мэйчжоу пинлунь»)выступили в авангарде борьбы за новый литературный язык, внедрение новых литературных форм и актуальной проблематики, использование опыта иностранной литературы. 4 января 1921 г. в Пекине создано крупнейшее китайское литературное объединение – Общество изучения литературы (, 文学研究会, «Вэньсюэ яньцзюхуэй»). В 1923–1926 гг. при участии Лян Цичао (梁启超, 1873–1929), Ху Ши (胡适, 1891–1962), Сюй Чжимо (徐志摩, 1897–1931) действовал литературный салон, позднее давший начало группе «Новолуние» (新月派, «Синь юэ пай»), и общество «Без названия» ( 未名社, «Вэймин шэ»), основанное Лу Синем.
В 1920-х гг. появились влиятельные литературные издания – художественное приложение к «Утренней газете» (晨报副刊, «Чэньбао фукань»), журнал «Нити слов» (语丝, «Юй сы»); действовало издательство современной литературы «Северное новое издательство» (北新书局, «Бэй синь шуцзюй»).
В 1927–1949 гг., после утраты Пекином столичного статуса, центр литературной жизни Китая сместился в Шанхай, однако писатели, жившие и публиковавшиеся в Пекине, сохранили своё влияние на китайской литературной арене. По сравнению со всё более революционной и радикальной литературой китайского юга представители «столичной литературной группы» (京派) 1930-х гг. – Чжоу Цзожэнь (周作人, 1885–1967), Шэнь Цунвэнь (沈从文, 1902–1988), Фэй Мин (废名, 1901–1967), Лин Шухуа (凌叔华, 1900–1990) и др. – выделялись политической неангажированностью и приверженностью литературе критического реализма.
Наиболее значимый пекинский писатель 1-й половины 20 в. – Лао Шэ. Его романы «Развод» (1933), «Рикша» (1936), «Четыре поколения под одной крышей» (1944–1948), «Под пурпурными стягами» (1962), повесть «Моя жизнь» (1937), пьесы «Лунсюйгоу» (1950) и «Чайная» (1957), отличающиеся пекинским языковым и культурным колоритом, рисуют объёмные панорамы жизни в старом Пекине. Городские обычаи и нравы также описаны в произведениях Лян Шицю (梁实秋, 1903–1987), Цао Юя (曹禺, 1910–1996), Линь Хайинь (林海音, 1918–2001), которые провели в Пекине значительную часть своей жизни.
Восстановление Пекина в столичном статусе в 1949 г. вернуло ему роль главного литературного центра страны, а также выдвинуло на первый план издательства «Народная литература» (人民文学出版社, «Жэньминь вэньсюэ чубаньшэ»), «Писатель» (作家出版社, «Цзоцзя чубаньшэ») и журналы [«Народная литература» (人民文学, «Жэньминь вэньсюэ»), «Литература и искусство Пекина» (北京文艺, «Бэйцзин вэньи»), «Октябрь» (十月, «Шиюэ»), «Современность» (当代, «Дандай») и др.].
В Пекине разместились руководящие органы Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства (中国文学艺术界联合会, «Чжунго вэньсюэ ишуцзе ляньхэхуэй») и Союза китайских писателей (中国作家协会, «Чжунго цзоцзя сехуэй»; обе – с 1949), при котором открылся Литературный институт имени Лу Синя (1950); здесь же проводились всекитайские съезды этих организаций.
В 1950 г. создана Ассоциация деятелей литературы и искусства Пекина, первым председателем которой стал Лао Шэ; среди последующих руководителей – драматург Цао Юй, прозаик Ян Мо (杨沫, 1914–1995) и др. В июне 1980 г. в рамках Ассоциации учреждён Союз писателей Пекина, который поочерёдно возглавляли поэты Жуань Чжанцзин (阮章竞, 1914–2000) и Гуань Хуа (管桦, 1922–2002), прозаики Хао Жань (浩然, 1932–2008) и Лю Хэн (刘恒, род. 1954).
В 1980-е гг. ведущими представителями пекинской литературы, создающими произведения на пекинском диалекте, посвящённые городу, стали писатели Дэн Юмэй (邓友梅, род. 1931), автор повестей «Пройдоха На Пятый» (1982) и «Табакерка» (1984), а также Лю Синьу (劉心武, род. 1942), автор романа «Колокольная и Барабанная башни» (1985). В произведениях, обращённых к историческому прошлому, писатели восстанавливают связь с традиционной культурой столицы. Жизни Пекина и его обитателей также посвящён модернистский роман Ван Мэна «Игра в складные картинки» (1987).
В 1990-е гг. пекинская литература обогатилась прозой Лю Хэна, автора повести «Счастливая жизнь болтливого Чжан Даминя» (1997) и Ван Шо (王朔, род. 1958), автора романа «Я твой папа» (1991) и повести «Хищность зверя» (1991).
В 2000-х гг. вслед за усилением трудовой мобильности китайского населения Пекин всё чаще становится местом действия произведений, написанных авторами из других регионов Китая и посвящённых судьбе провинциала, оказавшегося в Пекине. К таковым относятся романы «Мобильник» (2003) и «Меня зовут Лю Юэцзинь» (2007) Лю Чжэньюня (刘震云, род. 1958), повесть «Бегом по Чжунгуаньцунь» (2006) Сюй Цзэчэня (徐则臣, род. 1978) и др.
Современная научно-фантастическая литература представлена творчеством Хао Цзинфан (郝景芳, род. 1984), автора повести «Складной Пекин» (2012; премия «Хьюго», 2016) и др.
C 1986 г. в Пекине ежегодно проводится Пекинская международная книжная ярмарка, ставшая важным литературным событием международного и всекитайского масштаба. В 1999 г. учреждена премия Лао Шэ, одна из четырёх самых крупных китайских литературных наград.
Среди литературных достопримечательностей Пекина: Музей современной китайской литературы, Музей традиционного китайского театра, дома-музеи Цао Сюэциня, Лу Синя, Лао Шэ, Мао Дуня (茅盾, 1896–1981) и Го Можо (郭沫若, 1892–1978).