Этнография в Санкт-Петербургском университете
Этногра́фия в Санкт-Петербу́ргском университе́те, сложившаяся с конца 19 в. традиция преподавания этнографии/антропологии, ведения полевых этнографических исследований и формулировки научных этнографических идей в Санкт-Петербургском государственном университете.
В процессе институционализации этнографии в Санкт-Петербургском университете можно выделить ряд периодов: 1) 1887–1918 гг.: начало формирования этнографической специализации в тесной связи с физической антропологией и географией, прежде всего страноведением; 2) 1918–1930 гг.: развитие собственно этнографического образования в рамках Географического института (1918–1925) / географического факультета (1925–1930) Ленинградского государственного университета (ЛГУ); 3) 1938–1952 гг.: период аффилиации с филологической и востоковедческой школой университета / с филологическим и востоковедческим факультетами университета; 4) 1968–2020-е гг.: формирование и развитие комплексного этнографического образования на историческом факультете.
Становление этнографического образования в Санкт-Петербургском университете
Предшественниками систематического этнографического образования в Санкт-Петербургском университете следует считать тех профессоров середины 19 в., которые использовали в своих курсах многочисленные материалы о культуре и быте народов России, собранные Отделением этнографии Русского географического общества. Среди них В. И. Ламанский, Л. Н. Майков, К. Д. Кавелин и А. Н. Пыпин.
В 1887 г. на физико-математическом факультете была открыта кафедра географии и этнографии, которую возглавил Э. Ю. Петри (заведующий в 1887–1899). Именно он первым начал преподавать этнографические дисциплины, опираясь на новейшие методики и используя богатый опыт собирания этнографических и антропологических материалов в России. Он же подготовил первый учебник по антропологии, которую понимал широко, как науку о развитии человеческой культуры. К преподаванию на кафедре географии и антропологии привлекались общественные деятели и публицисты, в частности Д. А. Коропчевский, один из первых в России пропагандистов идей эволюционизма и пионер исследований этнографии зарубежных стран.
После смерти Э. Ю. Петри новым лидером в области этнографического и антропологического образования стал Ф. К. Волков (в те годы доцент кафедры географии и этнографии Петербургского университета и хранитель Этнографического отдела Русского музея). За короткий период 1907–1918 гг. он сумел подготовить группу выдающихся учёных в духе «анучинской триады» (тесно связанные между собой этнография, антропология, археология). Среди его воспитанников наиболее известны С. И. Руденко, Д. А. Золотарёв и Г. А. Бонч-Осмоловский. Однако в этот период в Петербургском университете всё ещё отсутствовала систематическая модель этнографического образования.
Этнография в ЛГУ (1918–1950-е гг.)
Принципиально новый подход в преподавании и изучении этнографии и антропологии в Петроградском государственном университете связан с созданием в 1918 г. Географического института, выросшего из курсов при университете и вернувшегося в него в качестве факультета в 1925 г. Именно в рамках этого образовательного учреждения впервые появляется этнографический факультет (позднее – этнографический цикл).
Руководитель кафедры этнографии и этнографического факультета / цикла Л. Я. Штернберг выстроил учебный план таким образом, что он включал методические, проблемные и региональные курсы, а также изучение языков народов СССР и обязательную длительную полевую практику. Наиболее известными учёными, преподававшими на кафедре этого периода, были В. Г. Богораз-Тан, Е. Г. Кагаров, Д. К. Зеленин. Выпускниками этнографического факультета/отделения были С. М. Абрамзон, Ю. П. Аверкиева, Г. М. Василевич, Н. А. Кисляков, Л. П. Потапов, Г. Н. Прокофьев, В. Н. Чернецов.
В ходе методологических споров 1929–1932 гг. подготовка специалистов по этнографии была признана нецелесообразной и этнографическое отделение было закрыто. Сначала этнографическое отделение было включено в состав Ленинградского государственного историко-лингвистического института, а в 1932 г. упразднено. В 1937 г. Президиум АН СССР на основании доклада директора Института этнографии В. В. Струве принял решение об открытии специализации по этнографии и соответствующих отделений. В июне 1938 г. новая кафедра была создана на филологическом факультете. Набор предметов и логика образования повторяли учебный план этнографического факультета 1920-х гг. Однако нововведениями стали обязательное обучение языкам народов Европы, изъятие большинства естественно-научных дисциплин. В 1939 г. открылся первый набор студентов. Однако Великая Отечественная война прервала учебный процесс. После возвращения из эвакуации руководство университета провело реорганизацию факультетов, в ходе которой кафедра этнографии была переведена в 1944 г. на восточный факультет, а в 1949 г. – на исторический, где была слита с кафедрой археологии. В 1952 г. университет окончили последние выпускники кафедры этой формации.
