#Советское искусство
Советское искусство
Тег

Советское искусство

Советское искусство
Найденo 45 статей
Кузьма Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
ЖивописцыЖивописцы
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
Петро́в-Во́дкин Кузьма́ Серге́евич (1878−1939), российский живописец, рисовальщик, сценограф, педагог, писатель; заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Ранние работы созданы в духе символизма («Сон», 1910, Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ). Член объединения «Мир искусства» (с 1910). Показанная на выставке объединения картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ) имела большой успех и стала квинтэссенцией стиля художника. Под воздействием древнерусской иконописи и живописи Возрождения мастер разработал особый способ построения композиционного пространства при помощи т. н. сферической перспективы (совмещение видов сверху и сбоку) и особого колорита, базирующегося на взаимодействии трёх основных цветов. В искусстве Петрова-Водкина выработался набор устойчивых мотивов: материнства («Мать», 1913, ГТГ), смерти («На линии огня», 1916, ГРМ), семьи («За самоваром», 1926, ГТГ) и др. В 1917 г. работал в организованной М. Горьким Комиссии по вопросам искусства при Временном правительстве; оформлял празднества в честь 1-й годовщины Октябрьской революции в Петрограде (1918), писал работы на темы революции: «1918 год в Петрограде» (1920, ГТГ), «Смерть комиссара» (ГРМ, 1928). Автор портретов (А. А. Ахматовой, 1922, ГРМ) и натюрмортов («Розовый натюрморт. Ветка яблони», 1918, ГТГ). Среди театральных работ – декорации к постановке пьесы П.-О. де Бомарше «Женитьба Фигаро» (1935, режиссёр В. Ф. Дудин, петроградский Государственный академический театр драмы, ныне Александринский театр). Автор автобиографических повестей («Самаркандия. Из путевых набросков 1921 года», 1923, и др.), пьес. Один из инициаторов перестройки художественного образования в 1917 г.
Архитекторы, градостроители
Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Леонид Павлов. Здание Научно-культурного центра «Музей В. И. Ленина», посёлок Горки Ленинские. 1985–1987
Фотографы
Лобовиков Сергей Александрович
Лобовико́в Серге́й Алекса́ндрович (1870–1941), российский фотограф. В 1893 г. работал в петербургском фотоателье К. К. Буллы; в 1894 г. вернулся в Вятку и открыл собственную фотографию. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже получил бронзовую медаль. Испытал сильное влияние искусства передвижников. Работал как жанрист («Вдовья думушка», «На ветру»), пейзажист, портретист; освоил технику бромойль. Член обществ фотохудожников Дрездена, Лондона и Парижа, действительный член (1900) и почётный член (1913) Русского фотографического общества. Член Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1934 г. в Ленинграде; состоял консультантом фотокинолаборатории Академии наук СССР, занимался научно-прикладной съёмкой.
Спасская улица в Вятке, вид с восточной стороны на перекрёстке Николаевской улицы в направлении реки. 1900–1905
Живописцы
Шварцман Михаил Матвеевич
Шва́рцман Михаи́л Матве́евич (1926–1997), российский живописец, график, графический дизайнер, педагог. С 1960-х гг. активно работал в области плаката, книжной графики, промграфики. Главный художник графического сектора Специального художественно-конструкторского бюро лёгкой промышленности РСФСР (1966–1985), где при нём сложилась т. н. школа Шварцмана. С 1970 г. свои картины и рисунки называл «иературами», отличая их как от картин, так и от икон. Написанные преимущественно темперой беспредметные формы «иератур» образуют сбалансированные, но динамичные композиции («Полнолуние», 1972, Русский музей, Санкт-Петербург; «Иература прорыва», 1973–1975, Третьяковская галерея, Москва). Параллельно с живописными создавал графические «иературы», преимущественно организованные в циклы («Метаморфозы», 1970; «Устья», 1971).
