«Наследники» (сериал)
«Насле́дники» (англ. «Succession»), американский сериал в жанре политической сатиры и семейной драмы, созданный шоураннером Дж. Армстронгом по заказу телеканала HBO. К концу 2022 г. было выпущено три сезона, состоящие из 29 серий. Выход четвёртого сезона намечен на 2023 г. Сериал «Наследники» удостоился высоких оценок критиков и зрителей. Шоу завоевало множество престижных наград, среди них 2 премии BAFTA, 3 премии «Золотой глобус» и 9 «Эмми», в том числе как лучший драматический сериал.
История создания и сюжет
Режиссёр и сценарист Дж. Армстронг несколько лет работал над идеей художественного фильма об американском магнате Р. Мёрдоке, владельце медиаконцерна Fox Corporation, и его семье. В ходе работы над сценарием изначальный замысел существенно расширился. Исследование жизни миллиардеров с Уолл-стрит натолкнуло Армстронга на мысль о сериале, который был бы посвящён нравам современного крупного бизнеса. Помимо фигуры Мёрдока создатели вдохновлялись историями других богатейших семейств: Редстоунов, которым принадлежал канал Viacom, Сульцбергеров, владельцев издательства The New York Times, и Д. Трампа. Образ корпорации Waystar Royco вдохновлен Fox Corporation, в частности его новостным отделением Fox News, известным своей открытой поддержкой Республиканской партии США.
К разработке концепции «Наследников» присоединился режиссёр А. Маккей. Вместе с Дж. Армстронгом они решили развернуть историю в сторону семейной саги о борьбе за наследство. Пилотный эпизод «Наследников» был снят Маккеем в Нью-Йорке в конце 2016 г. Продюсерами, помимо Армстронга и Маккея, выступили актер У. Феррелл и публицист Ф. Рич. 16 мая 2017 г. было объявлено о начале съёмок первого сезона сериала. Премьера состоялась 3 июня 2018 г. Последний на 2022 г. четвёртый сезон вышел 17 октября 2021 г.
Сериал «Наследники» рассказывает о семье Роев, владельцах медиакорпорации Waystar Royco. Деспотичный основатель компании Логан Рой в исполнении шотландского актёра Б. Кокса, несмотря на преклонный возраст (ему исполнилось 83 года), не собирается покидать пост президента компании. В его фигуре воплощены стереотипы о взбалмошном владельце корпорации, неполиткорректном и алчном. Резкое ухудшение здоровья Логана Роя ставит перед его семьёй вопрос – кто возглавит империю, когда патриарх умрёт.
Круг потенциальных наследников медиаимперии Логана Роя включает его старшего сына Коннора (Алан Рак), отстранившегося от семейных дел, Кендалла (Дж. Стронг), мечтающего занять место отца, эксцентричного и избалованного Романа (К. Калкин) и политическую консультантку Шивон (С. Снук). Они готовятся к смерти Логана, каждый преследует свои личные цели и не собирается уступать в войне за наследство. Бунт детей против отца всегда терпит крах, поскольку они не могут преодолеть разногласия и разрешить внутренние травмы.
Наиболее трагичной фигурой в семье является Кендалл Рой, эффективный управленец, который хорошо понимает, как устроена корпорация отца и в каком направлении необходимо её развивать. Однако он слаб характером, легко управляем, боится отца и всякий раз пасует перед ним и его властью. Однажды он решается на предательство, чтобы свергнуть Логана. На противостоянии Кендалла и Логана строится основной конфликт «Наследников».
Художественные особенности
Сериал «Наследники» погружает аудиторию в мир современного американского медиабизнеса. Сериал выдержан в стиле репортажа, или мокьюментари, где зритель чувствует себя невольным свидетелем происходящих событий. Быстрые наезды камеры, резкие крупные планы, подвижная ручная съёмка – всё это добавляет «Наследникам» ощущение документальной подлинности.
