Реймарус Герман Самуэль
Рейма́рус Ге́рман Са́муэль (Герман Самуэль Реймарий, Hermann Samuel Reimarus) (22.12.1694, Гамбург – 1.3.1768, там же), немецкий философ и теолог, представитель радикальной теологии Просвещения в Германии. Известен своей критикой богодухновенности Священного Писания и началом поисков исторического Иисуса.
Биография
Родился в семье верующих лютеран. Отец – Николаус Реймарус (1663–1716, по другим сведениям – 1724), происходил из семьи лютеранского пастора. Мать – Йоханна Веткен (1664–1727), была родом из семьи уважаемых гамбургских горожан.
С 1708 г. обучался в школе Йоханнеум, где в то время преподавал его отец. С 1710 г. в академической гимназии Гамбурга, где изучал латинский и древнегреческий языки (у И. А. Фабриция, 1668–1736), а также древнееврейский язык (у И. Х. Вольфа, 1683–1739). С 1714 по 1716 гг. изучает теологию, философию и древние языки в Йенском университете имени Фридриха Шиллера, где в то время преподавали среди прочих также известный в то время философ-эклектик И. Ф. Будде (1667–1729) и филолог И. М. Геснер (1691–1761). В 1716 г. Реймарус переехал в Виттенберг, где продолжил своё обучение и вскоре стал магистром теологии. После непродолжительной зарубежной поездки в Лейден, Оксфорд и Лондон, в 1719–1722 гг. доцент философского факультета Виттенбергского университета. В этой должности он остаётся вплоть до 1722 г. В 1723 г. назначен ректором гимназии в Висмаре, а в 1728 г. получил должность профессора ориенталистики в академической гимназии Гамбурга, в которой он когда-то сам обучался. Переехав в Гамбург, он женился на Йоханне Фридерике Фабриций (1707–1783), дочери его бывшего учителя и наставника И. А. Фабриция (1707–1783). У них было семеро детей, пятеро из которых умерли в раннем возрасте. В 1761 г. Реймарус получил предложение стать профессором университета Гёттингена, от которого отказывается, решив остаться в Гамбурге. Все годы, начиная с 1728 г. и до самой смерти Реймарус жил в Гамбурге, занимал должность профессора в академической школе. В это время он издал целый ряд филологических, теологических и философских работ. Немалое внимание уделил написанию комментариев к библейским текстам. Параллельно с этим он занимался катехизаторской деятельностью, составил катехизис для детей, снискавший немалую популярность. Со временем Реймарус стал заметной и уважаемой фигурой, вращается в кругах немецких просветителей. В своих печатных работах, опубликованных при жизни, высказывал достаточно умеренные взгляды, известен среди немецких просветителей как один из наиболее последовательных деистов. Почётный член Российской академии наук (1760), инициатор и основатель (в 1765) действующего доныне Гамбургского общества поддержки искусств и полезных занятий, известного также как Патриотическое общество 1765 года.
Похоронен в монастыре Святой Марии Магдалины в Гамбурге.
Философско-теологические взгляды
На протяжении жизни Ремарус отличался высокой работоспособностью. Им были написаны многочисленные тома как его собственных философско-теологических работ, так и переводов и комментариев к древним (прежде всего библейским) текстам. Первой значительной работой Реймаруса становится завершение и издание в 1734 г. перевода ветхозаветной книги Иова, начатого ещё одним из ранних немецких просветителей И. А. Гофманом (1676–1731). В дальнейшем Реймарус продолжает работу по переводу и комментированию древних текстов, завершив начатое его тестем – И. А. Фабрицием, собрание сочинений древнегреческого историка Диона Кассия. Два тома этого издания увидели свет в 1750 и 1752 гг. соответственно и получили высокую оценку современников, в том числе и известного антиковеда Б. Г. Нибура (1776–1831).
Первая и наиболее значимая самостоятельная работа Реймаруса, опубликованная при его жизни, – сочинение «Первостепенные истины естественной религии» («Die vornehmsten Wahrheiten der natürlichen Religion in zehn Abhandlungen auf eine begreifliche Art erkläret und gerettet»). Впервые вышло в 1754 г. и впоследствии несколько раз переиздавалось как при жизни Реймаруса, так и после его смерти. Последнее, 7-е переиздание, издано в 1798 г. Эта работа считается программной в творчестве Реймаруса. В ней автор последовательно выразил философско-теологические взгляды, характеризующиеся значительной умеренностью. Высказываемые в этом сочинении взгляды вполне традиционны для представителей т. н. естественной религии, распространённой в эпоху немецкого Просвещения. Основной акцент в работе сделан на попытках защитить христианскую веру от нападок со стороны атеистов и безбожников (французского и английского толка). Ради этих целей он предложил определённое «очищение» христианского вероучения от некоторых неразумных положений, признаваемых избыточными для достижения основной цели христианской веры – спасения души, для которой первостепенной значимостью обладает нравственное совершенствование индивида и всё, что этому способствует. Соответственно, всё, без чего последнее признаётся невозможным, считается относящимся к ядру религиозной веры. К таким положениям относится вера в существование Бога и в бессмертие души, призванной к счастью и добродетельности. Всё же остальное причисляется к необязательным, не принадлежащим к сущности христианской веры компонентам. Особенностью позиции Реймаруса является выделение веры в бессмертие души в качестве основного, структурообразующего компонента религии.
В 1756 г. Реймарус издал сочинение по логике «Логика как указание к правильному применению разума в познании истины» («Vernunftlehre als eine Anweisung zum richtigen Gebrauch der Vernunft in der Erkenntnis der Wahrheit»). Это сочинение написано в вольфианской манере и повторяет основные положения логики и герменевтики Х. фон Вольфа (1679–1754), закладывая философский фундамент для последующих исканий Реймариуса в области толкования библейских текстов. В 1760 г. Реймариус издал «Всеобщие размышления об инстинктах животных» («Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere, hauptsächlich über ihre Kunst–Triebe»). Это сочинение – одна из первых работ в области зоопсихологии.
Однако наиболее значимой работой Реймаруса ныне считается его сочинение «Апология, или Защита разумных почитателей Бога» («Apologie oder Schutzschrift für die vernünftigen Verehrer Gottes»). Оно публикуется уже после его смерти, изначально в виде разрозненных фрагментов, без указания имени автора. В этом сочинении Реймарус опирается на методы библейской герменевтики, активно развивавшейся во 2-й половине 18 в. Однако применение этих методов приводит к радикальным выводам, нехарактерным для немецкого Просвещения. Реймарус полностью отрицает богодухновенность Священного Писания. Ветхий Завет предстаёт у него в качестве искусственной конструкции жрецов иудаизма, создавших этот текст как оружие в борьбе с прежними верованиями еврейского народа и использовавших его для получения духовного господства над ним. Сам Христос рассматривается у Реймаруса как политический мессия, преследующий исключительно земные цели освобождения еврейского народа из-под власти римлян и достижения политической власти. Его божественная природа отрицается. Равным образом отрицается истинность догматов о Воскресении и Втором пришествии, которые рассматриваются как изобретение учеников Христа с целью создания нового оригинального духовного учения, лидерами которого они надеялись стать, чтобы распространив его достичь хотя бы духовной власти над людьми, ввиду того, что достижение политической власти после смерти Христа уже не представлялось им возможным. В сочинении Реймаруса прослеживается радикальный вариант концепции двух учений – учения самого Христа и отличного от него учения его учеников, фактически и создавших христианскую Церковь. Отрицание божественного достоинства Христа, постулируемого догматами Церкви, положило начало поискам исторического Иисуса (Э. Ренан, А. Швейцер).