Работы Михаила Шварцмана в экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» в Московском музее современного искусства
Фотографы
Лангман Елеазар Михайлович
Ла́нгман Елеаза́р Миха́йлович (1895–1940), российский фотограф-документалист. Один из пионеров направления новое видение. Использовал приёмы авангардной фотографии в фоторепортаже (новостройки, заводы, колхозы): применял динамичное диагональное построение, смещение композиционного центра, утрированную перспективу и т. д. По заданию издательства «Изогиз» в 1930-е гг. делал съёмки новостроек Украины, на московском заводе «Динамо» и Краматорском машиностроительном заводе, в совхозах и колхозах. Входил в жюри фотовыставок, организованных Всесоюзным обществом культурной связи с заграницей (ВОКС) в конце 1930-х гг.; член президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников.
Пушкинская площадь. 1935
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество московских художников
О́бщество моско́вских худо́жников (ОМХ), российское художественное объединение. Представляло московскую школу живописи рубежа 1920–1930-х гг. во всём разнообразии стилей и направлений. Возникло в 1927 г.; объединило бывших членов художественных обществ «Московские живописцы» (1924–1925, основано бывшими членами объединения «Бубновый валет»), «Маковец», «Бытие», «Крыло» (1926–1928; основано учениками А. А. Осмёркина), «Цех живописцев», «Четыре искусства», «Рост», «Жар-Цвет» и др. Творчество членов ОМХ оставалось в рамках традиционных жанров, среди которых преобладали пейзаж и натюрморт. Ликвидировано в 1932 г.
Каталог второй выставки Общества московских художников. Обложка. 1929
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Новое общество живописцев
Но́вое о́бщество живопи́сцев, российское художественное объединение в Москве (действовало в 1921–1924). В 1922 г. состоялась единственная выставка, её участники: С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов и Г. Г. Ряжский. Общество выступало против конструктивизма, производственничества и крайностей авангарда, стремясь к возрождению станковой предметной живописи.
Самуил Адливанкин. Трамвай «Б». 1922
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Ассоциация художников революционной России
Ассоциа́ция худо́жников революцио́нной Росси́и (АХРР), объединение российских художников, графиков, скульпторов. Существовало в 1922–1932 гг. Основано в Москве. Филиалы создавались во всех союзных и автономных республиках и в крупных промышленных центрах СССР. АХРР стала первой художественной организацией в советской России, призывавшей в своей декларации к «художественно-документальному» отображению действительности, т. е. к творчеству в русле реализма. Выступая против формализма и авангарда как ложного пути для искусства, АХРР выдвинула лозунги «художественного документализма» и «героического реализма». Председателями были П. А. Радимов (1922, 1927–1932), А. В. Григорьев (1923–1927). В разное время в АХРР входили: М. И. Авилов, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. Е. Ефимов, Б. В. Иогансон, Н. А. Касаткин, Б. М. Кустодиев, М. Г. Манизер, И. И. Машков, Ф. А. Модоров, А. М. Нюрнберг, С. В. Рянгина, Г. Г. Ряжский, В. С. Сварог, П. П. Соколов-Скаля, К. Ф. Юон и др.
Георгий Ряжский. Делегатка. 1927
Живописцы
Минкин Виктор Алексеевич
Ми́нкин Ви́ктор Алексе́евич (1947–2022), российский живописец, заслуженный художник РФ (1994), народный художник РФ (2007), член-корреспондент Российской академии художеств (2012). С 1973 г. жил и работал в Рязани. Автор портретов («Василий Иванович Бирючков – механизатор совхоза "Васинский"», 1975, Алексинский художественно-краеведческий музей; «Автопортрет», 1973–1978, Третьяковская галерея, Москва), пейзажей («Заброшенная ферма», 1996–1997, Русский музей, Санкт-Петербург), натюрмортов («Натюрморт с книгой», 1997, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина; далее – РГОХМ). В стилистике произведений художника сильны традиции ленинградской пейзажной школы. Колористический лаконизм, эмоциональная сдержанность, стремление к обобщению, подчёркнутый минимализм композиционных решений в поздний период привели художника к созданию произведений, близких к абстракции («Родное», 2014, РГОХМ).
Виктор Минкин. Автопортрет. 1986
1
2
3
4
5