Philosophiae Doctor
Philosophiae Doctor (Ph. D., PhD; доктор философии), учёная степень, присуждаемая за защиту докторской диссертации (Ph. D. Thesis) в какой-либо области науки, служащая доказательством способности её обладателя к самостоятельной углублённой научной работе и являющаяся начальным формальным этапом его академической научно-преподавательской карьеры.
Начало присуждения степени доктора философии относится к Средним векам, когда в европейских университетах, традиционно имевших факультеты философии, юриспруденции, теологии и медицины, присуждались соответственно учёные степени доктора философии, права, богословия и медицины. При этом по другим наукам присваивались учёные степени доктора философии (например, доктор философии по физике, доктор философии по литературе и т. д.).
Долгое время учёная степень доктора философии присуждалась исключительно в западных странах, что было связано с особенностями университетских образовательных систем в данных государствах. В СССР же и в постсоветских государствах до конца 20 – начала 21 вв. использовалась двухуровневая система университетского образования: специалитет (как правило, 5-летнее очное обучение) и аспирантура (обычно 3-летнее очное обучение). После окончания аспирантуры и успешной публичной защиты диссертации на соискание учёной степени кандидата наук присуждалась учёная степень кандидата наук. Учёная степень доктора наук присуждалась при условии успешной публичной защиты диссертации на соискание учёной степени доктора наук, подготовленной в том числе в рамках докторантуры. При этом аспирантура и докторантура считались послевузовским уровнем образования. Фактически кандидаты и доктора наук составляли академическую элиту страны и готовились для работы преимущественно в научных и образовательных организациях. Двухуровневая система учёных степеней – кандидаты и доктора наук – в России сохраняется до сих пор. Учёных степеней кандидатов и докторов наук не было в западных государствах в таком понимании.
В большинстве стран Запада присуждение учёной степени PhD – логичное завершение университетского образования. Эта степень присуждается конкретным университетом по установленным им правилам за подготовленную квалификационную работу, докторскую диссертацию. Государственные структуры в процессе присуждения учёных степеней практически не участвуют, что во многом объясняется традиционной автономией европейских университетов в этих вопросах. Болонская декларация (Совместная декларация европейских министров образования «Европейское пространство высшего образования» от 19 июня 1999) способствовала некоторому сближению как европейских, так и мировых подходов к пониманию и присуждению учёной степени PhD, однако до полной унификации ещё далеко.
Россия присоединилась к Болонской декларации и к процессу формирования общеевропейского образовательного пространства 19 сентября 2003 г. В связи с этим была введена трёхуровневая система высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура. Таким образом, аспирантура стала третьим, последним уровнем высшего образования. В 2022 г. Россия вышла из Болонского процесса.
В других странах – участницах Болонского процесса эта система выглядит следующим образом: бакалавриат – магистратура – докторантура. Обучение в докторантуре завершается защитой докторской диссертации и присуждением учёной степени PhD. Обучение в российской аспирантуре завершается не защитой диссертации и присвоением учёной степени PhD, а выдачей диплома об окончании аспирантуры при условии успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Если аспирант (или выпускник аспирантуры) успешно защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук, то ему присваивается учёная степень кандидата наук. При этом в России сохраняется функционирование традиционных докторантур и защиты докторских диссертаций с присвоением учёной степени доктора наук. Государство при этом осуществляет надзор как за процедурой публичной защиты, так и за качеством защищаемых кандидатских и докторских диссертаций – этим занимается Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ.
С 2008 г. учёная степень PhD присуждается в России Российским университетом дружбы народов (РУДН), с 2013 г. – Санкт-Петербургским государственным университетом, с 2015 г. – Сибирским федеральным университетом. В 2017 г. ряду научных и образовательных организаций высшего образования было предоставлено право самостоятельного присуждения учёных степеней, включая установление критериев, которым должна соответствовать диссертация, представленная на соискание учёной степени (распоряжение Правительства РФ от 23 августа 2017 № 1792-р). Большинство из образовательных организаций присуждают традиционные для России учёные степени кандидата и доктора наук, но есть и исключения. Так, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) установлена двухуровневая система учёных степеней: кандидат наук НИУ ВШЭ [Philosophy doctor HSE (PhD HSE)] и доктор наук НИУ ВШЭ [Doctor of Science HSE (DS HSE)], в Томском университете предложена учёная степень Doctor of Philosophy Национального исследовательского Томского государственного университета (PhD TSU), которая присуждается за защиту PhD диссертации по определённой науке (например, доктор философии по физике). В Сибирском федеральном университете сформирована собственная система учёных степеней PhD SibFU. В РУДН присуждается учёная степень PhD Университета (PhD Peoples’ Friendship University of Russia).
