Ориентировочная основа действия
Ориентиро́вочная осно́ва де́йствия (ООД), система ориентиров, на которую опирается человек в ходе выполнения действия; одно из ключевых понятий теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Понятие используется в работах Гальперина с 1957 г.
Понятие ООД соотносится с понятиями ориентировки, ориентировочной части действия: при выполнении действия ООД как система ориентиров «определяет процесс ориентировки в задании и, таким образом, является важнейшей частью психологического механизма действия» (Гальперин. 1959. С. 448). Поэтому ООД – обязательная часть целенаправленного действия, опосредующая его выполнение; образуется в процессе формирования действия (Гальперин. 1965; 1985; 1998; 2002).
Вместе с тем иногда термины ООД, «ориентировочная часть действия» и «ориентировка» употребляются Гальпериным как синонимы.
Н. Ф. Талызина предложила различать структурный и функциональный анализ действия. При этом ООД входит в число компонентов действия, выделяемых при структурном анализе наряду с его целью, продуктом, операциями. При функциональном анализе действия в нём выделяются ориентировочная, исполнительная и контрольно-коррекционная функциональные части (Талызина. 1998. С. 98).
На основании проведённых под руководством Гальперина исследований Н. С. Пантиной (формирование двигательного навыка письма, 1957) и А. Н. Дубровиной (формирование грамматических понятий, 1957) были описаны свойства ООД и выделены три типа ориентировки, каждому из которых соответствует тип ООД. Впоследствии эти результаты были подтверждены на материале знаний и умений, связанных с обработкой металла на станках и столярной работой (Гальперин. 1965).
К основным свойствам ООД относятся: полнота представления признаков, на которые ориентируется испытуемый при выполнении задания; определяющая границы применения ООД мера обобщения ориентиров в материале; способ составления ООД (даётся учителем в готовом виде либо строится учащимся самостоятельно).
Первый тип ориентировки строится на неполной ООД, касается отдельного частного действия (незначительная мера обобщения), получается самостоятельно методом проб и ошибок на основе контроля по конечному результату. «Правильное» действие при этом возникает случайно, неустойчиво к изменению условий, отличается большими индивидуальными вариациями. Второй тип ориентировки – построение действия на полной, но частной (пригодной для ограниченного числа объектов) ООД, которая даётся учащемуся в готовом виде. Перенос действия на новые задания зависит от их сходства с материалом, на котором проводилось формирование действия; индивидуальные различия в усвоении между учащимися сохраняются. Третий тип ориентировки отличается полной и обобщённой ООД, составленной учащимся самостоятельно после ознакомления с основными принципами работы с данным предметным материалом. Владея системой таких ориентиров, учащийся оказывается в состоянии самостоятельно выполнять широкий класс действий в данной предметной области; индивидуальные различия в усвоении между учащимися стираются. Сравнение эффективности типов ООД показало преимущества третьего типа (Зависимость ... 1968).
Трём типам ООД и ориентировки соответствуют три типа учения, которые обладают неодинаковым развивающим эффектом, однако различия между типами учения не сводятся к различиям в ООД: «каждый из этих типов учения характеризуется своей ориентировкой в предмете, своим ходом процесса учения, качеством его результатов и отношением детей к процессу и предмету учения» (Гальперин. 1985. С. 30).
На представления П. Я. Гальперина об ООД и её типах опирается деятельностная теория учения, разработанная Н. Ф. Талызиной (1998). История развития представлений об ориентировке и ООД у Гальперина и его учеников описана в статье А. Г. Лидерса и Ю. И. Фролова (2012).