Норвегия. Литература
Литерату́ра Норве́гии. Средневековая норвежская словесность изначально создавалась на древнескандинавском языке. С 9 в. получила развитие скальдическая поэзия. Первому известному скальду – Браги Старому (1-я половина 9 в.) – приписывается авторство «Драпы о Рагнаре» («Ragnarsdrápa»; см. Драпа), цитируемой Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде». После принятия христианства (11 в.) официальным языком церкви и права в Норвегии стала латынь. Древнейшие сохранившиеся латинские рукописи (преимущественно законы, агиографические и исторические сочинения) датируются 12 в. Художественно-дидактические произведения (например, «Королевское зерцало», середина 13 в.) в Средние века бытовали, как правило, на древненорвежском языке. Широкое распространение получили переводы на древненорвежский язык французских рыцарских романов, в том числе о Тристане и Изольде. В 14–15 вв. в Норвегии, как и в других скандинавских странах, особой популярностью пользовались народные баллады, в частности «Песнь о видении» («Draumkvædet»).
После заключения унии с Данией (1380) официальным языком Норвегии стал датский, что привело к упадку национальной литературы. Барочные произведения создавались религиозными авторами – П. Дассом и Дороте Энгельбретсдаттер, писавшими по-датски. В 1643 г. датчанин Тюге Нильссон (около 1610–1687) открыл в Кристиании первую типографию. Первая печатная книга – «Новый альманах 1644 года после рождения Иисуса Христа» («En ny Allmanach paa det Aar effter Jesu Christi Fødsel 1644», 1643) на датском языке, – содержащая астрономические прогнозы, использовалась для предсказаний.
Выходцы из Норвегии, драматурги Л. Хольберг, Юхан Херман Вессель (1742–1785), Юхан Нурдаль Брун (1745–1816), развивавшие идеи Просвещения и ориентировавшиеся во многом на классицистические образцы, внесли значительный вклад в датскую культуру 18 в. Роман «Подземное путешествие Нильса Клима» («Nicolai Klimii iter subterraneum») Л. Хольберга, изданный в 1741 г. на латинском языке, пользовался успехом во всей Европе. В 1772 г. государственный деятель Уве Ерлёв Мейер (около 1742 – 1790) основал литературное Норвежское общество (Det Norske Selskab), члены которого выступали за возрождение национальной культуры и создание первого университета.
Подъём литературы, наметившийся после расторжения унии с Данией и принятия Конституции в 1814 г., совпал с эпохой романтизма. Родоначальником художественной прозы на норвежском языке считается М. К. Хансен, автор первого норвежского исторического романа «Отар Бретонский. Сказка о рыцаре» («Othar av Bretagne. Et Riddereventyr», 1819). Патриотический и национально-освободительный пафос присущ поэзии Х. А. Вергеланна (поэма «Творение, человек и мессия», «Skabelsen, Mennesket og Messias», 1830), интерес к народной культуре и языку – лирике Ю. С. Вельхавена (сборник сонетов «Норвегия на рассвете», «Norges Dæmring», 1834). П. К. Асбьёрнсен и Й. Му, основоположники норвежской фольклористики, издавали народные сказки и предания, Магнус Броструп Ланстад (1802–1880) – народные песни. Литература национального романтизма, получившего развитие в 1840–1860-е гг., представлена, в частности, крестьянскими повестями Б. Бьёрнсона («Сюннёве Сульбаккен», «Synnøve Solbakken», 1857; «Арне», «Arne», 1859, и др.), в которых в идеализированном ключе описана жизнь норвежской деревни.
Одна из главных задач норвежских писателей 19 в. заключалась в создании национального литературного языка. И. Осен издал «Грамматику народного языка» («Det norske Folkesprogs Grammatikk», 1848), в которой описал строй ланнсмола, созданного им на основе народных норвежских диалектов. В «Опыты ланнсмола в Норвегии» («Prøver af Landsmaalet i Norge», 1853) он включил свои первые произведения в стихах и прозе на новом языке. На ланнсмоле также писали: О. У. Винье («Путевые заметки лета 1860 г.», «Ferdaminni fraa Sumaren 1860», 1861), А. Э. Гарборг (роман «Вольнодумец», «Ein Fritenkjar», 1881; поэма «Хаугтусса», «Haugtussa», 1895) и др. Большая часть норвежской литературы создавалась на другом варианте норвежского языка – риксмоле, в 1929 г. получившем название «букмол».
В лирике 2-й половины столетия нередко затрагивались темы предназначения поэта, родины, национальной и культурной идентичности. Стихотворение «Да, мы любим эту страну» («Ja, vi elsker dette landet», 1859) Б. М. Бьёрнсона, положенное на музыку Р. Нурдроком, в 2019 г. признано официальным гимном Норвегии. Творчество крупнейших поэтов конца столетия, В. Крага и С. Обстфеллера, сочетает элементы символизма и импрессионизма.
