Омский центр этнографии
О́мский центр этногра́фии, сложившиеся с середины 19 в. структуры, а также сообщество исследователей, чья научная и педагогическая деятельность связана с Омском; совокупность теоретико-методологических концепций и эмпирических материалов в области этнологии/антропологии, разработанных и собранных учёными – представителями данного сообщества.
Начальный этап формирования этнографической науки в Омске относится к середине – 2-й половине 19 в. Оно было обусловлено геополитическими факторами, пограничным положением города как форпоста политического и культурного проникновения России в Центральную Азию. Омск играл важную транзитную роль в широко развернувшихся под эгидой Русского географического общества экспедиционных исследованиях обширных и слабо к тому времени изученных пространств Центральной Азии.
Координирующую функцию этнографических исследований в этот период выполняли созданный в 1877 г. в Омске Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО) и образованный при нём в 1878 г. музей (ныне – Омский государственный историко-краеведческий музей). Постоянно или продолжительное время с Омском была связана научная и общественная деятельность ряда выдающихся исследователей Центральной Азии и Сибири: Н. М. Ядринцева, Г. Н. Потанина, М. В. Певцова, И. Я. Словцова, Г. Е. Катанаева, С. П. и М. В. Швецовых, И. Н. Шухова и др. Ещё раньше свои экспедиционные изыскания в Центральной Азии начал выпускник Омского кадетского корпуса Ч. Ч. Валиханов. Этнографические исследования занимали важное, а зачастую и основополагающее место в научной работе этих учёных. В 1878–1922 гг. ЗСО ИРГО и музеем было организовано более 100 экспедиций и научных поездок по Сибири, Казахстану, Алтаю, Монголии, Северо-Западному Китаю. Отдел стабильно выпускал ряд периодических изданий (свыше 50 томов «Записок», «Известий» и «Трудов» ЗСО ИРГО), в которых значительное место занимали этнографические материалы. Тогда же было положено начало формированию этнографических коллекций музея.
После 1920-х гг. интенсивность этнографических исследований в Омске существенно снизилась. В Омском государственном педагогическом институте в послевоенный период оформилось влиятельное направление по изучению фольклора преимущественно славянских групп Сибири, в рамках которого были получены значительные научные результаты (работы Т. Г. Леоновой, Н. К. Козловой и др.).
Новый этап развития Омского центра начался с открытия в 1974 г. Омского государственного университета (ныне – Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, ОмГУ). Безусловным лидером центра в этот период стал переехавший из Томска Н. А. Томилов. Ещё до начала учебного года в университете под его руководством состоялась первая этнографическая экспедиция к сибирским татарам.
Исследовательские приоритеты, на несколько десятилетий определившие образ омской этнографии, состояли в методически выверенной и хорошо документированной полевой этнографической работе (материалы всех экспедиций документировались и оформлялись по единой форме и методике, сдавались в архив и доступны для других исследователей) и приверженности изучению разнообразных этнических процессов. В области теории и методологии декларировалась преемственная связь с московской и петербургской этнографическими (этнологическими) школами. Методика этнографических исследований развивала традиции томского этнографического центра. Важные результаты были получены при изучении этнической истории народов Западной Сибири и сопредельных территорий. Н. А. Томилов инициировал в Сибири изучение современных этнических процессов на основе применения этносоциологической методики. В 1970-х – начале 1980-х гг. такие исследования носили инновационный характер, были актуальны и востребованы. Широко развернулись полевые экспедиционные работы, охватывающие районы юга Западно-Сибирской равнины, Крайнего Севера, Алтая, Поволжья. В этот период в среде университетской этнографии зарождаются традиции (обряды посвящения в экспедициях, празднование Дня этнографа и т. п.), свидетельствующие о сложении специфической «субкультурной» общности омских этнографов.
Во 2-й половине 1970-х – 1980-х гг. вокруг Н. А. Томилова сформировалась группа молодых учёных – студентов и сотрудников ОмГУ. Теоретико-методологический и эмпирический задел, созданный этими исследователями в стенах университета, был реализован в их научной деятельности за пределами Омска. Н. И. Новикова работает в Институте этнологии и антропологии РАН. И. В. Белич (1958–2016) продолжил карьеру в Тобольском государственном педагогическом институте, Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, Институте проблем освоения Севера СО РАН. Ещё один выпускник ОмГУ, А. В. Головнёв, после обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации на кафедре этнографии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, работы в образовательных и академических учреждениях Тобольска и Екатеринбурга занял пост директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН в Санкт-Петербурге.
Во 2-й половине 1980-х – 2000-х гг. организационно оформилась, существенно расширилась и интенсифицировалась научная и педагогическая деятельность омских этнографов. В 1985 г. в ОмГУ создана кафедра этнографии, историографии и источниковедения. Позднее наименование кафедры и её состав несколько раз менялись, в последние годы она называлась кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии. В 1991 г. образована первая в Омске структура Российской академии наук, специализирующаяся на этнографических исследованиях, – Омский филиал Объединённого института истории, филологии и философии СО РАН (в 2006 преобразован в Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, в 2018 – в Омскую лабораторию археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН). Ещё один центр этнографических исследований сформировался в рамках открытого в 1993 г. Сибирского филиала Российского института культурологии (с 2014 – Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва). Руководство этими учреждениями до 2-й половины 2010-х гг. осуществлял профессор Н. А. Томилов.
