Паспортный режим
Па́спортный режи́м, регламентированный нормами административного права порядок деятельности компетентных органов по выдаче, замене, сдаче и изъятию документов, удостоверяющих личность, а также учёту и регистрации граждан в целях упорядочения передвижения населения, обеспечения реализации прав и обязанностей граждан, охраны общественного порядка и общественной безопасности.
В правовой литературе существуют различные точки зрения относительно определения паспортного режима. Паспортный режим понимается как совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных документов, удостоверяющих личность гражданина, учёта и регистрации граждан, как порядок, предусматривающий учёт передвижения населения и обязательность получения гражданами паспорта, и как совокупность правил паспортизации и регистрации граждан.
Бесспорным является признание необходимости правовой регламентации паспортного режима, определённого порядка паспортизации и регистрационного учёта граждан, закреплённого в нормах административного права.
Паспортный режим устанавливается с целью идентификации личности граждан на основании соответствующих документов. Кроме того, он позволяет вести учёт населения для реализации государственной политики на основании данных о количестве и размещении граждан, осуществлять контроль за миграционными процессами. Паспортный режим способствует выявлению лиц, совершивших административные правонарушения и преступления.
Таким образом, паспортный режим обеспечивает реализацию прав граждан и способствует укреплению правопорядка. Паспортный режим действует на всей территории государства и распространяется на всех присутствующих на его территории лиц.
Международные правовые акты не закрепляют необходимости выдачи гражданам стандартизированных документов, удостоверяющих личность. Государства самостоятельно определяют основы национального паспортного режима, принимая во внимание п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., согласно которому каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства. Данные права могут быть ограничены законом лишь при необходимости охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Законодательства государств, устанавливающие основы паспортного режима, имеют схожие черты в части возможности удостоверения личности гражданина на основании различных документов.
На территории Европейского союза (ЕС) таким документом выступает как паспорт гражданина ЕС, так и паспорт государства – члена ЕС. Согласно положениям статей 17 и 18 Договора, учреждающего Европейское сообщество, от 25 марта 1957 г., каждое лицо, имеющее гражданство государства – члена Европейского союза, является гражданином ЕС. Гражданство ЕС дополняет, но не заменяет национальное гражданство. Это даёт каждому гражданину Европейского союза право на свободное передвижение и постоянное проживание на территории государств-членов на основании паспорта гражданина ЕС.
В США Закон об иммиграции и гражданстве (Immigration and Nationality Act, 1952) не устанавливает обязанности каждого гражданина страны получать паспорт. Паспортный режим характеризуется необходимостью использовать паспорт гражданина США лишь при въезде и выезде из США. В иных случаях документами, удостоверяющими личность, кроме паспорта, являются свидетельство о гражданстве США, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, а также дипломатический паспорт, паспорт моряка, служебный паспорт.
В Российской Федерации получение паспорта является обязательным для всех граждан, достигших возраста 14 лет. При этом согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка и описания паспорта гражданина РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации») паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории государства. Перечень иных документов, удостоверяющих личность, законодательно не установлен.
В зависимости от сферы общественных отношений такие документы могут быть различными. Для граждан младше 14 лет это свидетельство о рождении; для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел – военный билет, служебное удостоверение; для лиц, постоянное место жительства которых находится за границей, но которые временно пребывают на территории РФ, – заграничный паспорт; для лиц, которые освободились из мест отбывания лишения свободы, – справка об освобождении; для лиц, постоянно проживающих на территории РФ, но не являющихся её гражданами, – вид на жительство или разрешение на временное проживание; для беженцев – удостоверение беженца.
Правовые основы паспортного режима установлены в различных нормативных актах. Это Конституция РФ, Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» и иные акты.
Паспортный режим включает в себя такие элементы, как деятельность соответствующих компетентных органов государственной власти по выдаче, замене, сдаче и изъятию документов, удостоверяющих личность граждан, а также контроль за соблюдением паспортного режима. Компетентными субъектами, обеспечивающими реализацию паспортного режима, выступают органы внутренних дел, а также органы регистрации актов гражданского состояния, военные комиссариаты и иные организации, в функции которых входит регистрационный учёт граждан.
Законодательство об административных правонарушениях устанавливает меры ответственности за несоблюдение паспортного режима – проживание гражданина без паспорта, утрату паспорта, использование документов, удостоверяющих личность гражданина (паспорт), в качестве залога и несоблюдение правил регистрации по месту жительства. За хищение или повреждение паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также за фиктивную регистрацию гражданина по месту пребывания или месту жительства предусмотрены меры уголовной ответственности.
Развитие цифровых технологий позволяет говорить о возможности замены бумажных документов, удостоверяющих личность гражданина, на их цифровые аналоги. При этом упрощается выдача таких документов и внесение в них информации, снижаются риски, связанные с их утратой, поскольку существует возможность блокировки использования электронного паспорта, а при интеграции паспорта гражданина с иными документами, содержащими сведения о личности, сокращаются издержки государства, связанные с документооборотом. Также требуется решение вопросов, связанных с необходимостью повышения уровня защиты данных от неправомерного доступа и утраты. Вместе с тем переход к идентификации личности гражданина на основе документов в электронной форме связан с необходимостью более активного внедрения цифровых технологий в деятельность органов государственной власти, что потребует в свою очередь дополнительных затрат на обеспечение этих органов соответствующими техническими и программными средствами.