«Monkey Island» (серия видеоигр)
«Monkey Island» (с англ. «Остров обезьян»), американская серия видеоигр в жанре квеста. Четыре части разработаны компанией LucasArts Entertainment (ныне Lucasfilm Games), 5-я и 6-я – студиями Telltale Games и Terrible Toybox соответственно. Игры серии получали высокие оценки критиков и игроков, в разные годы номинировались на различные премии и удостаивались профессиональных наград.
История создания
Первые игры серии, «The Secret of Monkey Island» (1990) и «Monkey Island 2: LeChuck's Revenge» (1991), разрабатывались под руководством американского гейм-дизайнера Р. Гилберта. В создании проекта также принимали участие разработчики Т. Шейфер и Д. Гроссман, внёсшие большой вклад в развитие жанра квеста. 3-я и 4-я части, «The Curse of Monkey Island» (1997) и «Escape from Monkey Island» (2000), вышли после небольшого перерыва и были усовершенствованы технически.
В 2009 и 2010 гг. для персональных компьютеров, консолей PlayStation 3 и Xbox 360, мобильных устройств на платформе iOS вышли переиздания оригинальной игры под названием «Special Edition». Ремейк был положительно оценён профильной прессой и игроками.
В игре «The Secret of Monkey Island» главный герой серии, молодой пират Гайбраш Трипвуд, отправляется на Обезьяний остров, чтобы спасти свою возлюбленную, Элейн Марли, из плена призрака ЛеЧака. В сиквеле Гайбраш охотится за сокровищами, вновь сталкиваясь с врагом из оригинальной игры. В 3-й части протагонист должен спасти свою невесту от наложенного на неё проклятия. В квадриквеле «Escape from Monkey Island» Гайбраш противостоит ЛеЧаку и предпринимателю Оззи Мандриллу, которые объединились и хотят уничтожить всех пиратов. В финальном эпизоде ЛеЧаку удаётся убить Гайбраша, но тот находит выход из загробного царства и побеждает соперника.
Персонажи первых двух частей серии, выпущенных в начале 1990-х гг., не были озвучены, и их речь передавалась с помощью титров, выводимых на экран, а интерфейс игр представлял набор команд, вынесенный под игровой дисплей. В «Monkey Island 2: LeChuck's Revenge» появилась возможность играть в облегчённом режиме с меньшим количеством головоломок. В продолжении применялась технология iMuse, позволяющая синхронизировать музыкальное сопровождение с действием на экране.
В техническом плане заметно отличался от предшественников триквел, «The Curse of Monkey Island», где на смену пиксельной графике первых частей пришла анимационная эстетика, а персонажи были впервые озвучены. Значительно изменился интерфейс: теперь игрок не выбирал действие из списка команд, а, зажимая правую кнопку мыши на объекте, мог взаимодействовать с ним. «The Curse of Monkey Island» – последний квест, созданный студией на движке SCUMM, который лежал в основе большинства квестов от LucasArts Entertainment с конца 1980-х гг.
«Escape from Monkey Island» – первая игра серии, графика которой частично выполнена в 3D-анимации (активные предметы были объёмными). 4-я часть во многом воспроизводила технические решения «Grim Fandango» (1998): пользователь управляет героем напрямую, используя клавиатуру или джойстик (игра выходила также на PlayStation 2), а не отдаёт ему команды с помощью мышки. Персонаж может обращать внимание игрока на «точки интереса», поворачивая голову в их сторону. «Escape from Monkey Island» – последний оригинальный квест, выпущенный компанией LucasArts Entertainment, которая в дальнейшем только переиздавала свои работы.
Студия Telltale Games, с 2006 г. выпускавшая игру «Sam & Max Hit the Road» (продолжение оригинального квеста 1993 компании LucasArts Entertainment), создала 5-ю часть серии «Monkey Island». Проект разделили на 5 эпизодов, выходивших с разницей в месяц. В «Tales of Monkey Island» (2009) было большое количество внутриигровых видео, что сближает игру с интерактивным кино. В 2012 г. права на франшизу перешли к корпорации The Walt Disney Company после приобретения ею студии Lucasfilm. 6-я часть серии – «Return to Monkey Island» – выпущена в 2022 г. компанией Devolver Digital. К работе над проектом после долгого перерыва вернулся Гилберт. Игра была тепло встречена профессиональным и игровым сообществом.
В переизданиях 2009–2010 гг. разработчики из LucasArts Entertainment обновили первые 2 части серии. Кроме новой графики в «Special Edition» заметно переработан интерфейс: теперь игрок мог не обращаться к меню с действиями, ограничиваясь перемещением курсора по игровому экрану. Появилась также система подсказок.
Особенности и влияние
Серия «Monkey Island» наполнена юмором (к примеру, Гайбраш сталкивался с племенем каннибалов-вегетарианцев) и отсылками к поп-культуре. Так, сцена во 2-й части, где главный герой снимает с антагониста маску и узнаёт в нём родственника, пародирует эпизод из кинофраншизы «Звёздные войны».
Разработчики иронично обыгрывают сюжетные клише из пиратских романов, таких как «Остров сокровищ» («Treasure Island», 1883) Р. Л. Стивенсона, «Одиссея капитана Блада» («Captain Blood: His Odyssey», 1922) Р. Сабатини, «На странных берегах» («On Stranger Tides», 1987) Т. Пауэрса и др. К примеру, гиперболизированная авторами «Monkey Island» страсть пиратов в художественных произведениях к «морским ругательствам» была отражена в эпизоде состязания фехтовальщиков, где противники старались как можно более искусно уязвить друг друга оскорблениями.
«Monkey Island» – одна из самых продолжительных серий квестов, история которой даёт представление о развитии жанра в целом. Её большое значение для игровой индустрии подтверждено рядом профессиональных наград и премий. К примеру, Американская академия интерактивных искусств и наук номинировала «The Curse of Monkey Island» в категориях «Лучший развлекательный проект года», «Лучшая приключенческая игра года» и «Выдающееся достижение в области искусства/графики» в рамках 1-й церемонии Премии интерактивных достижений (Interactive Achievement Awards) в 1998 г. (Award Updates). «Escape from Monkey Island» стала лучшим приключенческим экшеном на выставке E3 в 2000 г. (2000 Winners).
Игры «Monkey Island» во многом предопределили финансовый успех и значение для массовой культуры серии фильмов «Пираты Карибского моря», пародируя одноимённый аттракцион: в «Escape from Monkey Island» показано, как пиратский остров, превращённый в курорт, наводняют туристы. Отсылки к «Monkey Island» можно найти в таких играх на пиратскую тематику, как «Assassin's Creed IV: Black Flag» (2013), «Sea of Thieves» (2018) и др.