Хансен Мауриц Кристофер
Ха́нсен Ма́уриц Кри́стофер (Maurits Christopher Hansen) (5.7.1794, Мудум – 16.3.1842, Конгсберг), норвежский писатель, педагог, общественный деятель.
Один из первых крупных норвежских прозаиков. В своих произведениях органично совмещал литературные традиции предшествующих эпох и современные тенденции, развивал идеи романтизма, при этом во многом предвосхитил художественные принципы реализма.
Родился в семье капеллана. Получил начальное домашнее образование. Окончив художественное отделение в кафедральной школе в Кристиании (1814), поступил в местный университет (ныне Университет Осло), где изучал немецкую филологию и эстетику (вскоре прервал обучение из-за материальных трудностей).
С 1815 г. учитель в гражданской школе в Кристиании, с 1816 г. – в местной военной школе. В 1816 г. женился на Хельвиг Лешли (1789–1875), дочери чиновника, вместе с ней основал ряд учебных заведений для девочек. В 1-й половине 1820-х гг. продолжил преподавательскую деятельность в Тронхейме. В 1825 г. переехал в Конгсберг, где с 1826 г. и до конца жизни работал директором средней школы.
С 1818 г. редактор воскресных номеров газеты Morgenbladet. Сотрудничал с литераторами К. Н. Швахом, Х. А. Бьеррегором, разделял идеи Ю. С. Вельхавена о необходимости развития норвежской культуры на основе накопленного Данией опыта.
Дебютировал как поэт стихотворениями «Соблазнённая Ханна и её малыш» («Den forførte Hanna og hendes Lille») и «Жемчужина» («Perlen»), напечатанными в сборнике Шваха «Север» («Nord», 1815). Первая книга – сборник «Художественные произведения» («Digtninger», 1816), в который вошли как поэтические, так и прозаические тексты Хансена.
«Рожок» («Luren», 1819) – одна из первых идиллий на норвежском языке. Произведение во многом предвосхитило традицию национальной крестьянской прозы, заложенную Б. Бьёрнсоном. В основе сюжета – история любви норвежского бонда и девушки из знатной семьи, которые, несмотря на неравный брак, получают родительское благословение.
Ранняя проза Хансена представлена главным образом новеллами на криминальные сюжеты, в их числе «Пальмира» («Palmyra», 1820), «Невестка» («Svigerdatteren», 1820), «Безумный Кристиан» («Den gale Christian», 1821), «Две сестры» («De to søstre», 1821). «Новелла» («Novellen», 1827) построена по принципу реконструкции прошлого. Герой рассказывает знакомым историю о потерявшей рассудок женщине, которая в юности, накануне свадьбы, провалилась в заброшенный погреб и, проведя в нём год, после освобождения так и не смогла вернуться к нормальной жизни. Обстоятельства трагедии (заточение героини женихом в наказание за убийство его отца) проясняются по ходу повествования, когда собеседники дополняют историю рассказчика предположениями и фактами.
«Отар Бретонский. Сказка о рыцаре» («Othar av Bretagne. Et riddereventyr», 1819) Хансена считается одним из первых романов на норвежском языке. В нём повествуется о герое, который во время странствий подвергается искушениям, ведущим его к нравственному падению, но затем «исцеляется» христианской верой. Произведение сочетает элементы готического, воспитательного, рыцарского романов. Принципы романтизма нашли отражение в том числе в теме двойничества, стремлении автора воссоздать средневековый колорит.
В «Саге о Хильде» («Hildas saga», 1838), первом историческом романе на норвежском языке, в романтическом ключе переосмыслен сюжет исландской «Саги о Хальве и воинах Хальва» (14 в.). Действие романа происходит в условном Средневековье, представленном как время величия Норвегии. Система образов зиждется на романтическом двоемирии, что выражено в оппозиции миров людей и богов. Любовный сюжет, нехарактерный для саг, играет в произведении ключевую роль: духовое развитие главного героя – конунга показано через его взаимоотношения со своими жёнами: от пренебрежения и эгоизма к почитанию и преданной любви.
В позднем творчестве Хансена доминируют реалистические тенденции. Интерес автора к повседневной жизни людей, характерам, сформированным социальным окружением, нашёл отражение в романе «Убийство механика Рольфсена. Криминальное происшествие в Конгсберге» («Mordet paa Maskinbygger Roolfsen. Kriminalanekdote fra Kongsberg», 1840), стоящем у истоков европейского детектива. В центре повествования – расследование пропавшего рабочего шахты. Сыщиком выступает городской судья, который не обличает, но шантажирует преступника, преследуя корыстные цели.
Как педагог и общественный деятель, Хансен выступал за доступность женского образования, способствовал развитию национального языка. Своим «Опытом грамматики родного языка («Forsøg til en grammatik i modersmaalet», 1822) он подготовил реформы норвежского языка, осуществлённые в 20 в.
Среди других сочинений: романы «Кеадан, или Монастырские руины» («Keadan eller Klosterruinen», 1825), «Фру Бирте» («Fru Birthe», 1834), «Пастельный рисунок» («Pastelmaleriet», 1836), «Дочь» («Datteren»,1837); школьные учебники по истории, географии, норвежской, латинской и французской грамматике; словари иностранных слов, хрестоматии по римской литературе, письмовник «Собрание посланий Жюли. Практическое пособие по эпистолярному стилю для девушек» («Julies brevsamling. Praktisk veiledning til brevstil for unge fruentimmer,1840).
С 2009 г. в Конгсберге ежегодно присуждают премию Маурица Хансена «Новая кровь» («Nytt blod») за лучший дебютный криминальный роман.