До начала Болонского процесса для европейских университетов была характерна традиционная модель подготовки докторов философии, в которой большая роль отводилась непосредственно самому научному исследованию докторанта по разработанному им индивидуальному плану под началом конкретного научного руководителя и, как правило, в рамках научной школы последнего; докторант выполнял функции ассистента научного руководителя, оказывая помощь и в его образовательной деятельности. Путь к присуждению учёной степени PhD при такой модели начинался с поиска научного руководителя и получения его согласия на осуществление руководства исследованием потенциального докторанта, что не исключало и вступительных испытаний в докторантуру. В США аналогом такой схемы является модель «исследовательского ученичества» (RAM – Research Apprenticeship Model).
Современная европейская модель подготовки докторов философии строится на основе прохождения докторантом структурированной образовательной докторской программы, которая состоит из двух обязательных частей: учебно-образовательной и научно-исследовательской. Правила и условия поступления в докторантуру и обучения в ней многообразны, диктуются конкретным университетом и могут быть систематизированы лишь в самом общем виде.
К приёму в докторантуру допускаются претенденты с разным уровнем образования (бакалавры, магистры, специалисты, кандидаты наук) при условии прохождения ими вступительных испытаний (от традиционных вступительных экзаменов и собеседований до представления научных публикаций и других форм научной активности). Длительность обучения в докторантуре варьируется от 2 до 7 лет в зависимости от базового образовательного уровня докторанта, формы обучения, области науки. Обучение в докторантуре завершается сдачей квалификационного экзамена, представлением и защитой докторской диссертации. В большинстве университетов для защиты докторской диссертации требуется наличие опубликованных соискателем научных работ в авторитетных изданиях, как правило, международного уровня.
Структурированная модель подготовки докторов философии имеет много общего с американской моделью «когортного обучения» (CLM – Cohort Learning Model), которая предполагает интенсивное обучение и работу в учебной группе. Научный руководитель при этом сопровождает исключительно процесс научного исследования.
При структурированном образовательном подходе к обучению в докторантуре докторант ближе к статусу студента (обучающегося), чем к статусу научного исследователя (работника). Тесная научная связь между докторантом и научным руководителем, имеющая место в традиционной модели подготовки докторов философии, здесь значительно ослаблена.
Процедура подготовки и защиты докторской диссертации определяется университетом, присуждающим степень доктора философии. Как правило, после проведения экспертизы диссертации и допуска соискателя к защите формируется комиссия по защите (академический комитет) из 2–5 профессоров университета. Состав комиссии может формироваться по предложению как научного руководителя, так и соискателя или руководства факультета, учёного (научного) совета. При этом могут быть приглашены профессора из других университетов, в том числе зарубежных, а также назначены оппоненты – как внутренние, так и внешние. Решение о присуждении учёной степени доктора философии принимается как путём голосования, так и посредством выставления определённой суммарной оценки. Присуждение учёной степени доктора философии возможно не только за диссертацию, представленную в виде рукописи (единой монографической работы), но и за серию научных статей, связанных одной темой и целью, опубликованных соискателем в авторитетных научных изданиях.
От учёной степени доктора философии в конкретной науке (например, PhD в образовании) следует отличать степень доктора наук (например, DEd – доктор образования). Несмотря на то что обе степени присуждаются за исследовательские работы, программы получения степени доктора рассчитаны на практиков, работающих в соответствующей отрасли и претендующих через исследовательскую работу на лидерские позиции в ней. Для зачисления на эту докторскую программу требуется опыт работы по специальности; в ходе обучения большое внимание уделяется формированию лидерских и административных компетенций; научные исследования носят преимущественно прикладной, а не теоретический характер. Данная степень чаще всего присваивается в образовании (DEd – Doctor of Education), в деловом администрировании (DBA – Doctor of Business Administration), в государственном управлении (DPA – Doctor of Public Administration), в психологии (DPsy – Doctor of Psychology).