Ориентировочная часть действия
Ориентиро́вочная часть де́йствия, одна из частей действия в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина (Гальперин. 1958; 1959; 1960; Метод, факты и теории... 1966; Метод срезов и метод... 1966; 1976; 2002), «представляет собой аппарат управления действием как процессом во внешней среде» (Гальперин. Психология мышления... 1966. С. 248). Это обязательная часть действия наряду с исполнительной; ориентировочная часть действия без исполнительной является не действием, но образом действия (Гальперин. 1960).
В ранних работах Гальперин писал о трёх частях действия – ориентировочной, исполнительной и контрольной (Гальперин. 1958); впоследствии о двух частях – ориентировочной и исполнительной (Гальперин. 1965; Метод, факты и теории... 1966; Метод срезов и метод... 1966; Психология мышления и учение... 1966; 1976). В последней прижизненной публикации Гальперин отмечал, что всякое целенаправленное действие субъекта обладает бинарной структурой: в нём выделяются ориентировочная и исполнительная части, при этом по мере формирования действия обе его части всё более сливаются (Гальперин. 1985).
Гальперин указывал, что в своих исследованиях опирался на полученные А. В. Запорожцем данные о роли организации ориентировочной деятельности для формирования физических и перцептивных действий. Запорожцем было показано, что «в ориентировочной части представлено не только всё операционное содержание действия, но и всё, что нужно учитывать, чтобы правильно его выполнить…; ориентировочная часть обширней исполнительной и содержит указания как на положительные, так и на отрицательные условия» (Гальперин. 1976. С. 29).
Ориентировочная часть действия опирается на образы, которые возникают вследствие того, что «элементы среды не имеют таких значений, которые обеспечивали бы успешность действия» (там же), а потому необходима регуляция действия по ходу выполнения с помощью «экстраполяции, примеривания, в плане образа» (там же). Постепенно, по мере того как элементы проблемной ситуации приобретают постоянное значение, ориентировочная часть действия сокращается и действие автоматизируется. В случае появления в ситуации чего-то нового происходит повторное развёртывание ориентировочной части.
Гальперин подчёркивал, что именно ориентировочная часть любого действия есть «существенная, управляющая инстанция поведения» (Гальперин. 2002. С. 10). Она и выступает предметом психологического исследования: «Не предметное содержание действия само по себе, а лишь ориентировка действия, его ориентировочная часть составляет предмет психологии» (Гальперин. Метод, факты и теории... 1966. С. 39). «Ориентировка является психологическим механизмом действия: и процесс формирования действий и понятий, и их заключительное качество… – всё это зависит от того, как построена ориентировочная часть действия» (там же). В силу этого принципиально меняется стратегия психологического исследования: вместо изучения того, как происходит формирование действия, ставится задача выяснения и создания условий, обеспечивающих формирование действия с заданными свойствами (Гальперин. Метод, факты и теории... 1966; Метод срезов и метод... 1966; 1969).
Н. Ф. Талызина, опираясь на представления Гальперина, при разработке деятельностной теории учения писала о функциональных частях действия и об ориентировочной части действия как одной из таких частей, которую «можно раскрыть как процесс использования ориентировочной основы действия» (Талызина. 1998. С. 98). При этом Талызина специально подчёркивала, что в школьной практике нередко ученики недооценивают ориентировочную часть действия, в то время как именно она обеспечивает успех деятельности.