Разделение церквей
Разделе́ние церкве́й (Великое разделение, Великая схизма), в христианстве прекращение евхаристического общения между Римской и Константинопольской церквами в 1054 г., после которого произошло окончательное обособление Римско-католической церкви от православных церквей.
Христианство на греческом востоке и латинском западе Римской империи уже в 5 в. стало развиваться раздельно: к различиям языков и культур прибавлялись постепенно накапливавшиеся особенности в богословии, богослужении, канонике, церковном строе. Время от времени между Римом и Константинополем происходили разрывы церковного общения. Разрыв, произошедший в начале 11 в., не прекращался в течение нескольких десятилетий. Причины обострения церковных отношений в середине 11 в. не были экстраординарными, но привели к окончательному разделению церквей.
Начавшееся в середине 11 в. норманнское завоевание Южной Италии, угрожавшее и Риму, и южноиталийским владениям Византии, побуждало Рим заключить с Византией союз. При этом Южная Италия была предметом спора церковных юрисдикций Рима и Константинополя: Римская церковь учреждала кафедры латинских епископов на территории, населённой греками, и пыталась заменить греческое богослужение латинским. Патриарх Константинопольский Михаил Кирулларий начал полемику против латинского богослужения. По его поручению около 1053 г. архиепископ Охридский Лев направил западным епископам и папе Римскому послания, в которых призывал отказаться от употребления в Евхаристии бесквасного хлеба. Встречные обвинения от имени папы Льва IX были составлены кардиналом Гумбертом, который обосновывал права Римской церкви с помощью «Константинова дара». В ответ патриарх Михаил Кирулларий распорядился закрыть в Константинополе латинские храмы и запретил богослужение по латинскому обряду. Однако когда византийский император Константин IX Мономах предложил Риму военный союз, патриарх, подчиняясь императору, обратился к папе с предложением восстановления общения. В начале 1054 г. в Константинополь прибыли папские легаты во главе с Гумбертом. Патриарх отказался от встреч с легатами, увидев в них личных врагов. В ходе полемики Гумберт поднял и догматическую тему о Filioque. Император пытался добиться примирения. В это время скончался папа Лев IX, что могло означать прекращение полномочий легатов. Но Гумберт совершил решающий шаг, возложив 16 июля 1054 г. на престол храма Святой Софии буллу с отлучением (анафематствованием) патриарха Михаила Кируллария, архиепископа Охридского Льва и их сторонников. Потрясённый император уступил инициативу патриарху, который на соборе анафематствовал всех членов римского посольства. Особую позицию занял патриарх Антиохийский Пётр III: считая, что богослужебные и канонические различия не должны быть причиной церковных разделений, он, однако, признал, что догматическое различие (Filioque) – законная причина разрыва.
Впоследствии неоднократно предпринимались переговоры о воссоединении церквей, иногда они приводили к весьма непрочному результату – Лионской унии (1274), Флорентийской унии (1439). 7 декабря 1965 г. папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор I сняли взаимные анафемы 1054 г. в знак экуменического сближения церквей.