Дасс Петтер
Дасс Пе́ттер (Petter Dass) (около 1647, фюльке Нурланн – 17.8.1707, Алстахёуг, Датско-норвежская уния, ныне Норвегия), норвежский поэт, теолог, священник. Представитель датско-норвежского барокко.
Отец – шотландец, получивший гражданство г. Берген; мать – дочь крупного местного чиновника. В начале 1660-х гг. учился в кафедральной школе Бергена, в 1666–1668 гг. – на теологическом факультете Копенгагенского университета. Вернувшись на родину, получил место домашнего учителя в доме приходского пастора в приходе Вефсн (провинция Нурланн). В 1671 г. обвинён в грехе прелюбодеяния с пасторской дочерью, забеременевшей до свадьбы, из-за чего был вынужден поехать в Копенгаген за королевским прощением, а также заплатить денежный штраф. В 1673 г. занял должность капеллана в приходе Несна. С 1689 г. и до конца жизни служил пастором в Алстахёуге.
Светская поэзия Дасса представлена «стихотворениями на случай», которые он начал писать в студенческие годы на родном (датском) и латинском языках. Среди поздних, наиболее известных стихотворений – «Тело, набитое песком и камнями» («En Krop opfyldt med Gruus og Sten», 1726), в котором описана болезнь лирического героя-поэта, и прощальное письмо к прихожанам «Любезный мой слушатель» («Min elskelig Tilhører», 1746). Сочинял стихотворные послания, шесть из которых адресованы Дороте Энгельбретсдаттер.
Поэма «Труба Нурланна» («Nordlands Trompet», 1739), отразившая впечатления Дасса от поездок по стране, относится к пейзажной, или, как её принято называть в норвежском литературоведении, «топографической» (topografisk) лирике. В основе произведения – описание природы Северной Норвегии и восхваление населяющих её Божьих созданий. Поэма построена по принципу латинской риторики: от общего к частному. После двух вводных стихотворений Дасс пишет о географическом положении, климате Норвегии, её птицах и морских животных, о сельском хозяйстве, рынках торговли, о саамах, а затем переходит к описанию местности и городов с юга на север.
Бо́льшую часть литературного наследия Дасса составляет духовная поэзия, основанная на стихотворном переложении историй Библии. Наиболее популярный сборник «Песни из катехизиса» («Katekismesanger», полное название – «Краткий катехизис доктора Мартина Лютера, переложенный в удобные песни на подходящие мелодии», «D. Mort. Luthers Lille Catechismus, forfattet i beqvemme Sange under føyelige Melodier», 1715), сыгравший важную роль в развитии книгопечатания в Норвегии, включает 48 гимнов, стихотворное посвящение и хвалебные стихи. В «Песнях из катехизиса» Дасс представил стихотворный комментарий к священным текстам, составляющим основу веры каждого лютеранина (десять заповедей, апостольский символ веры, молитва «Отче наш» и др.), и объяснил, что они должны означать на практике.
К другим сборникам религиозной поэзии относятся: «Духовное времяпровождение, или Книга библейских песен» («Aandelige Tids-Fordriv eller Bibelske Viise-Bog», 1711), «Песни из Евангелия» («Evangelisangene», 1723) и «Три книги Библии» («Trende Bibelske Bøger» 1723). В последнем произведении излагаются истории Руфи, Эсфири и Юдифи, а во введении ведётся риторический спор о равноценности мужчин и женщин.
Несмотря на то, что Дасс писал на датском языке, в его стихах встречаются норвежские слова, в том числе названия особенностей рельефа, животных и растений. Избыточность образов, присущая барочной поэзии в целом, проявляется в его творчестве обилием деталей. Даже в религиозных текстах автор воспроизводит колорит Северной Норвегии, показывает повседневную жизнь крестьян, их поверья и обычаи. В псалме «Господь Бог! Твоё драгоценное имя и слава» («Herre Gud! Ditt dyre Navn og Ære») из «Песен из катехизиса», открывающем официальный сборник литургических гимнов Норвежской государственной церкви с 2013 г., говорится, что Бога славят «и зубатка, и сайда, и треска, и морская свинья», а в гимне «Десятая заповедь. Не возжелай жены ближнего твоего, ни раба твоего и т. п.» («Det Tiende Bud. Du skal ikke begiære din Næstis Huustro, ey Svend, ey P. etc.») из того же сборника разбираются конкретные примеры имущественных споров.
Большинство произведений Дасса сохранилось в списках, многие его «стихотворения на случай» утрачены. Единственное изданное при жизни стихотворение «Песня норвежской долины» («Den norske Dale-Viise», 1683) представляет собой юмористическое описание жизни норвежского крестьянина. Некоторые религиозные стихи Дасса передавались изустно и вошли в народную традицию, а сам он стал героем легенд о священнике-чернокнижнике, который может повелевать дьяволом.
В 1856 г. Ю. С. Вельхавен в эссе «Поэт из Алстахёуга, Петтер Дасс» («Dikteren fra Alstadhoug, Petter Dass») назвал его «народным певцом» (en Sanger for Folket), опередившим своё время (Welhaven. 1992. S. 370). С тех пор Дасс считается первым норвежским поэтом Нового времени, а его творчество получило широкую известность.
В 1908 г. в Алстахёуге установлен памятник писателю, с 2007 г. там же открыт Музей Петтера Дасса (Petter Dass Museum).