Важное место в литературе последней трети 19 в. занимала реалистическая проза. Критикой современного общества пронизаны романы А. Л. Хьелланна («Гарман и Ворше», «Garman & Worse», 1880), Ю. Ли («Пожизненно осуждённый», «Livsslaven», 1883). В романах А. Скрам («Констанция Ринг», «Constance Ring», 1885), Х. Х. Йегера («Из жизни богемы Кристиании», «Fra Kristiania Bohêmen», 1885), К. Крога («Альбертина», «Albertine», 1886) проявились черты натурализма. Тесное переплетение реалистических и неоромантических тенденций нашло отражение в романах Трюгве Андерсена (1866–1920) («В дни советника», «I Cancelliraadens Dage», 1897) и К. Гамсуна («Голод», «Sult», 1890; «Виктория», «Victoria», 1898).
Ключевую роль в развитии национального театра сыграло творчество Г. Ибсена. Его философско-символические драматические поэмы («Бранд», «Brand», 1866; «Пер Гюнт», «Peer Gynt», 1867) знаменуют переход от романтизма к реализму; поздние драмы («Дикая утка», «Vildanden», 1884; «Гедда Габлер», «Hedda Habler», 1890; «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», «Når vi døde vågner», 1899, и др.) носят черты символизма и натурализма. Б. М. Бьёрнсон прославился романтическими («Между битвами», «Mellem slagene», 1857; «Хульда Хромоножка», «Halte-Hulda», 1858) и сменившими их реалистическими («Банкротство», «En fallit», 1875; «Редактор», «Redaktøren», 1875) драмами. Г. Э. Хейберг сочинял социально-психологические драмы в духе Г. Ибсена и Э. Золя («Тётя Ульрика», «Tante Ulrikke», 1883; «Король Мидас», «Kong Midas», 1890), а также символистские сатирические комедии («Балкон», «Balkonen», 1894).
Поэзия начала 20 в. представлена философской (У. Булль), религиозно-мистической (У. Аукруст) лирикой. В стихотворениях К. Уппдала проявились черты экспрессионизма. Социальный радикализм отличает поэзию Рудольфа Нильсена (1901–1929) и А. Эверланна, подверженных влиянию марксизма. Популярностью пользовались лёгкие, нередко ироничные стихи Х. Вильденвея.
В первые десятилетия 20 в. получил развитие неореализм; выходили серии романов, в том числе семейная хроника в шести томах «Жители Ювика» («Juvikfolke», 1918–1923) У. Дууна, трилогии «Кристиан VI» («Christianus Sextus», 1927–1935) Ю. Фалькбергета, «Кристин, дочь Лавранса» («Kristin Lavransdatter», 1920–1922) С. Унсет. Романы Х. Кинка («Доктор Габриэль Яр», «Doktor Gabriel Jahr», 1902; трилогия «Лавина», «Sneskavlen brast», 1918–1919) отличаются повышенным психологизмом и импрессионистической манерой повествования. Черты реализма и модернизма проявились в экспериментальных романах А. Сандемусе («Моряк сходит на берег», «En sjømann går i land», 1931; «Беглец пересекает свой путь», «En flyktning krysser sitt Spor», 1933, и др.) и Т. Весоса («Великая игра», «Det store spelet», 1934).
Германская оккупация (1940) заставила многих норвежских писателей покинуть страну, некоторые из них (например, И. Хагеруп) активно сотрудничали с подпольной прессой. Гуманистический пафос и антифашистская тематика присущи лирике и драматургии Ю. Н. Грига. Война и движение Сопротивления в центре внимания рассказов Турборг Недреос (1906–1987), романов Сигурд Эвенсму (1912–1978) («Беглецы», «Englandsfarere», 1945), Ю. Боргена («Тропа любви», «Kjærlighetsstien», 1946), Нильса Юхана Руда (1908–1993) («Дети мира», «Fredens sønner», 1947). Опыт оккупации, переживания вины и личной ответственности отражены в романах «На перепутье» («Det store veiskillet», 1949) Коре Холта (1916–1997), «Моя вина» («Møte ved milepelen», 1947) С. Хуля.
Значительный вклад в развитие психологического реализма внесли Ю. Борген и А. Сандемусе. Анархические воззрения Е. Бьёрнебу нашли отражение как в его романах («Пока не запел петух», «Før hanen galer», 1952; «Злой пастырь», «Den onde hyrde», 1960), так и в драмах с элементами эпического театра и театра абсурда («Друзья птиц», «Fugleelskerne», 1966). «Романы с ключом» А. Мюкле («Лассо вокруг госпожи Луны», «Lasso rundt fru Luna», 1954; «Песнь о красном рубине», «Sangen om den røde rubin», 1956) шокировали современников эротическими сценами. Малая проза этого периода представлена, в частности, психологическими новеллами Ю. Боргена, Артура Омре (1887–1967) и А. Мюкле.
