Миметическая теория
Мимети́ческая тео́рия, всеобъемлющая концепция отношений между людьми, происхождения общества и культуры, предложенная Р. Жираром. Его теория обрела многочисленных сторонников в Европе (прежде всего во Франции и Австрии) и США, что позволило миметической теории оформиться институционально и в качестве междисциплинарной исследовательской программы.
В основе миметической теории Жирара лежат три концепции, которые он последовательно изложил в трёх объёмных работах 1961–1978 гг. и которые развивают и популяризуют его последователи.
Во-первых, это идея подражательного, иначе – миметического желания. Она заключается в том, что человек желает не сам по себе, а заимствует желания у других людей, вступая с ними в сложные отношения медиации (опосредования), которые могут вылиться в соперничество и взаимное насилие. Во-вторых, это теория козла отпущения, представленная Жираром в его самой известной книге «Насилие и священное» (La violence et le sacré, 1972). Он утверждает, что в основе любых культурных институтов и существования общества в целом лежит единодушное насилие всех против одного, которое порождается мимесисом и позволяет совладать с его негативными следствиями, т. е. насилием. При этом главным выражением этого механизма является архаическое жертвоприношение. В-третьих, выступая в своих последующих работах в качестве теолога, автор заявляет о преодолении архаической религии в иудео-христианском откровении.
Популярность идей Жирара обусловлена рядом факторов. С одной стороны, его концепции миметического желания и козла отпущения многим показались убедительными не только сами по себе, но в качестве инструмента, который можно использовать на другом материале. С другой – жираровская мысль заключает в себе сильный ценностный посыл, будучи направлена против вредоносного подражания, соперничества и насилия, а также имеет потенциал в качестве «философии для жизни», а не просто сухой теории. Христиане различных конфессий, прежде всего католики и протестанты, развивают его богословские идеи, претворяя в жизнь их активистский потенциал. Наконец, для многих его теория стала привлекательна в силу полемической направленности против модных в 1970–1980-е гг. интеллектуальных течений вроде постструктурализма и деконструктивизма, либо более общих трендов вроде постмодернизма, релятивизма, секуляризма и прочих «-измов» 20 в.
В настоящее время миметическая теория Жирара существует в двух формах: это 1) интеллектуальная рецепция его идей и 2) её институциональное оформление.
«Миметические» исследования
С одной стороны, множество академических либо близких к науке авторов систематически задействуют жираровские идеи в своих дисциплинах. Несмотря на то что среди этих дисциплин преобладают гуманитарные и социальные – антропология, социология, политология, философия, религиоведение, литературоведение и литературная критика, психология, теология, – их список включает также нейронауку, эволюционную биологию и даже физику. Наиболее последовательных учеников Жирара и сторонников его идей обычно называют girardians либо girardian scholars, т. е. «жирардианцами». По их инициативе миметическая теория нередко становится предметом учебных курсов, особенно в университетах США. С другой стороны, миметическая теория представляет собой совокупность организаций, сообществ и общественных инициатив, которые занимаются изучением и популяризацией жираровской мысли.
«Жирардианство» началось с пересказа и толкования сочинений Жирара. Наиболее полно и адекватно его теория изложена в книге «Открывая Жирара» М. Кирвана (Kirwan. 2005) и систематическом труде «Миметическая теория Рене Жирара» В. Палавера (Palaver. 2013). Сегодня наиболее распространённый формат «жирардианских» работ можно назвать расширяющим и дополняющим: в них авторы пересказывают авторскую теорию и прилагают её к анализу более или менее оригинального материала из области религии, философии, литературы, кинематографа или поп-культуры, среди которого могут оказаться фильмы А. Хичкока или тексты Б. Дилана и Ланы дель Рей. Многие авторы занимаются наведением мостов между идеями Жирара и других известных философов – например, Ж. Деррида или Ю. Кристевой в работах «Насилие и различие: Жирар, Деррида и деконструкция» Э. Макенны (McKenna. 1992) и «Жизни в жертву: Кристева о женщинах и феминизме» М. Рейнеке (Reineke. 1997) соответственно.
