Культурная журналистика
Культу́рная журнали́стика, журналистская работа в сфере культуры. Обращается к широкому кругу тем: литературе, кино, театру, популярной и академической музыке, искусству, архитектуре, дизайну. В жанровом отношении высказывание культурного журналиста предполагает широкий диапазон форматов и стилей: от газетной рецензии до журналистского расследования, от обзора в видеоблоге до критического очерка в интеллектуальном журнале.
Темы
Культурную журналистику традиционно определяют через её тематическую область. Однако эта область меняется. Если ранее к сфере культуры относили академическую, популярную и авангардную музыку, театр, кино, академическое и современное искусство, балет, оперу, литературу, архитектуру, то сегодня всё больше журналистов включают в эту сферу компьютерные игры, моду, дизайн, общественные и гуманитарные дискуссии.
Критики пишут рецензии на номера лайфстайл-журналов (Дёготь. 1996) или описывают предметы и явления повседневной жизни: колонки Р. Барта в газете Les Lettres nouvelles, серия колонок Е. Ю. Дёготь «Предметы» в журнале «Большой город».
Многие журналисты и редакторы обращают внимание на то, что к культуре в широком смысле можно отнести почти любую тему, проблему, область знаний. Исторически разные отрасли журналистики развивались по-своему. Обзоры балетов, спектаклей, фильмов традиционно появляются в разделах «Культура» деловых и общественно-политических СМИ, а игровая журналистика развивается в рамках специализированных изданий или изданий о компьютерах. Обзоры ресторанов, модных коллекций одежды или парфюмерии могут быть отнесены к культурной журналистике в широком смысле, но чаще появляются в сегменте лайфстайл.
Жанры
В жанровом отношении культурная журналистика ассоциируется с рецензиями, авторскими статьями, содержащими анализ и экспертную оценку произведений искусства. Рецензия – широкое понятие, включающее и крупные критические тексты на стыке науки и художественного произведения (литературная критика в России исторически считалась самостоятельным литературным жанром, литературным произведением о литературном произведении), и короткие эмоциональные отзывы в блогах.
Особенность рецензии как жанра в том, что журналист должен обладать глубокими знаниями в той области, в которой работает. Критику, выступающему с экспертной оценкой книги или фильма, требуется гораздо больше знаний, чем корреспонденту, опрашивающему экспертов или выясняющему детали события. Газетные и журнальные критики часто имеют академический бэкграунд – театроведческое, киноведческое, литературоведческое образование (Kristensen. 2018).
В культурной журналистике также широко распространён жанр интервью. Несколько реже встречаются репортажи, аналитические статьи с комментариями экспертов и новостные заметки. Последнее связано с тем, что культура скорее ассоциируется у авторов и читателей с самими произведениями, а не с социальными условиями их появления. Вопросы культурной политики, отраслевых конфликтов и институциональных противоречий также освещаются некоторыми культурными СМИ и отделами культуры непрофильных медиа.
В 21 в. на фоне упадка традиционных СМИ все большее значение приобретают блоги о культуре. Блогеры посещают кинопремьеры, вернисажи выставок, спектакли, концерты и освещают эти события на своих площадках, активно экспериментируя с форматами и стилем подачи. По многим экспертным оценкам, самый популярный российский обозреватель кино – это видеоблогер Е. В. Баженов (BadComedian), записывающий подробные разборы новинок кинопроката с элементами пародии и буффонады.
Российская культурная журналистика
Российская культурная журналистика заявила о себе с появлением первых независимых СМИ западного образца. В газете «Коммерсантъ» был сформирован стандарт рецензии, предполагающий, что при удалении абзацев снизу смысл текста не меняется. В газете активно выступали архитектурный критик Г. И. Ревзин, кинокритик Л. С. Маслова, арт-критик Е. Ю. Дёготь, театральный критик Р. П. Должанский, литературный критик А. А. Наринская.
Тон в культурной журналистике также задавали газеты «Сегодня», «Независимая газета» и её книжное приложение «НГ-Ex libris». Большую роль в освещении культурного процесса играли молодёжные лайфстайл-издания, такие как «Птюч», «ОМ», «Матадор», позже – «Афиша» и первые электронные медиа, такие как «Русский журнал» и сайт Polit.ru.
2000-е гг. были отмечены изобилием журналов. Культуре традиционно уделял повышенное внимание глянец. Если в 1990-х гг. это был Playboy, то в 2000-х гг. уже GQ и Esquire. О кино писали «Премьер», «Кинопарк», о музыке – Play. В 2000-х гг. на культурную повестку впервые стали оказывать существенное влияние блоги. Именно тогда сделал себе имя театральный блогер Слава Шадронов (пользователь «Живого журнала» _arlekin).
В 2010-х гг. важную роль в культурной журналистике играл сайт OpenSpace (позже Colta.ru). Его редакторы – М. М. Степанова, Станислав Львовский, М. Ю. Давыдова, Г. А. Морев, М. Ратгауз, М. Ю. Кувшинова – и сегодня остаются важными фигурами российской культурной журналистики и критики. Ключевым книжным изданием в конце 2010-х гг. стал сайт «Горький». К культурной журналистике можно отнести и просветительские проекты «Полка» и «Арзамас».
К 2020-м гг. тексты о культуре всё чаще появляются в блогах, а не на сайтах. В Telegram сформировалась целая поросль театральных, книжных и музыкальных блогеров. Их тексты отличаются личной интонацией, иногда провокационны. Среди новых критиков можно назвать В. Вилисова, И. Демидкина, И. Болотян, К. Кропоткина и др.
Культурная журналистика и общество
В 1990-х и 2000-х гг. российская культурная журналистика во многом противопоставляла себя тенденциозной, идеологизированной советской прессе. Критики, за редкими исключениями вроде М. С. Трофименкова, были аполитичны.
Отделы культуры крупных СМИ в своих оценках культурных продуктов учитывали преимущественно эстетическую составляющую произведения, зачастую игнорируя его социальный и политический смысл (Кувшинова. 2020). В то время как на Западе тон задавали ангажированные интеллектуалы, развивались гендерный и постколониальный подходы, российские культурные журналисты отстаивали автономию искусства.
Во второй половине 2010-х гг. с приходом в профессию нового поколения культурных журналистов ситуация изменилась. Сегодня критики стараются не оставаться в стороне от западных трендов и описывают искусство в социальном контексте. Так, киносайт М. Кувшиновой и Т. Шороховой Kimkibabaduk рассматривал кинопроцесс строго с точки зрения женщин, их прав и интересов.