Образ (в психологии)
О́браз (англ. percept, mental image; субъективный образ, психический образ, образ восприятия, чувственный образ, образ воображения, образ памяти, мысленный образ, умственный образ, представление), субъективное представление объектов разного рода. Образы интерпретируются как целостные структуры (гештальты), не сводящиеся к простой сумме своих компонентов. Одно из центральных понятий философии, психологии, социологии и эстетики.
Начиная с И. Канта, в философии, а позднее в психологии и социологии были широко распространены взгляды, согласно которым образ включает как наглядно-чувственные, так и более обобщённые смысловые компоненты. Соответствующий формат представления знаний Кант обозначил понятием «схема», предположив, что он включает также правила, позволяющие мысленно представить не только существующие в данный момент в непосредственном окружении индивида, но и актуально отсутствующие или даже никогда не существовавшие ситуации, предметы и их свойства. В философии 20 в. развернулась дискуссия между представителями феноменологии, считавшими образы особыми замкнутыми в сфере чистого сознания феноменами, и экзистенциализма, с точки зрения которых образы – не объекты в сознании, а особое отношение к реальным объектам, которое имеет характер их «дереализации», придания им статуса «как если бы», т. е. одновременно существующих и несуществующих.
В психологии и когнитивной науке процессы построения («порождения») образов связывают с психофизиологическими функциями восприятия, памяти и воображения. Эти функции интенсивно исследуются сегодня экспериментально с точки зрения их индивидуальных различий, функциональных возможностей и механизмов, включая возможные мозговые механизмы. Первоначально в изучении образных феноменов доминировали доступные в то время физико-химические аналогии: образы объяснялись последействием ощущений, авторы сравнивали их с фотографическими отпечатками и несколько позднее – с голографическими изображениями. С распространением бихевиоризма изучение процессов воображения прекратилось. Возвращение этой проблематики «из бихевиористского изгнания» стало возможным благодаря появлению во 2-й половине 20 в. когнитивной психологии.
Основные результаты когнитивных исследований связаны с анализом восприятия и репродуктивного воображения, а также мысленных, в основном зрительно-пространственных, преобразований образов объектов. Как показали основанные на измерении времени реакции исследования, характер этих преобразований полностью соответствует манипуляциям с физическими объектами в трёхмерном пространстве. Дискуссионным остаётся объяснение отношений образов воображения и восприятия. Если для одних авторов речь идёт о принципиально сходных «картинках на кортикальных дисплеях», то для других, тяготеющих к методологии компьютерного моделирования в искусственном интеллекте, эти процессы качественно различны. Так, отмечается, что восприятие презентирует нам внешний мир, требуя когнитивной интерпретации. Воображение ре-презентирует мир и само есть интерпретация восприятия. У. Найссер описал возникновение образов как побочный результат перцептивных ожиданий в восприятии: перемещаясь в пространстве, мы пытаемся предвосхитить вид и свойства предметов. Если ожидания подтверждаются, то реализуются образы восприятия, если нет – воображения и памяти.
В силу трудностей объективного контроля изучение творческого воображения оказалось особенно сложной задачей. В проведённых исследованиях были выявлены ограничения, накладываемые привычными схемами опыта. Так, при попытке вообразить нечто необычное, например кита с сигарой, испытуемые обычно сообщают, что видят сигару торчащей у кита во рту, а не, скажем, на спине, наподобие трубы. Здесь сказывается устойчивая связь между образом сигары и схемой лица. Важным направлением стало изучение роли образов в качестве мнемотехнических средств, улучшающих память. Чем необычнее образы, тем более они способствуют запоминанию. Этот эффект не зависит от субъективной отчётливости образов, т. е. от степени их близости к ощущениям и восприятию.
В психометрических исследованиях интеллекта оценки творческого воображения входят в число основных компонентов креативности. Исследования познавательного развития ребёнка подтверждают многообразие форм воображения, включённых в восприятие и память (первые недели и месяцы жизни), символическую и ролевую игру (примерно с 18 месяцев) и в проявления теории психического (после 4 лет). Нарушения психического развития часто сказываются на особенностях воображения ребёнка. В частности, дети с аутизмом испытывают специфические трудности при мысленном представлении несуществующих, фантастических объектов. Исчезновение грани, разделяющей обычно образы воображения и восприятия, может свидетельствовать о патологических изменениях этих процессов.
Важный материал о механизмах порождения образов дают нейропсихология и когнитивная нейронаука. Локальные поражения мозга могут приводить к диссоциации восприятия и воображения, так что в зависимости от очага поражения пациенты с выпадением восприятия продолжают успешно представлять предметы либо, наоборот, выпадение функций воображения наблюдается на фоне относительно сохранного восприятия.
Эксперименты с применением методов мозгового картирования (brain imaging, нейровизуализация) свидетельствуют о том, что представление предметов или мелодии способны вызывать изменения в работе сенсорных областей коры головного мозга (вплоть до первичных проекционных зон V1 для зрения и А1 для слуха). Вместе с тем воображение увеличивает активацию передних отделов коры, связанных скорее с когнитивным контролем, а не с восприятием. В последние годы отмечается роль т. н. дефолтной системы мозга в переживании образов. Эта система расположена вдоль главной оси коры головного мозга (от задних отделов поясной извилины до медианной префронтальной коры). Она увеличивает свою электрофизиологическую и метаболическую активность в состоянии покоя, когда внимание направлено на внутренний опыт субъекта, а не на решение актуальных поведенческих или перцептивных задач. Подобная множественность механизмов может объяснять особенности осознания образов воображения в отличие от образов, возникающих в результате сенсорно-перцептивных процессов.
Современные исследования демонстрируют связь образов с семиотическо-языковыми средствами выражения – от визуальных знаков до условных знаков-символов в современной науке. В психолингвистике и особенно в когнитивной лингвистике описаны взаимодействия вербальных и невербальных механизмов порождения речи и её понимания. Речевое общение иногда трактуется при этом как процесс применения языковых средств «управления конвенциональным воображением», т. е. средств, обеспечивающих возникновение образов с заданными свойствами на стороне читателя/слушателя. Одним из таких средств является обращение отношений фигуры и фона, существенных и для восприятия. Например, формально похожие фразы «Дерево рядом с домом» и «Дом рядом с деревом» вызывают в сознании представления об объектах разного размера – во втором предложении дом как бы уменьшается в размерах по сравнению с огромным или каким-то особенным деревом. Подобные средства управления мысленными образами в силу специфики семантики и грамматики конкретных языков могут накладывать определённые ограничения на возможности речевого мышления, как это предполагается гипотезой лингвистической относительности.