Жанр сериала балансирует между драмой и комедией. Обличение нравов семьи Рой и её окружения сопровождается комедийными сценами, чёрным юмором и гротескными ситуациями. Основной конфликт «Наследников» драматичен – это крах семьи на фоне истории о «престолонаследии». Одной из художественных особенностей «Наследников» является отсутствие положительного героя. Персонажи проявляют худшие качества, ссорятся, предают и унижают друг друга. Рои одержимы амбициями и закомплексованы.
«Наследники» описывают развал традиционной семьи и крах патриархальных ценностей. Авторы критикуют мир Логана Роя, построенный на насилии и эксплуатации. В сериале почти нет чернокожих актеров или персонажей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Все герои – белые натуралы, властвующие над миром и не пускающие в свой круг чужаков.
Создатели обличают не только американских республиканцев и элиту с Уолл-стрит. Новые герои на бизнес-арене, которые активно примеряют на себя либеральные ценности, такие как алчный друг Кендалла по имени Стьюи (А. Моайед) или новые бизнесмены из Кремниевой долины Джош Ааронсон (Э. Броуди) и Лукас Мэтссон (А. Скарсгард), во многом более опасны, чем наследственная американская элита. Политические взгляды героев «Наследников» не имеют значения, ими движет стремление к выгоде.
Культурное влияние и признание
Критика характеризует сериал «Наследники» как одно из наиболее успешных современных драматических шоу. Хотя его рейтинги не сопоставимы с главными проектами телеканала HBO, такими как «Игра престолов» («Game of Thrones», 2011–2019) и «Мир Дикого Запада» («Westworld», с 2016), популярность «Наследников» активно растёт. Если премьеру первого сезона посмотрели 582 тыс. зрителей, то финал третьего сезона привлёк к экранам уже 1,7 млн зрителей.
По результатам опроса социологов о причинах популярности «Наследников», проведенного американским журналом The Hollywood Reporter в 2019 г., основным фактором успеха сериала была названа оригинальность его персонажей. Хотя они представляют собой отрицательные типажи, зрители ценят их харизму и обаяние. Л. Гриндстафф заметила, что богатство и материальные блага Роев в какой-то степени отталкивают, а не соблазняют. Жизнь миллиардеров в сериале описана невыносимой и жестокой, полной насилия и страха, поэтому зритель подсознательно чувствует себя «более здоровым и счастливым», чем богатые и влиятельные персонажи шоу. Т. Нанничелли отметил, что «Наследники» обращаются к универсальным темам и сюжетам: семья, борьба поколений, алчность и жажда власти. Сериал совмещает в себе архетипы шекспировских трагедий, таких как «Король Лир», с актуальным политическим посылом и злободневностью. Т. Стритер добавил, что «Наследники» точно воплощают в себе разочарование американского общества в элите с Уолл-стрит после экономического кризиса 2008 г. (Semigran. 2019).
«Наследники» стали источником многочисленных оммажей, мемов и пародий. Вирусным в социальных сетях стал рэп Кендалла Роя «L to the OG», исполненный им во втором сезоне сериала в честь отца. Образ нелюбимого сына быстро стал популярным в Интернете: в Instagram (принадлежат корпорации Meta, запрещённой на территории Российской Федерации) появилась страница @kendallroylookingsad («Кендалл Рой выглядит грустно»), а также множество фан-арта.
Статьи и интервью о работе актёра Дж. Стронга над ролью Кендалла также послужили причиной роста медийной известности персонажа. На площадке Стронг старается избегать своих партнёров, живет в отдельном трейлере и впускает к себе только по расписанию. Таким способом актёр поддерживает чувство разлада своего героя с семьёй. В американской прессе активно обсуждался актёрский метод Стронга, насколько продуктивным и здоровым его можно считать для самого исполнителя и атмосферы на съёмочной площадке. На его защиту встали актрисы Дж. Честейн и Э. Хэтэуэй, а также режиссёр А. Маккей и партнер по сериалу Б. Кокс.
Популярный рэп-исполнитель Pusha T записал в 2019 г. ремикс на заглавную музыкальную тему сериала под названием «Puppets». Вступительные титры «Наследников» также часто становятся объектом пародии, например, они обыгрываются в 14-м эпизоде 20-го сезона мультсериала «Гриффины» («Family Guy», с 1999).