#Архитекторы советского модернизма
Архитекторы советского модернизма
Тег

Архитекторы советского модернизма

Архитекторы советского модернизма
Найденo 9 статей
Архитекторы, градостроители
Павлов Леонид Николаевич
Па́влов Леони́д Никола́евич (1909–1990), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1975). В 1930-е гг. работал в русле конструктивизма, в 1940-е гг. – советского неоклассицизма (станция метро «Серпуховская» в Москве, ныне «Добрынинская»; 1950), в 1950-е гг. вернулся к принципам модернизма, со 2-й половины 1970-х гг. создавал сооружения в духе постмодернизма. Основные постройки в Москве: новый корпус здания Госплана СССР в Георгиевском переулке (1965–1969); вычислительные центры ЦСУ СССР (1968–1980), Госплана СССР (1970), Госбанка СССР (1974–1996); Музей «Траурный поезд В. И. Ленина» у Павелецкого вокзала (1977–1979), станции метро «Серпуховская» и «Нагатинская» (обе – 1983). С 1934 г. преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
Леонид Павлов. Здание Научно-культурного центра «Музей В. И. Ленина», посёлок Горки Ленинские. 1985–1987
Архитекторы, градостроители
Мндоянц Ашот Ашотович
Мндоя́нц Ашо́т Ашо́тович (1909/1910 – 1966), архитектор. Среди его работ в Москве (совместно с М. В. Посохиным): высотный дом на площади Восстания (1948–1954; ныне Кудринская площадь), Кремлёвский дворец съездов (1959–1961), застройка проспекта Калинина (1962–1968; ныне улица Новый Арбат). Занимался разработкой типовых проектов для массового жилищного строительства и застройки курорта Пицунда (с 1959). Лауреат Сталинской премии 2-й степени (за 1948; вручена в 1949) и Ленинской премии (1962).
Здание СЭВ (ныне здание Правительства Москвы), Москва. 1963–1970. Архитекторы Ашот Мндоянц, Михаил Посохин
Архитекторы, градостроители
Розенфельд Зиновий Моисеевич
Розенфе́льд Зино́вий Моисе́евич (1904–1990), российский архитектор, градостроитель, заслуженный строитель РСФСР (1978). Жил и работал в Москве. Многоквартирные дома 1930–1970-х гг. с разнообразным декором. Автор эффективных планировок (жилые секции конца 1930-х гг., и др.). Занимался индустриальными методами строительства (жилой массив Песчаных улиц, рубеж 1940–1950-х гг.; многоквартирный бескаркасный дом из вибропрокатных панелей на Звёздном бульваре, 1964, – прототип для нескольких серий типового жилья, и др.). Заместитель председателя Госстроя СССР (1960–1961), директор Московского научно-исследовательского и проектного института типологии экспериментального проектирования (МНИИТЭП; 1961–1964).
Можайский путепровод. Проект реконструкции. Можайское шоссе. Перспектива площади. Ок. 1938–1940. Художники: Зиновий Розенфельд, А. Андреев
Архитекторы, градостроители
Алёшина Нина Александровна
Алёшина Ни́на Алекса́ндровна (1924–2012), российский архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1985). Автор проектов 19 станций Московского метрополитена (как главный архитектор проекта и в составе творческих коллективов), в их числе – «Октябрьская» (радиальная), «Ленинский проспект» и «Профсоюзная» (все – 1962), «Кузнецкий Мост» (1975), «Марксистская» (1979), «Чертановская» (1983). Последовательно отстаивала отношение к станциям метро не как к сугубо функциональным транспортным сооружениям, а как к важным для города общественным пространствам, каждому из которых необходим неповторимый архитектурный образ.
Архитекторы Нина Алёшина, Наталья Самойлова и  старший техник И. В. Петрова во время работы над проектом станции метро «Серпуховская» Московского метрополитена имени В. И. Ленина. Москва. 1982
Архитекторы, градостроители
Подольский Владимир Иосифович
Подо́льский Влади́мир Ио́сифович (1931–2013), российский архитектор, градостроитель, педагог, заслуженный архитектор РСФСР (1989). Автор широкого ряда индивидуальных проектов, по которым построены здания в разных городах России и других стран, а также типовых проектов школ и детских учреждений, различных по вместимости и конструктивному решению. Среди построек: экспериментальная средняя школа Академии педагогических наук СССР в г. Пущино (1966–1973, при участии архитекторов Ю. А. Шаронова и О. А. Егоровой), Дом юных техников в Улан-Баторе (1971–1975, совместно с архитектором Р. Ф. Голышко), Дворец пионеров и школьников в Мурманске (1970-е гг. – 1985, совместно с архитекторами Р. Ф. Голышко, Ю. А. Шароновым и Т. А. Соколовой).
Здание школы в Ходейде (Йемен). 1965–1967. Архитекторы: Владимир Подольский, Юрий Шаронов
Архитекторы, градостроители
Посохин Михаил Васильевич
Посо́хин Михаи́л Васи́льевич (1910–1989), российский архитектор, народный архитектор СССР (1970), действительный член Академии художеств СССР (1979). Среди ключевых работ: высотное здание на площади Восстания (1948–1954; ныне Кудринская площадь), Дворец съездов в Кремле (1959–1961), застройка Нового Арбата (1964–1969) в Москве, павильоны СССР на Всемирных выставках в Монреале (1967) и Осаке (1970) (все – с соавторами). Главный архитектор Москвы в 1960–1982 гг. Руководитель проекта Генерального плана развития Москвы (утверждён в 1971). Сталинская премия 2-й степени (1949), Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1980). Его сын – М. М. Посохин.
Михаил Посохин. 1980-е гг. Фото: Николай Рахманов
Архитекторы, градостроители
Лебедев Виктор Владимирович
Ле́бедев Ви́ктор Влади́мирович (1909–2001), российский архитектор, действительный член Академии художеств СССР (1979). Воспринял идеи модернизма 1960-х гг. Во главе авторского коллектива построил здание Московского хореографического училища (1965–1969). Главная работа – формирование общественно-административного центра Перовского района (с 1968; здание Райкома КПСС и Райисполкома, 1974; создание озеленённой зоны и др.). С 1978 г. главный архитектор Северо-Восточной планировочной зоны Москвы. Под его руководством спроектированы жилые районы, спроектирован и построен (1987) Дворец пионеров и школьников Перовского района – одно из первых произведений московского постмодернизма. Государственная премия СССР (1951), Государственная премия РСФСР (1969).
Виктор Лебедев. Здание Московского академического хореографического училища. 1965–1969
Исторические явления, процессы
«Борьба с излишествами»
«Борьба́ с изли́шествами», обобщающее название переворота в советской архитектуре середины 1950-х гг., связанного с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 г. В этом документе советской архитектуре были предписаны «простота, строгость форм и экономичность решений», подразумевавшие отказ от нефункциональных архитектурных элементов (башен, эркеров, колоннад, портиков), сложных декоративных техник (лепнина, позолота, мозаика, бронзовое литьё), дорогих облицовочных материалов (мрамор, гранит). Постановление ознаменовало собой поворот советской архитектуры от «освоения классического наследия» к ориентации на лучшие достижения современной зарубежной архитектуры, а также к экономии ресурсов, типовому строительству и ускорению его темпов, что позволило отчасти справиться с острым дефицитом жилья в СССР. «Борьба с излишествами» привела к переходу от советского неоклассицизма, который был характерен для сталинской эпохи, к советскому модернизму.
Искусство