Остервальдер Александр
О́стерва́льдер Алекса́ндр (нем. Alexander Osterwalder) (род. 1974, Санкт-Галлен, Швейцария), швейцарский предприниматель, бизнес-консультант и теоретик бизнеса.
Биография
В 1999 г. Остервальдер стал одним из основателей стартапа Netfinance.ch, который предоставлял образовательные услуги в сфере инвестирования и онлайн-торговли и был нацелен на повышение финансовой грамотности в среде предпринимателей. В 2000–2001 гг. работал журналистом в швейцарском бизнес-журнале Bilanz.
Получил степень магистра политических наук в Лозаннском университете в 2000 г. Там же в 2004 г. защитил докторскую диссертацию в области информационных систем для менеджмента, написанную под руководством специалиста по информатике И. Пинье (Пинёр; род. 1954).
В 2010 г. Остервальдер стал одним из основателей компании Strategyzer, специализирующейся на предоставлении консалтинговых услуг, проведении образовательных мероприятий, тренингов и курсов в области стратегического и инновационного менеджмента. В частности, компания предоставляет сопровождение для бизнеса, в ходе которого формируется «портфолио роста», включающее в себя план стратегического развития и научно обоснованный расчёт инвестиций с учетом возможных рисков. Клиентами Strategyzer являются такие компании, как Colgate-Palmolive, MasterCard, Merck & Co. и др.
В 2015 г. Остервальдер и Пинье стали лауреатами премии в области стратегии мирового рейтинга Thinkers50 за создание «Канвы бизнес-моделей» и «Канвы ценностного предложения» и заняли в нём 15-е место. В 2021 г. они заняли в рейтинге Thinkers50 4-ю строчку.
Научные труды
В своей диссертации «Онтология бизнес-моделей: предложение в русле дизайн-научного подхода» Остервальдер сформулировал понимание бизнес-модели, которое прослеживается во всех его дальнейших публикациях и выступлениях. Согласно его формулировке, бизнес-модель – это ответ на потребность предпринимателей и бизнес-консультантов в создании прозрачной картины бизнес-процессов. Она является средством создания универсального языка для улучшения понимания фундаментальных вопросов бизнеса. В диссертации он описал элементы, атрибуты и взаимосвязи внутри бизнес-моделей и обозначил две задачи для будущих исследований: создание аналитического инструмента для проектирования бизнес-моделей и выявление закономерностей, характерных для успешных бизнес-концепций.
Для реализации этих задач Остервальдер и Пинье совместно с 470 коллегами-практиками из 45 стран разработали процесс стратегического управления бизнесом «Канва бизнес-модели» (англ. Business Model Canvas), изложив его в книге «Построение бизнес-моделей» (первая публикация в 2010). Описание бизнес-модели согласно предложенной ими концепции охватывает четыре основные сферы любого бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктуру и финансовую эффективность компании.
«Канва бизнес-модели» включает в себя 9 блоков: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек. В её центре находится ценностное предложение, которому Остервальдер (в соавторстве с Пинье, Г. Бернарда и А. Смитом) посвятил книгу «Разработка ценностных предложений» (2014) с целью предложить еще один стратегический инструмент для выстраивания бизнес-стратегии – «Канву ценностного предложения» (англ. Value Proposition Canvas). Она представляет собой шаблон, первая часть которого описывает целевую аудиторию бизнеса: её потребности, трудности и желаемые результаты. Вторая часть – решения, которые бизнес может предложить, чтобы удовлетворить запрос целевой аудитории.
В 2019 г. Остервальдер совместно с консультантом в сфере развития бизнеса Д. Блэндом выпустил книгу «Тестирование бизнес-идей», в которой данная тема подробно раскрыта путём описания экспериментов, позволяющих собрать мнения потенциальных клиентов и скорректировать бизнес-модель до запуска продукта на рынок.
В книге «Непобедимая компания», вышедшей в 2020 г., Остервальдер описал свое ви́дение успешной компании, которой удается не только управлять текущим бизнесом, но и формировать инновационную культуру. Остервальдер выделяет несколько ключевых факторов, позволяющих создать внутри компании экосистему, благоприятную для инноваций. Инновационная культура нуждается в особом стиле руководства и организации бизнес-процессов внутри компании, при этом задача инновационных коучей и бизнес-лидеров заключается в создании такой системы, которая будет предоставлять возможности для появления и развития новых идей. Для этого необходимо уделять больше 40 % времени работе с инновациями, иметь стратегическое понимание того, в каком направлении должна развиваться компания в долгосрочной перспективе, быть готовым идти в новые для компании сегменты рынка и постоянно «переизобретать» свою бизнес-модель.
В 2021 г. вышла книга Остервальдера в соавторстве со С. Мастроджакомо «Инструменты командной работы». Авторы утверждают, что предложенной ими стратегией может воспользоваться абсолютно любая команда, чтобы предотвратить потенциальные трудности и добиться продуктивной работы, поскольку основные общие для всех проблемы – это неблагоприятная психологическая среда и рассогласованность в действиях. Ключевым элементом стратегии является «Карта слаженности командной работы», визуальный инструмент для подготовки участников к совместной деятельности. Карта состоит из четырех последовательно заполняемых граф: общие цели, общие обязательства, общие ресурсы и общие риски.