#Советское искусство
Советское искусство
Тег

Советское искусство

Советское искусство
Найденo 46 статей
Михаил Авилов. «Взять живьём!». 1942
Инструменты и техники в искусстве и архитектуреИнструменты и техники в искусстве и архитектуре
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг.
Шелкография в российском искусстве 1930–1960-х гг. Первые документированные сведения об использовании шёлкотрафаретной печати в СССР относятся к середине 1930-х гг., времени, когда шелкографию как способ орнаментации текстиля начали внедрять на двух московских шёлковых предприятиях – фабрике «Красная роза» и Московском шёлковом комбинате имени П. П. Щербакова. Поскольку технология была импортирована из Германии, этот метод обозначался первоначально немецкоязычными терминами «фотофильмдрук» (Fotofilmdruck), «фильмдрук» (Filmdruck), позднее заменёнными на переводные «фотофильмпечать», «фильмпечать». Одним из пионеров в освоении и обучении новому способу декорирования тканей стала преподававшая в Московском текстильном институте (ныне Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина) художница Л. В. Маяковская (сестра В. В. Маяковского).
Живописцы
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
Архитекторы, градостроители
Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Леонид Павлов. Здание Научно-культурного центра «Музей В. И. Ленина», посёлок Горки Ленинские. 1985–1987
Фотографы
Лобовиков Сергей Александрович
Лобовико́в Серге́й Алекса́ндрович (1870–1941), российский фотограф. В 1893 г. работал в петербургском фотоателье К. К. Буллы; в 1894 г. вернулся в Вятку и открыл собственную фотографию. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже получил бронзовую медаль. Испытал сильное влияние искусства передвижников. Работал как жанрист («Вдовья думушка», «На ветру»), пейзажист, портретист; освоил технику бромойль. Член обществ фотохудожников Дрездена, Лондона и Парижа, действительный член (1900) и почётный член (1913) Русского фотографического общества. Член Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1934 г. в Ленинграде; состоял консультантом фотокинолаборатории Академии наук СССР, занимался научно-прикладной съёмкой.
Спасская улица в Вятке, вид с восточной стороны на перекрёстке Николаевской улицы в направлении реки. 1900–1905
Живописцы
Шварцман Михаил Матвеевич
Шва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).
Работы Михаила Шварцмана в экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» в Московском музее современного искусства
Фотографы
Лангман Елеазар Михайлович
Ла́нгман Елеаза́р Миха́йлович (1895–1940), российский фотограф-документалист. Один из пионеров направления новое видение. Использовал приёмы авангардной фотографии в фоторепортаже (новостройки, заводы, колхозы): применял динамичное диагональное построение, смещение композиционного центра, утрированную перспективу и т. д. По заданию издательства «Изогиз» в 1930-е гг. делал съёмки новостроек Украины, на московском заводе «Динамо» и Краматорском машиностроительном заводе, в совхозах и колхозах. Входил в жюри фотовыставок, организованных Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) в конце 1930-х гг.; член президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников.
Пушкинская площадь. 1935
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество московских художников
О́бщество моско́вских худо́жников (ОМХ), российское художественное объединение. Представляло московскую школу живописи рубежа 1920–1930-х гг. во всём разнообразии стилей и направлений. Возникло в 1927 г.; объединило бывших членов художественных обществ «Московские живописцы» (1924–1925, основано бывшими членами объединения «Бубновый валет»), «Маковец», «Бытие», «Крыло» (1926–1928; основано учениками А. А. Осмёркина), «Цех живописцев», «Четыре искусства», «Рост», «Жар-Цвет» и др. Творчество членов ОМХ оставалось в рамках традиционных жанров, среди которых преобладали пейзаж и натюрморт. Ликвидировано в 1932 г.
Каталог второй выставки Общества московских художников. Обложка. 1929
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Новое общество живописцев
Но́вое о́бщество живопи́сцев, российское художественное объединение в Москве (действовало в 1921–1924). В 1922 г. состоялась единственная выставка, её участники: С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов и Г. Г. Ряжский. Общество выступало против конструктивизма, производственничества и крайностей авангарда, стремясь к возрождению станковой предметной живописи.
Самуил Адливанкин. Трамвай «Б». 1922
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Ассоциация художников революционной России
Ассоциа́ция худо́жников революцио́нной Росси́и (АХРР), объединение российских художников, графиков, скульпторов. Существовало в 1922–1932 гг. Основано в Москве. Филиалы создавались во всех союзных и автономных республиках и в крупных промышленных центрах СССР. АХРР стала первой художественной организацией в советской России, призывавшей в своей декларации к «художественно-документальному» отображению действительности, т. е. к творчеству в русле реализма. Выступая против формализма и авангарда как ложного пути для искусства, АХРР выдвинула лозунги «художественного документализма» и «героического реализма». Председателями были П. А. Радимов (1922, 1927–1932), А. В. Григорьев (1923–1927). В разное время в АХРР входили: М. И. Авилов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. Е. Ефимов, Б. В. Иогансон, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, М. Г. Манизер, И. И. Машков, Ф. А. Модоров, А. М. Нюрнберг, С. В. Рянгина, Г. Г. Ряжский, В. С. Сварог, П. П. Соколов-Скаля, К. Ф. Юон и др.
Георгий Ряжский. Делегатка. 1927
Живописцы
Минкин Виктор Алексеевич
Ми́нкин Ви́ктор Алексе́евич (1947–2022), российский живописец, заслуженный художник РФ (1994), народный художник РФ (2007), член-корреспондент Российской академии художеств (2012). С 1973 г. жил и работал в Рязани. Автор портретов («Василий Иванович Бирючков – механизатор совхоза "Васинский"», 1975, Алексинский художественно-краеведческий музей; «Автопортрет», 1973–1978, Третьяковская галерея, Москва), пейзажей («Заброшенная ферма», 1996–1997, Русский музей, Санкт-Петербург), натюрмортов («Натюрморт с книгой», 1997, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина; далее – РГОХМ). В стилистике произведений художника сильны традиции ленинградской пейзажной школы. Колористический лаконизм, эмоциональная сдержанность, стремление к обобщению, подчёркнутый минимализм композиционных решений в поздний период привели художника к созданию произведений, близких к абстракции («Родное», 2014, РГОХМ).
Виктор Минкин. Автопортрет. 1986
1
2
3
4
5