Преподавателями этой кафедры были И. Н. Винников, Д. К. Зеленин, Н. В. Кюнер, Д. В. Бубрих, С. В. Иванов, А. А. Попов, Г. Н. Прокофьев. При ней был открыт Этнографический кабинет, который включал в себя библиотеку и музей. Несмотря на короткий период существования и непростую организационную судьбу, кафедра подготовила таких известных исследователей, как Н. А. Бутинов и Л. В. Хомич, организаторов науки – С. А. Авижанскую, Л. М. Сабурову.
Кафедра этнографии и антропологии ЛГУ (1968–1991)
На протяжении большей части 1950–1960-х гг. подготовка специалистов-этнографов ЛГУ не велась, а преподавание общего курса этнографии было доверено кафедре археологии, поэтому кадровый состав при восстановлении этнографической специализации формировался из археологов. 20 июня 1968 г. в соответствии с решениями коллегии Министерства высшего и среднего образования РСФСР (Приказ № 326 от 14 июля 1967) и учёного совета ЛГУ (Приказ № 324-Д от 27 июля 1967) создана кафедра этнографии и антропологии в составе Р. Ф. Итса (востоковед, заведовавший кафедрой в 1968–1990), И. И. Гохмана (палеоантрополог), А. В. Гадло и Д. Г. Савинова (оба археологи). В том же году был проведён набор на первый курс кафедральной специализации.
Роль Р. Ф. Итса как идеолога и организатора учебного процесса трудно переоценить. Он заложил региональный принцип в алгоритм учебного плана. Такой подход соответствовал структуре Института этнографии того времени, а эта структура, в свою очередь, отвечала диффузионистскому подходу к теоретическим проблемам науки руководителей Института этнографии: С. П. Толстова, М. Г. Левина, Л. П. Потапова. Такой подход позволял ориентировать выпускников кафедры, с одной стороны, на специфическую проблематику каждого региона, а с другой – на структурное подразделение Института этнографии (его ленинградскую часть – Музей антропологии и этнографии) или региональные институты истории, языка и литературы.
Важнейшими составляющими учебного плана были преподавание цикла физико-антропологических дисциплин и методических курсов. Для обеспечения одного из них Р. Ф. Итс подготовил учебник «Введение в этнографию», который доныне пользуется популярностью в преподавательской и студенческой среде.
Основной темой научных изысканий сотрудников кафедры этого периода стали этногенетические исследования на стыке антропологии, археологии и этнографии. В частности, Д. Г. Савинов разработал принципы палеоэтнографических исследований, обеспечивающих аутентичные реконструкции быта и культуры на основе ископаемых материалов.
Одним из важнейших аспектов подготовки этнографов, заложенных в первые годы, и бытовавшим на протяжении всего существования кафедры этнографии и антропологии, было обучение навыкам полевой работы. Экспедиции кафедры в разное время охватывали большинство регионов СССР, а затем Российской Федерации и Республики Беларусь. Традиционно сильным направлением полевой работы было изучение регионов Сибири (Южная и Западная Сибирь, арктические районы Восточной и Северо-Восточной Сибири) и Северного Кавказа. После вынужденного перерыва, связанного с отсутствием финансирования в 1990–2000-е гг., сотрудники кафедры ныне восстанавливают утраченные позиции в изучении этих регионов. В указанный период (рубеж 20–21 вв.) экспедиционная работа сосредоточена на изучении Северо-Запада и Севера России, Белоруссии и российско-белорусского пограничья, Крыма и областей чернозёмной полосы России.
