Монофелитство
Монофели́тство (от моно... и греч. θέλημα – воля), традиционное название богословского учения о единой воле в Иисусе Христе, созданного в 7 в. в Византии с целью примирения монофизитов с приверженцами IV Вселенского (Халкидонского) собора. Сам термин «монофелитство» возник не ранее 8 в., он полемически исказил учение о единой воле во Христе.
Монофелитство представляло собой вероучительный компромисс: было предложено признать во Христе две природы, но одно действие и одну волю. Инициатором этого компромисса выступил патриарх Константинопольский Сергий I (610–638). В 633 г. патриарху Александрийскому Киру удалось заключить унию с частью египетских монофизитов на основании вероопределения, в котором, в частности, утверждалось положение о «единой богомужной энергии» во Христе. Однако папа Римский Гонорий I в переписке с патриархом Константинопольским Сергием оспорил это вероопределение и предложил Сергию сосредоточиться на учении о единой воле во Христе. Против нового учения в 634 г. в Соборном послании предстоятелям церквей выступил патриарх святой Софроний Иерусалимский. В 638 г. византийский император Ираклий I издал написанный патриархом Сергием Эктесис (изложение веры), в котором предписывалось исповедание единой воли во Христе. Замысел примирения с монофизитами с помощью монофелитства провалился по причине стремительного арабского завоевания, отторгнувшего от Византии области распространения монофизитства.
В 648 г. изданный императором Константом II Типос (образец веры) отменил Эктесис, запретив споры «об одной или двух энергиях, об одной или двух волях» во Христе. Некоторые противники монофелитства были этим удовлетворены, но виднейший борец против монофелитства преподобный Максим Исповедник счёл это недопустимым компромиссом и фактической защитой ереси монофелитства. Отправившись в Рим, Максим убедил папу Римского святого Мартина I от лица Латеранского собора (649) осудить монофелитство, Эктесис и Типос и анафематствовать патриархов Константинопольских Сергия, Пирра и Павла II и патриарха Александрийского Кира. Император Констант II сурово наказал Максима и Мартина не только за их догматическую позицию, но и за связи с политическими сепаратистами.
Решающим в истории монофелитства был VI Вселенский собор (680–681), утвердивший учение о двух естественных волях и двух естественных действиях во Христе как православное, чем утверждалась реальность человеческой природы Христа. Собор основывался на Соборном послании патриарха Иерусалимского Софрония, однако умолчал о Максиме Исповеднике. К осуждённым в Риме в 649 г. собор добавил имена папы Гонория и патриарха Константинопольского Петра. Анафематствован был также патриарх Антиохийский Макарий, упорно защищавший на соборе монофелитство. Однако монофелитство не было искоренено окончательно. В 711–713 гг. император Вардан Филиппик ненадолго восстановил монофелитство как официальное учение византийской Церкви и заставил иерархию принять его. Усвоившая монофелитство община маронитов в горах Ливана лишь под влиянием крестоносцев отреклась от монофелитства и признала власть папы Римского. Ныне монофелитство сохраняется только как элемент монофизитских учений.