#Архитектура советского модернизма
Архитектура советского модернизма
Тег

Архитектура советского модернизма

Архитектура советского модернизма
Найденo 6 статей
Общественные сооружения
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе
Южный речной вокзал в Москве: путь к Рязани и Уфе. Для того чтобы стать «портом пяти морей», Москва получила в 1930-х гг. сразу два речных вокзала, причём главный, ныне Северный, назывался изначально Химкинским, а второй, рассчитанный на более скромный пассажиропоток, – Московским (ныне Южный). В отличие от Северного, ставшего одной из ключевых достопримечательностей столицы, Южный речной вокзал оставался на вторых ролях и дважды менял место дислокации. Хотя он не служил «парадными воротами» города, вокзал отвечал за сообщение с Горьким (ныне Нижний Новгород) и Уфой, а также с пригородными районами в нижнем течении Москвы-реки. Современное здание вокзала расположено на левом берегу Новинского рукава недалеко от Нагатинского затона, в искусственном спрямлении русла Москвы-реки.
Вид на Южный речной вокзал, Москва. Фото сделано в 2023
Страны мира. Искусство и архитектура
Россия. Искусство и культура. Искусство. 2-я половина 20 в.
Иску́сство Росси́и 2-й полови́ны 20 в., период в истории искусства России. Кампания «борьбы с украшательством», развернувшаяся с конца 1955 г., положила начало модернизации архитектуры; умеренный рационализм сменялся бруталистскими структурами, а затем элементами неоклассики и постмодернизма. Развивалось монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, гобелены), книжный дизайн (Т. А. Маврина, В. Д. Пивоваров), сценография. В живописи периода «оттепели» поиски новой искренности отразились в «деревенской живописи» (А. А. Пластов и др.) и суровом стиле рубежа 1950–1960-х гг. В 1970-х гг. суровый стиль в значительной мере переродился в т. н. карнавализм (скульптура З. К. Церетели, живопись Т. Г. Назаренко, Н. И. Нестеровой и др.). Параллельно существовало неофициальное искусство («другое искусство»), противопоставлявшее свои формотворческие эксперименты однообразию и закостенелости одобренной государством культурной продукции. С эпохи перестройки, при ослаблении контроля и поддержки сверху, художественный рынок стал главным регулятором творческой деятельности.
Гелий Коржев. Художник. 1961
Общественные сооружения
Здание НИИ «Гидропроект» в Москве
Здание НИИ «Гидропроект» в Москве. В 1951 г. архитектурная мастерская Моспроекта получила заказ на разработку проекта нового комплекса научно-исследовательского института «Гидропроект» (ныне АО «Институт Гидропроект»), который планировалось построить на развилке между Ленинградским и Волоколамским шоссе на севере Москвы. До этого корпуса института, занимавшегося проектированием и строительством гидроэнергетических сооружений по всей стране, были разбросаны по городу: руководители занимали дом на Садово-Черногрязской улице, основная масса сотрудников работала на Софийской набережной, в аренде у «Гидропроекта» находилось около 20 помещений в разных частях Москвы. Необходимость в строительстве собственного здания стала особенно острой после того, как в начале 1953 г. институт перешёл из структуры Министерства внутренних дел СССР в систему Министерства электростанций СССР и объём работы и число сотрудников увеличились.
Здание НИИ «Гидропроект», Москва. 1960–1968. Архитекторы Г. П. Яковлев, Н. А. Джеванширова. Инженер В. В. Ханджи
Инженерные сооружения
Останкинская телебашня
Оста́нкинская телеба́шня, инженерное сооружение в Москве. Памятник архитектуры советского модернизма. Возведена для обеспечения устойчивого телевизионного вещания в 1960–1967 гг. по проекту архитекторов Л. И. Баталова, Д. И. Бурдина, инженеров Н. В. Никитина, Б. А. Злобина, В. И. Травуша, В. В. Ханджи и др. Первоначально телебашню планировали разместить в юго-западном районе Черёмушки, но в марте 1959 г. строительную площадку перенесли на север, в Останкино. Высота сооружения вместе с антенной составляет 540 м. На начало 2020-х гг. это самая высокая телевизионная башня в России и Европе. Инженер Никитин предложил использовать в качестве строительного материала предварительно напряжённый железобетон, благодаря чему удалось добиться устойчивости сооружения и разместить фундамент на небольшой глубине (4,6 м). Узкий ствол башни покоится на основании в виде конуса. По окружности ствола кольцами расположены балконы с техническим оборудованием, трёхэтажный ресторан и смотровая площадка. 27 августа 2000 г. в Останкинской телебашне произошёл крупный пожар, который удалось ликвидировать лишь на следующий день, три человека погибли из-за оборвавшихся лифтовых тросов. Телевещание не прекращалось даже во время реконструкции башни после пожара в 2000–2007 гг. В 2011 г. была открыта смотровая площадка, в 2016 г. – ресторан. Эксплуатируется Российской телевизионной и радиовещательной сетью.
Останкинская телебашня, Москва. 1960–1968. Архитекторы Леонид Баталов, Дмитрий Бурдин. Инженеры: Борис Злобин, Николай Никитин, Владимир Травуш, Виктор Ханджи, Моисей Шкуд
Театральные сооружения
Театр имени Моссовета и кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади в Москве
Театр имени Моссовета и кинотеатр «Россия» на Пушкинской площади в Москве. В 1935 г. столичными властями было принято решение о сносе Страстного монастыря в центре Москвы. Пушкинскую площадь (до 1931 – Страстная), на которую планировалось перенести памятник А. С. Пушкину с Тверского бульвара, необходимо было расширить и заасфальтировать. Вместо небольших двух- и трёхэтажных построек по её периметру должны были появиться многоэтажные здания, соответствующие облику главной городской магистрали – улицы Горького (ныне – Тверская), которую расширили в соответствии с утверждённым в 1935 г. Генеральным планом реконструкции Москвы.
Кинотеатр «Россия», Москва. 1957–1961. Архитекторы: Эльмира Гаджинская, Дмитрий Солопов, Юрий Шевердяев