Постсоветский период
Под руководством А. В. Гадло (заведующий в 1990–2002) начался частичный отход от регионального принципа преподавания и стали появляться курсы, ориентированные на изучение современных этнических проблем (этносоциология в принципиально новой, практически ориентированной редакции, этнопсихология). В полевой работе и учёбе студентов был осуществлён поворот к исключительно этнографической тематике взамен комплексной физико-антропологической / археологической / этнографической.
В начале 21 в. благодаря усилиям нового заведующего кафедрой В. А. Козьмина (заведующий в 2002–2012) образовательный процесс сделал резкий поворот от этногенетических и классических историко-этнографических исследований в сторону изучения современного состояния культуры народов России. В учебный план специализации были введены новые курсы, позволившие усилить подготовку к изучению современных реалий (этнодемография, этноэкология, традиционные культуры в современном мире). Полевые этнографические практики студентов переместились из периферийных в экономическом плане районов, где дольше всего сохраняются архаические черты традиционной культуры, в сторону зон активного индустриального и аграрного развития – Северо-Западной Сибири, пригородов Санкт-Петербурга, российско-белорусского пограничья.
Новыми научными направлениями, разрабатывавшимися сотрудниками кафедры, стали колхозная и постколхозная этнография, этноэкологическая и этнологическая экспертизы, сохранение и развитие фольклорных форм традиционной культуры на особо охраняемых территориях.
В следующем десятилетии тенденция к изучению и преподаванию современных этнических процессов не только сохраняется, но и усиливается (с 2012 заведующий кафедрой А. Г. Новожилов). В 2017 г. открыт набор на магистерскую программу «Этнологическая экспертиза». К 2023 г. состоялось 5 выпусков этой программы. В основном магистерские диссертации посвящены методическим вопросам этнологической экспертизы, экспертной оценке современных этнокультурных процессов деятельности национально-культурных объединений, региональных музеев и особо охраняемых территорий в аспекте сохранения и развития традиционных культур народов России. Учебный план магистратуры включает 3 блока: методический, теоретический и междисциплинарный.
В научном плане сотрудники кафедры ориентированы в первую очередь на развитие теоретических и методических основ этнологической экспертизы, публикации основных её результатов. Другой важной темой, разрабатываемой на кафедре, является история этноконфессионального разнообразия Российской империи и ранних этапов развития СССР. Сохраняется и классическое научное направление – исследование традиционной материальной и духовной культуры русских и малых финно-угорских народов России.
На протяжении 55-летней истории кафедры преподавание различных этнографических и антропологических дисциплин на постоянной основе, помимо указанных выше, также вели: Н. Н. Цветкова, В. А. Козьмин, Б. П. Шишло, П. И. Погорельский, В. С. Бузин, А. Г. Новожилов, П. Л. Белков, В. А. Дмитриев, И. И. Верняев, С. Б. Егоров, А. Ю. Чистяков, С. Б. Киселёв, А. А. Казарницкий, Н. А. Попов. По совместительству на кафедре работали: С. А. Маретина, Б. Н. Путилов, К. В. Чистов, Ю. Е. Берёзкин, А. Г. Козинцев, Н. М. Калашникова, А. В. Коновалов, И. Ю. Котин, В. А. Попов, Е. С. Соболева.
С 1960–1970-х гг. кафедра выполняла задачу кадрового пополнения Ленинградской части Института этнографии АН СССР, других академических учреждений, среди которых Карельский, Коми, Дагестанский, Якутский академические отделы этнографии, ныне научные центры Российской академии наук; Российского этнографического музея; высших учебных заведений нашей страны и зарубежья; некоммерческих организаций, занимающихся гармонизацией межнациональных отношений. Идея кафедрального содружества учёных разных учреждений продолжает сохраняться и развиваться, несмотря на эпохальные социально-политические сдвиги.
Кафедра этнографии и антропологии выпустила около 500 специалистов, более 100 из которых защитили кандидатские диссертации. Наиболее известными выпускниками кафедры (специалитет и аспирантура), защитившими докторские диссертации, помимо указанных в числе преподавателей, стали: Г. М. Афанасьева, Р. И. Бравина, Ю. Ю. Карпов, В. М. Кимеев, М. М. Магомедханов, Е. Н. Романова, А. М. Сагалаев, А. Н. Садовой, А. Б. Спеваковский, Д. А. Функ, Ю. К. Чистов, Л. И. Шерстова.