Трансформация и формирование новых научных парадигм в поздне- и постсоветский период закономерно повлияли на расширение теоретико-методологических подходов и диапазона исследовательских тем, осуществляемых в рамках омского центра. При сохранении лидерства Н. А. Томилова, в этот период в науку пришло поколение омских этнографов, давших новый импульс развитию этнографических исследований в регионе. Все они [за исключением А. Г. Селезнёва, окончившего кафедру этнографии и антропологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета] были выпускниками кафедры этнографии ОмГУ. Затем в науку и преподавание пришли уже их ученики.
Сформировались исследовательские коллективы, специализирующиеся на изучении отдельных этнических или лингвистических групп Сибири: восточных славян – русских, украинцев, белорусов, субэтнических групп – казаков, старожилов и т. п. (М. Л. Бережнова, В. В. Реммлер, М. А. Жигунова, И. В. Чернова, А. А. Крих, Т. Н. Золотова и др.); различных групп сибирских татар (Н. А. Томилов, С. Н. Корусенко, М. А. Корусенко, А. Г. Селезнёв, И. А. Селезнёва, Е. Ю. Смирнова, М. Н. Тихомирова, А. А. Ярзуткина, О. П. Коломиец, Д. М. Лукманова, Э. Р. Ахунова, Д. А. Мягков и др.); казахов (Ш. К. Ахметова, А. А. Ильина и др.); национальных групп относительно поздних переселенцев в Сибирь – немцев (Т. Б. Смирнова, С. А. Рублевская, Т. В. Савранина, А. Н. Блинова, Е. А. Шлегель, С. Р. Сарманова и др.), латышей и эстонцев (И. В. Лоткин), чувашей (Д. Г. Коровушкин). На протяжении десятилетий полевые исследования проводили специализированные этнографические экспедиции: по изучению этнографо-археологических комплексов (общее руководство – Н. А. Томилов, руководители отдельных отрядов М. А. Корусенко, С. Н. Корусенко, А. Г. Селезнёв и др.), Немецкая (руководитель Т. Б. Смирнова), Средне-Иртышская (руководитель А. Г. Селезнёв), Казахская комплексная международная (руководители Ш. К. Ахметова и И. В. Толпеко), Восточнославянская (руководитель М. А. Жигунова) и др. Научный и общественный резонанс имела серия долговременных регулярных семинаров и конференций, организованных сотрудниками различных учреждений: «Интеграция этнографических и археологических исследований», «Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий», «Немцы Сибири: история и культура», «Русский вопрос: история и современность» и др. В 2003 г. в Омске прошёл V Конгресс этнографов и антропологов России.
Существенно расширялась проблематика исследований, предметом изучения становились теория и практика этнографо-археологических комплексов, локальные варианты жизнеобеспечения в лесостепной и таёжной зоне юга Сибири, культура детства, различные формы идентичности, этногенеалогические исследования, этнография питания, антропология религии, в частности локальный вариант ислама в Сибири, новые религиозные движения, субкультуры, миграции и этнические конфликты и др.
Для Омского этнографического центра характерна интеграция науки и университетского образования. Преподаватели этнографических дисциплин в ОмГУ одновременно занимают позиции в научно-исследовательских учреждениях (Н. А. Томилов, С. Н. и М. А. Корусенко, А. Г. Селезнёв, А. Н. Блинова в Институте археологии и этнографии СО РАН, И. А. Селезнёва, Т. Б. Смирнова, М. Л. Бережнова, К. Ю. Смирных в Сибирском филиале Института культурного и природного наследия). Студенты ежегодно участвовали в этнографических практиках и экспедициях, публиковали научные работы. Развивались международные контакты, в том числе в сфере образования. Преподаватели кафедры этнографии ОмГУ читали курсы и публичные лекции в различных университетах ближнего и дальнего зарубежья. Выпускники работают в Германии, Франции, Казахстане, Монголии и других странах. Специалист в области исламоведения выпускник кафедры этнографии ОмГУ А. К. Бустанов является профессором Амстердамского университета и Европейского университета в Санкт-Петербурге.
В 2014 г. состоялся первый набор в бакалавриат и магистратуру по специальности «Антропология и этнология». Реализовывался также профиль «История культуры народов мира» в магистратуре по направлению подготовки «История». Учебный план включал в себя блоки обязательных дисциплин по этнологии и антропологии регионов мира, археологии, физической антропологии, эволюции человека, региональной этнографии, этнодемографии, этносоциологии, этнопсихологии, антропологии субкультур и др.
В 2023 г. по инициативе руководства ОмГУ набор студентов на образовательную программу «Антропология и этнология» был прекращён, а кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии упразднена путём присоединения к кафедре всеобщей истории. В результате этих преобразований омский центр утратил важный элемент организационной структуры, отвечающий за формирование новых кадров.