В области психологии и нейропсихиатрии один из основных продолжателей дела Жирара – Ж.-М. Угурлян, соавтор его книги «Вещи, сокрытые от основания мира» (Des choses cachées depuis la fondation du monde, 1978). В 3-й части книги разрабатывается проект «интердивидуальной психологии», т. е. такой, которая вместо индивида исследует взаимоотношения между людьми в перспективе миметического желания. В этой связи авторы затрагивают такие классические фрейдовские темы, как сексуальность, гомосексуальность, садизм и мазохизм, гипноз, истерия и одержимость. Именно этот проект Угурлян продолжает в позднейших трудах, в том числе «Генезисе желания» (Oughourlian. 2007). В 2010-е гг. Угурлян сосредоточился на исследованиях мозга и предложил различать 3 его «модуса»: когнитивный, эмоциональный и миметический. Этой теме посвящены его книги «Наш третий мозг» (Oughourlian. 2013) и «Оптимизируйте свой мозг» (Oughourlian. 2019). Кроме того, в последнее десятилетие многие авторы пытаются выстраивать диалог между миметической теорией и нейронаукой. Открытие «зеркальных нейронов» позволяет исследователям обосновать идею мимесиса средствами не только гуманитарных и социальных, но и естественных наук.
Кроме того, миметическая теория стала «программной» для ряда теологов. Первым из них был австриец Р. Швагер, который так впечатлился книгой «Насилие и священное», что вступил с её автором в переписку и пытался организовать перевод на немецкий. В 1978-м г. вышла его работа «Нужен ли нам козёл отпущения?» (Schwager. 1978), где он применяет миметическую теорию к анализу Ветхого и Нового Завета. Примечательно, что эта работа вышла в том же году, что и жираровский труд «Вещи, сокрытые от основания мира», в котором философ также обратился к иудео-христианским писаниям и выступил в роли богослова, предложив оригинальную «нежертвенную» интерпретацию смерти Иисуса Христа. В позднейших работах Швагера миметическая теория сочетается с рецепцией драматического богословия (теодрамы) Х. У. фон Бальтазара, о чём свидетельствует название его книги «Иисус в священной драме» (Schwager. 1990). Благодаря ему одним из центров миметической теории стал Инсбрукский университет.
Рене Жирар и Раймунд Швагер на ежегодном собрании коллоквиума по вопросам насилия и религии (COV & R). Грац (Австрия). 1997. Университет Инсбрука, Австрия.
René Girard and Raymund Schwager, Graz/Austria 1997 © Dietmar Regensburger, University of Innsbruck/AustriaДругим значимым представителем «миметической» теологии является английский католический священник Дж. Алисон. Среди его книг выделяется работа «Вера над обидами и возмущением: фрагменты о христианстве и гомосексуализме» (Alison. 2001), где он обосновал совместимость этих явлений и предложил инклюзивный взгляд, основанный на любви и тождественности всех людей, а не поисках различий и козлов отпущения. За свою деятельность в 1995 г. Алисон был запрещён в служении и восстановлен только в 2017 г. папой римским Франциском.
Наиболее полное изложение богословских воззрений самого Жирара представлено в труде «Жирар и теология» (Kirwan. 2009) уже упомянутого Кирвана. Кроме того, среди прочих последователей философа выделяется С. Гудхарт, который сближает его не с христианской, а с иудейской мыслью и авторами вроде Э. Левинаса (Goodhart. 2014).
Поскольку в своей последней книге «Завершить Клаузевица» (Achever Clausewitz, 2007) Жирар обратился к темам истории, политики и апокалипсиса как триумфа насилия, их подхватили и некоторые его последователи. В качестве примера можно назвать сборник «Политика и апокалипсис» (2007), книги «Бесполезное жертвоприношение: очерк о политическом насилии» П. Дюмушеля (Dumouchel. 2011), «Рене Жирар и секулярный модерн: Христос, культура и кризис» С. Кауделла (Cowdell. 2013), «Миметическая политика: двоичные паттерны в глобальной политике» Р. Фарнети (Farneti. 2015). Однако за исключением этой последней работы «жирардианские» авторы часто подходят к современным проблемам через тексты и вместо актуальных событий углубляются в литературоведение и историю философии.
Среди других оригинальных «жирардианских» исследовательских проектов – сборник П. Дюмушеля и Ж.-П. Дюпюи, озаглавленный «Ад вещей. Рене Жирар и логика экономики» (Dumouchel. 1979). Дюпюи также является автором концепции «просвещенного катастрофизма», представляющей собой попытку помыслить человеческое отношение к катастрофам, в котором смешались элементы природной объективности и в то же время – человеческой вины. Наряду с проблемами современной техники, этой теме посвящён целый ряд его книг (Дюпюи. 2019; Дюпюи. 2021 ).
