Музеология
Музеоло́гия (от греч. μουσεῖον – мусей, святилище муз и …логия) (музееведение), научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности, объясняющая происхождение и функционирование музея и его взаимодействие с наследием прошлого и обществом. Термин «музеология» распространён в англо-саксонских странах, в России также используется термин «музееведение». Единого мнения о том, является ли музеология наукой, среди учёных нет. Некоторые из них считают музеологию наукой, находящейся в процессе становления, другие полагают, что музеология ещё не соответствует критериям научного подхода.
Впервые термин «музеология» был использован немецким музейным деятелем Г. Ратгебером в 1839 г. в предисловии к каталогу «Голландские монеты и медали из герцогских музеев в Готе» (Rathgeber G. Niederländische Münzen und Medaillen des Herzoglichen Museums zu Gotha. Weissensee, 1839. P. VI). С 1878 г. в Германии издавался журнал Zeitschrift für allgemeine Museologie und verwandte Wissenschaften («Журнал по общей музеологии и родственным ей наукам»; затем название изменилось на Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde sowie verwandte Wissenschaften, «Журнал по музеологии и антиквароведению, а равно и по родственным им наукам»). В нём в 1883 г. была напечатана статья доктора Й. Г. Т. Грассе (фон Грассе) «Музеология как научная дисциплина», автор стремился утвердить представление о музеологии как о науке, изучающей музеи.
В России в 1-й половине 19 в. появились работы Ф. П. Аделунга и Б. Г. Вихмана, в которых музей рассматривался как институт сохранения национального культурного достояния. Среди наиболее значительных музеологических концепций 2-й половины 19 в. – проект музея в «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова, в котором он обращался к феномену музейности.
Развитию музееведческих знаний способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в СССР: Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы (создан в 1937, с 1955 Научно-исследовательский институт музееведения, в 1992–2014 – Российский институт культурологии), Лаборатория музееведения (1978, работала до 2015) и др. В 1988 г. в Государственном институте культуры имени Н. К. Крупской (с 1991 Санкт-Петербургский государственный институт культуры) была создана кафедра музееведения. Становление музееведения как научной и учебной дисциплины в СССР связано с теоретической деятельностью историка, первого в стране профессора по кафедре музейного дела А. М. Разгона. Им были сформулированы базовые понятия музееведения, направления музейной деятельности, обосновано место музееведения в системе наук.
Развитие самостоятельной теории музеологии обычно относят к 1970-м гг., особое значение для этого процесса имело создание в 1977 г. Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ; англ. International Committee for Museology, ICOFOM) Международного совета музеев. Целью комитета явилось распространение знаний о современных музеологических идеях, а задачами – координация исследований в области музеологии; выявление, защита и сохранение культурного наследия; утверждение музеологии как научной дисциплины; изучение и поддержка развития музеев и музейных профессий. ИКОФОМ стал форумом для обсуждения вопросов музеологии. Этому способствовала его международная деятельность, активная издательская политика, стремление учитывать всё многообразие мнений относительно сущности и задач музеологии.
Идеи музеологии плодотворно развивались в рамках национальных школ и направлений. Среди них наиболее значимыми являются: чехословацкая школа, музеология в ГДР и СССР, хорватская школа (в Югославии, с 1991 в Хорватии), новая музеология (во Франции и др.), лестерская школа музеологии (в Великобритании).
С деятельностью видного представителя чехословацкой школы З. Странского во многом связано оформление музеологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, определение её структуры. Абстрагируясь от музея как социального института, он ввёл понятие «музеальности» как особого отношения человека к реальности, связанного с желанием сохранять и использовать некоторые избранные объекты. К середине 1980-х гг. идеи Странского получили широкое распространение в научном мире. Они были развиты в работах чехословацкой исследовательницы А. Грегоровой. Музеология определялась ею как наука, изучающая особое отношение человека к реальности, заключающееся в целенаправленном и систематическом коллекционировании и хранении избранных объектов, документирующих развитие природы и общества, а также в их тщательном научном и культурно-образовательном использовании.
Представители музееведческих школ ГДР и СССР критически отнеслись к концепции музеальности Странского. Они предложили своё видение предмета и методологии музееведения в совместном научном труде «Музееведение. Музеи исторического профиля» (1988). В нём музееведение определялось как общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, а музей – как общественный институт, функции и формы которого зависят от общественно-экономических условий. По мнению автора этого определения Разгона, музееведение, являясь специальной дисциплиной, создаёт теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт.
Значительный вклад в науку внесла хорватская школа музеологии, трактовавшая её как одну из информационных дисциплин. Представитель этой школы Т. Шола предпринял попытку расширить познавательные рамки музеологии как научной дисциплины, рассматривая музей как один из институтов по сохранению и использованию культурного наследия.
Развитие взглядов на предназначение музея привело к появлению системы представлений о музее как социокультурном институте, который способен играть активную роль в жизни общества. Французские учёные Ю. де Варин и Ж.-А. Ривьер на основе обобщения опыта развития общинных музеев и экомузеев выдвинули и обосновали теорию новой музеологии. В рамках этой теории музей рассматривается не только как средство сохранения культурного наследия, но и как инструмент решения актуальных проблем населения, проживающего на территории экомузея и принимающего активное участие в его деятельности. Идеи новой музеологии получили распространение в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
В начале 1990-х гг. крупным центром музеологической мысли стала Школа музейных исследований Лестерского университета. Её представительницу Э. Хупер-Гринхилл принято считать создателем современной модели музейной коммуникации, в которой знание не передаётся посетителю в готовом виде, а конструируется им в процессе обращения к музейным предметам, общения с музейными сотрудниками и использования интерактивных технологий. Другой представитель лестерской школы – Р. Санделл – выдвинул предложение сделать музеи проводниками процесса полноценного участия в культурной жизни общества маргинальных слоёв населения, которые по тем или иным причинам вытеснены на периферию социума. Этот подход предполагает обращение музеев к проблемам, связанным с социальным неравенством.
Российское музееведение состоит из нескольких разделов. Историческое изучает причины возникновения, зарождение и развитие музейного мира. Теоретическое музееведение исследует наиболее общие закономерности развития и функционирования музея и разрабатывает общую теорию музееведения, а также теории: документирования (музейная деятельность по накоплению свидетельств развития природы и общества), тезаврирования (исследование информационного потенциала музейного предмета) и коммуникации (обоснование процесса передачи информации между музеем и обществом). Прикладное музееведение изучает проблемы и пути решения практических задач музейной деятельности. Музейное источниковедение разрабатывает теорию, методологию и методику выявления, изучения и использования музейных предметов и музейных коллекций. Музеография – описание музеев, характеризующее их деятельность. В СССР и постсоветской России научным разработкам в области методологии и теории, истории музеологии, прикладной музеологии посвящали работы В. Г. Ананьев, М. Е. Каулен, Е. Н. Мастеница, Т. П. Поляков, О. С. Сапанжа, А. А. Сундиева, Н. А. Томилов, Л. М. Шляхтина, Т. Ю. Юренёва и др.
В Российской Федерации ведущим музееведческим центром является созданный в 1992 г. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. С 2010 г. издаётся научно-теоретический журнал «Вопросы музеологии», на страницах которого публикуются материалы об основных направлениях современной науки о музеях. В 2023 г. музеология изучалась в 65 вузах страны, в них велась подготовка специалистов по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».