В 1950-е гг. модернистские тенденции проявились в поэзии У. Хауге, Пола Брекке (1923–1993), Х. М. Весос. Более традиционный характер носит лирика И. Хагеруп.
Расцвет модернизма в 1960-е гг. связан с деятельностью писателей (Я. Э. Волл, Д. Сульстад, Э. Экланн и др.), сгруппировавшихся вокруг журнала Profil («Профиль»). Их эстетические взгляды формировались под влиянием нового романа и нового журнализма.
В 1960–1970-е гг. выходили документальные («Состязание», «Kappløpet», 1974, К. Холта) и исторические (трилогия о Сверрире Сигурдарссоне, 1965–1969, К. Холта) романы. Под влиянием феминистского движения В. Хенриксен и Рагнхильд Магерёй (1920–2010) создавали исторические романы о судьбах женщин в патриархальном обществе. Значительный вклад в развитие детской литературы внесли Синкен Хопп (1905–1987), Анне-Катарина Вестли (1920–2008), А. Прёйсен, Т. Эгнер.
В 1980-е гг. тенденции постмодернизма проявились в романах Я. Хьярстада («Homo falsus, или Идеальное убийство», «Homo falsus, eller Det perfekte mord», 1984), Х. Флёгстада («Седьмой климат. Салим Махмуд в Медиа Туле», «Det 7. klima: Salim Mahmood i Media Thule», 1986), Д. Сульстада («Попытка описать непроницаемое», «Forsøk på å beskrive det ugjennomtrengelige», 1984) и др. В это же время выходили первые книги Ю. Фоссе – одного из крупнейших европейских драматургов конца 20 в.
Литературе конца 20 в. присуще тематическое и стилистическое разнообразие. Популярностью пользовались исторические романы Х. Вассму («Книга Дины», «Dinas bok», 1989), Торвальда Стена (род. 1954) («Дон Карлос», «Don Carlos», 1993,). Сочетание подчёркнуто упрощённого стиля с психологизмом нашло отражение в романах Э. Лу («Наивно. Супер», «Naiv. Super», 1996; «Тихие дни в Перемешках», «Stille dager i Mixing Part», 2009, и др.). К постмодернизму тяготеет проза Н. Фробениуса (роман «Каталог Латура», «Latours katalog», 1996). Остросюжетность и философское осмысление проблем современности характерны для романов Я. Хьярстада (трилогия «Соблазнитель», «Forføreren», 1993; «Покоритель», «Erobreren», 1996; «Первооткрыватель», «Oppdageren», 1999). Тема семьи в центре внимания психологических романов Х. Эрставик («Любовь», «Kjærlighet», 1997; «Так же правда, как то, что я существую», «Like sant som jeg er virkelig», 1999) и Линн Ульман (род. 1966) («Пока ты не уснул», «Før du sovner», 1998).
С конца 20 – начала 21 вв. активно развивается историческая и документальная проза. Биографический роман «Личный врач» («Livlegen», 1999) Тора Буманн-Ларсена (род. 1951) посвящён последним дням рода Романовых, в цикле восьми романов «Хокон и Мод» («Haakon og Maud», 2002–2019) описана история норвежского королевского дома. Вопросы взаимосвязи личности и истории подняты в романах Роя Якобсена (род. 1954) («Победители», «Seierherrene», 1991; «Ангел северной войны», «Hoggerne», 2005), Хенрика Лангеланна (род. 1972) («Чемпионы мира», «Verdensmestrene», 2010), П. Петтерсона («Пора уводить коней», «Ut og stjæle hester», 2003). Материалы интервью послужили основой романа «Книготорговец из Кабула» («Bokhandleren i Kabul», 2002) Осне Сейерстад (род. 1970). Стремление к точному фиксированию реальности отражено в цикле автофикциональных романов «Моя борьба» («Min kamp», 2009–2011) К. У. Кнаусгора.
Современная массовая литература представлена фэнтези (цикл «Круги воронов», «Ravneringene», 2013–2015, Сири Петтерсен, род. 1971), детективами («Ночной мороз», «Nattefrost», 2006, К. Фалдбаккена; «Кто любит по-другому», «Den som elsker noe annet», 2007, К. Фоссум; цикл о сыщике Харри Холе, с 1997, Ю Несбё). Среди авторов литературы для детей и подростков: Ю. Гордер, Клаус Хагеруп (1946–2018), Мария Парр (род. 1981).
Нобелевскую премию по литературе получили: Б. Бьёрнсон (1903), К. Гамсун (1920), С. Унсет (1928).
Крупнейшие национальные литературные награды: премии Браги, Ассоциации норвежских критиков, издательства Gyldendal, издательства Aschehoug.
В Норвегии проходят многие литературные мероприятия: Дни Сигрид Унсет (г. Лиллехаммер), Гамсуна (о. Хамарёй), Петтера Дасса в Альстахауге, фестиваль Бьёрнсона (г. Молде) и др.