«Жирардианские» организации
Институциональный аспект миметической теории представлен целым рядом академических и общественных организаций, которые занимаются её исследованием и распространением. Они не только поддерживают тесный контакт и совместно ведут различные проекты, но и возглавляются зачастую одними и теми же людьми. Сам Жирар до своей кончины в 2015 г. занимал в большинстве из них различные почётные должности. Старейшей из «жирардианских» научных организаций стало основанное в 1980-е гг. Нидерландское жираровское общество (Girard Studiekring/Dutch Girard Society), которое возникло из научного кружка в Амстердамском свободном университете.
Самое крупное и известное из подобного рода объединений – Коллоквиум по насилию и религии (Colloquium on Violence & Religion, COV&R), основанный в 1990 г. в США, причём изначально – в тесном сотрудничестве с Американской академией религии. Организация заявляет себя как «динамичную международную ассоциацию учёных и практиков из множества дисциплин, которые развивают, критикуют и применяют миметическую теорию Рене Жирара». С самого своего основания Коллоквиум проводит ежегодную масштабную конференцию в различных странах мира и курирует две серии в Michigan State University Press, где с 1994 г. также издаёт журнал Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture. Истории COV&R посвящена книга «Жирардианцы: Коллоквиум по насилию и религии, 1990–2010» профессора Дж. Уильямса (Williams. 2012).
Ближайшее сотрудничество с COV&R поддерживает фонд Imitatio, который не только продвигает, но и активно финансирует связанные с миметической теорией исследования и проекты, в том числе конференции и переводы книг. Как отмечается на сайте организации, она была основана в 2007 г. «по итогам бесед между П. Тилем, Р. Хамертоном-Келли и Р. Жираром» с целью «продвижения замечательных прозрений Рене Жирара относительно человеческого поведения и культуры». Во Франции с 2005 г. действует Ассоциация миметических исследований (Association Recherches Mimétiques). Президентом организации является французский литературный критик, драматург и публицист Б. Шантр, который был также соавтором книги Жирара «Завершить Клаузевица». Помимо проведения различных мероприятий и организации исследований, Ассоциация занимается архивами Жирара в Национальной библиотеке Франции.
Наконец, миметическая теория вдохновила ряд христианских инициатив, в числе которых – The Raven Foundation, Preaching Peace, Theology & Peace и др. Хотя сам Жирар, как и большинство его последователей-теологов, был католиком, его идеи нашли отклик также у множества американских протестантов. Тому есть несколько причин. Во-первых, уникальная религиозная ситуация США, где церкви зачастую независимы друг от друга и открыты новым веяниям, создаёт благоприятную атмосферу для «сетевого» объединения: ни одна из перечисленных организаций не привязана к конкретной церкви, но предлагает пасторам и рядовым верующим «инструментарий» для проповеди. Во-вторых, последователей Жирара из христианской среды привлекает в первую очередь активистский потенциал его теории, возможность изменять мир к лучшему: он критикует насилие, ксенофобию, расовое и гендерное превосходство, проповедуя вместо этого ненасилие и примирение.
Среди этих групп некоторые часто делают акцент на чём-то одном: например, The Raven Foundation заявляет себя как сообщество для тех, кто «бросил организованную религию, но не оставил веру в Бога и мир во всём мире». С другой стороны, благодаря связям с Американским баптистским колледжем в Нашвилле, штат Теннесси (где преобладают афроамериканцы), инициатива Theology & Peace сосредоточилась на проблеме расизма. В-третьих, все эти объединения отказываются от идеи божественного насилия и развивают специфическое жираровское богословие «ненасильственного искупления», согласно которому Иисус Христос добровольно принёс себя в жертву, чтобы явить людям истину о насилии и отменить архаическое жертвоприношение. В этом плане их деятельность смыкается с работой «жирардианских» богословов вроде Р. Швагера и Дж. Алисона.
В целом после кончины Жирара в 2015 г. миметическая теория не только не заглохла, но и переживает расцвет, так что с каждым годом количество посвящённых ему самому и его идеям работ становится всё больше.