Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич [27.7(9.8).1909, Манглис, Тифлисская губерния, ныне Манглиси, Тетрицкаройский муниципалитет края Квемо-Картли, Грузия – 18.9.1990, Москва], российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975).
Окончил в 1930 г. Вхутемас, где учился у А. А. Веснина и И. И. Леонидова; входил в группу архитекторов, под руководством Леонидова разрабатывавшую проект социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате (1930). Работал художником в Государственном театре имени Вс. Мейерхольда, затем в мастерской В. А. Веснина, проектировавшей Днепрогэс в русле конструктивизма. В 1937–1941 гг. учился в аспирантуре Академии архитектуры СССР у И. В. Жолтовского и А. В. Щусева. Среди работ в русле советского неоклассицизма: улица в восстановленном Севастополе (1949–1950) и станция метро «Серпуховская» в Москве (ныне «Добрынинская»; 1950; совместно с архитекторами М. А. Зелениным, М. А. Ильиным). С 1951 г. работал в институте «Моспроект», в 3-й магистральной мастерской под руководством А. В. Власова, занимаясь планировкой и застройкой Юго-Западного района столицы. В 1950-е гг. Павлов увидел возможность вернуться к принципам модернизма, что проявилось уже в его конкурсном проекте Дворца Советов на Ленинских горах (1959). В 1960–1962 гг. работал в Управлении по проектированию Всемирной выставки 1967 г. (комплекс на западном берегу Москвы-реки). Затем работал в «Моспроекте-2» в качестве начальника мастерской (до 1986, когда его мастерскую перевели в «Моспромпроект»). В 1960–1970-е гг. активно разрабатывал новые типы зданий (в том числе вычислительные центры и станции технического обслуживания автомобилей, СТОА), участвовал в международных конкурсах на проекты: библиотеки в Дублине (1961), центрального комплекса делового района Дефанс в агломерации Парижа (1982) и др. Создал ряд крупных градостроительных проектов, в том числе перепланировки центра Москвы (1966).
Сооружениям Павлова свойственны скульптурная лаконичная пластика и гармонично вплетённые в архитектурную композицию живописно-пластические элементы. К числу наиболее известных построек Павлова в Москве относятся СТОА «Жигули» (1966–1977) на пересечении Варшавского шоссе и Московской кольцевой автомобильной дороги, комплекс Центрального экономико-математического института (1970–1978). Во 2-й половине 1970-х гг., с наступлением эры постмодернизма, Павлов вернулся к использованию исторических мотивов в архитектуре, наиболее успешно – в здании Музея В. И. Ленина в Горках Ленинских под Москвой (проект 1975–1984, строительство 1985–1987).
Основные постройки Павлова в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры Центрального статистического управления СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983).
С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте.