Этнография в Московском университете
Этногра́фия в Моско́вском университе́те, сложившаяся в течение конца 19 – 20 вв. традиция преподавания этнографии (этнологии, социальной антропологии) и ведения научных этнографических исследований, окончательно сформировавшаяся на историческом факультете МГУ.
В развитии направления можно выделить несколько этапов: 1) 1770–1850-е гг. – кристаллизация этнографической проблематики в лекциях и работах профессоров Императорского Московского университета; 2) 1860–1880-е гг. – институционализация исследовательских обществ; 3) 1880-е гг. – 1920 г. – внедрение дисциплин этнографического цикла; 4) 1920–1940-е гг. – начало подготовки профессиональных этнографов; 5) 1950–1970-е гг. – оформление этнографической образовательной программы, создание комплекса учебных пособий по дисциплине; 6) с 1980-х гг. – трансформация этнографического образования, переход к проблематике социальной антропологии.
Становление этнографического образования в Московском университете
Уже со 2-й половины 18 в. (С. Е. Десницкий) и в начале 19 в. (М. Т. Каченовский, И. М. Снегирёв, О. М. Бодянский, К. Д. Кавелин, Н. В. Калачов) этнографическая проблематика поднималась в лекциях филологов и юристов. В 1863 г. в Московском университете создаётся Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, или ОЛЕАЭ (А. П. Богданов, Н. А. Попов), по инициативе и силами которого в 1867 г. в Москве была организована Всероссийская этнографическая выставка, а в 1879 г. – Всероссийская антропологическая выставка. В работе ОЛЕАЭ активно участвовали многие профессора (В. Ф. Миллер, М. М. Ковалевский, Д. Н. Анучин). Начало преподавания этнографии связано с открытием в 1884 г. кафедры этнографии и географии под руководством Анучина на историко-филологическом факультете. Уже к 1888 г. кафедра была переименована в кафедру географии и переведена на физико-математический факультет. Этнографическая проблематика отошла на периферию интересов Анучина, а курсы по этнографии читались приглашёнными преподавателями (В. М. Михайловский, Н. Н. Харузин, Р. Ю. Виппер). Одной из ключевых идей было восприятие этнографии как части комплекса наук о человеке («анучинская триада» – антропология, археология и этнография). Параллельно изучение «народного юридического быта» велось на юридическом факультете (А. И. Чупров, И. К. Бабст, А. М. Ладыженский, В. В. Кандинский).
После Октябрьской революции 1917 г. была проведена реорганизация Московского университета. В 1919 г. из кафедры географии была выделена кафедра антропологии, на которой этнографические курсы читали В. В. Бунак, Б. С. Жуков, Б. А. Куфтин. В 1919 г. создан факультет общественных наук (ФОН), где в 1921 г. было открыто этнолого-лингвистическое отделение, на котором преподавали Ю. П. Денике, П. Ф. Преображенский, В. К. Никольский, А. Н. Максимов, В. Н. Харузина. В 1925 г. ФОН был преобразован в 2 факультета: этнологический (декан историк В. П. Волгин) и советского права. В рамках первого выделено отделение этнографии под руководством Преображенского. Этнология мыслилась как общая философия истории, изучающая не только Европу, но и народы Африки, Океании, Америки, а теоретически – не только европейские феодализм и капитализм, но и первобытность («первобытный коммунизм»), а также азиатские деспотии. В составе отделения было выделено 2 кафедры: общей этнологии (Преображенский) и этнографии (Максимов). На факультете преподавали В. В. Богданов, М. Я. Феноменов, М. О. Косвен, С. А. Токарев.
В 1930 г. этнологический факультет был ликвидирован. В 1930–1931 гг. существовала кафедра этнографии (заведующий Э. Г. Мансуров) на историко-философском факультете, затем подготовка профессиональных этнографов прекратилась до 1939 г. в связи с реорганизацией преподавания в университетах на марксистских началах. В 1931 г. М. С. Плисецким была активизирована общественная работа Музея антропологии МГУ, которая включала также и популяризацию этнографических знаний. В 1936–1937 гг. отделением географии была организована Комплексная калининская экспедиция, собравшая значительные этнографические материалы.
Кафедра этнографии (1939–1992)
В 1939 г. на историческом факультете была создана кафедра этнографии под руководством С. П. Толстова. В преподавании возобладал «исторический подход». Курс «История первобытного общества и этнография» читался во время 1-го семестра вместе с курсами «История Древнего мира» и «Археология», тем самым «бесписьменным народам» отводилось место, сравнимое с древними обществами. Помимо общего курса, специализация включала изучение общедисциплинарных курсов по истории этнографии, методики полевых исследований и источниковедения, а также региональную специализацию.
В 1943 г. в связи с созданием московского отделения Института этнографии АН СССР (директор С. П. Толстов) значительная часть сотрудников кафедры начали работать там, совмещая исследовательскую деятельность в институте и преподавание: С. А. Токарев, Н. Н. Чебоксаров, Е. М. Шиллинг, М. О. Косвен, Б. И. Шаревская. Выпускником кафедры этнографии 1948 г. был Ю. В. Кнорозов.
В 1950-е гг. на кафедре этнографии организовываются экспедиции, в рамках которых студенты проходили полевую практику. До этого времени студенты участвовали в работе комплексных экспедиций Института этнографии (Хорезмская, Балтийская, Дагестанская). С 1952 г. начали действовать многолетние Туркменская (Г. Е. Марков), Северновеликорусская (М. В. Витов), Поволжская (К. И. Козлова), а также временные – Владимирская (Г. Г. Громов), Коми-пермяцкая (Д. И. Гусев), Украинско-белорусская (М. В. Витов) – экспедиции.
Во 2-й половине 1950-х – 1970-х гг. на кафедре (заведующие – Н. Н. Чебоксаров, 1951–1956; С. А. Токарев, 1956–1972) происходила дальнейшая историзация этнографического знания: ещё большее место занимала первобытнообщинная проблематика, а региональные исследования приобретали историко-этнографический характер. В то же время Институт этнографии, который был тесно связан с кафедрой, наоборот, переориентировался на исследования современности. Кафедральные этнографические экспедиции стали отрядами археологических экспедиций (Северо-Кавказская – отрядом Таманской археологической экспедиции, Севернорусская – отрядом Новгородской). Основой этнографических знаний становились знания о материальной культуре и хозяйстве. В учебном плане появились курсы «История хозяйства первобытного общества» (Чебоксаров), «Материальная культура первобытного общества» (Е. М. Шиллинг), а фундаментальный труд Токарева «Этнография народов СССР» имел подзаголовок «Исторические основы быта и культуры». Именно в этот период был создан фонд учебных пособий. Помимо упомянутого учебника Токарева, изданы «История русской этнографии (дооктябрьский период)», «История зарубежной этнографии» (оба – Токарев), «Этнография народов Поволжья» (К. И. Козлова), «Народы Индонезии» (Г. Е. Марков), «Методика этнографических экспедиций» (Г. Г. Громов). В 1968 г. вышел коллективный труд «Основы этнографии» под редакцией Токарева.
Кафедра этнологии (1992–2020-е)
В середине 1980-х гг. в СССР началась переоценка марксистского подхода в исторических дисциплинах и звучали голоса (В. А. Тишков, С. А. Арутюнов, В. В. Пименов и др.) о необходимости изменения форм преподавания этнографических дисциплин. В 1986 г. заведующим кафедрой был назначен сотрудник Института этнографии Пименов. Начинается длящаяся поныне реорганизация этнографического образования. Вводятся курсы «этнологического цикла»: этнофольклористика, этносоциология, этнопсихология и ряд других. В 1992 г. кафедра этнографии переименовывается в кафедру этнологии. Постепенно, к 1990-м гг., новые предметы вытесняют старые курсы по истории материальной культуры. Происходит переориентация студентов на изучение проблем современности с опорой на социологические методы. В 1988 г. из состава кафедры выделяется Этносоциологическая лаборатория (руководитель Пименов, сотрудники: А. А. Сусоколов, В. Р. Филиппов и др.), которая с 1995 г. становится Лабораторией прикладной этнологии (руководитель Л. Б. Заседателева). В 1990–2000-х гг. кафедра и Институт этнологии функционируют максимально независимо друг от друга. Практика совмещения работы в Институте этнологии и антропологии (ИЭА) и на кафедре, бывшая правилом в 1950–1960-е гг., становится редким явлением.
В учебном плане появились курсы «Теоретическая этнология», «Этнофольклористика» (В. В. Пименов), «Этнолингвистика» (С. А. Арутюнов), «Этноэкология» (Е. И. Ларина), «Этнодемография» (О. Е. Казьмина), «Этнопсихология» (Т. Г. Стефаненко), «Этнографические группы восточных славян» (Л. Б. Заседателева). Ознакомительный курс «Введение в этнографию» читался коллективом преподавателей кафедры и сотрудниками ИЭА. Дважды издаётся учебник «Основы этнологии» (1992, 2007), были изданы учебные пособия «Этнодемография» (Казьмина, П. И. Пучков), «Массовые этнологические исследования: методы и техника» (Пименов, В. Р. Филиппов).
С 2006 г. (заведующий кафедрой А. А. Никишенков, 2006–2013) проводятся регулярные кафедральные конференции, а также ежегодная студенческая отчётная полевая сессия. Среди предметов появляются дисциплины, относящиеся непосредственно к разделу социальной антропологии: лекционный курс «Введение в социальную антропологию», «Исследовательские проблемы социальной антропологии» (Никишенков), «Академический текст» (Д. А. Функ). В 2013–2020 гг. заведующим кафедрой был Функ, который в 2019–2020 гг. одновременно занимал должность директора ИЭА. Функ продолжил линию по дальнейшей антропологизации этнографического образования, а также заявил о необходимости сближения ИЭА и кафедры. В выпускных студенческих работах увеличилось количество тем по проблемам современности (субкультура военнослужащих, антропология библиотечного пространства и др.). Изданы учебные пособия «От интуиции к рацио. Дискурс о народности в 19 веке», «Lusus Naturae. Народы в контексте естественнонаучного знания» (Т. Д. Соловей), «Христианство в современном мире» (О. Е. Казьмина).
С 2020 г. кафедрой заведует О. Е. Казьмина.