Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Миметическая теория

Мимети́ческая тео́рия, всеобъемлющая концепция отношений между людьми, происхождения общества и культуры, предложенная . Его теория обрела многочисленных сторонников в Европе (прежде всего во Франции и Австрии) и США, что позволило миметической теории оформиться институционально и в качестве междисциплинарной исследовательской программы.

В основе миметической теории Жирара лежат три концепции, которые он последовательно изложил в трёх объёмных работах 1961–1978 гг. и которые развивают и популяризуют его последователи.

Во-первых, это идея подражательного, иначе – миметического желания. Она заключается в том, что человек желает не сам по себе, а заимствует желания у других людей, вступая с ними в сложные отношения медиации (опосредования), которые могут вылиться в соперничество и взаимное насилие. Во-вторых, это теория , представленная Жираром в его самой известной книге «Насилие и священное» (). Он утверждает, что в основе любых культурных институтов и существования общества в целом лежит единодушное насилие всех против одного, которое порождается и позволяет совладать с его негативными следствиями, т. е. насилием. При этом главным выражением этого механизма является архаическое жертвоприношение. В-третьих, выступая в своих последующих работах в качестве теолога, автор заявляет о преодолении архаической религии в иудео-христианском откровении.

Популярность идей Жирара обусловлена рядом факторов. С одной стороны, его концепции миметического желания и козла отпущения многим показались убедительными не только сами по себе, но в качестве инструмента, который можно использовать на другом материале. С другой – жираровская мысль заключает в себе сильный ценностный посыл, будучи направлена против вредоносного подражания, соперничества и насилия, а также имеет потенциал в качестве «философии для жизни», а не просто сухой теории. Христиане различных конфессий, прежде всего католики и протестанты, развивают его богословские идеи, претворяя в жизнь их активистский потенциал. Наконец, для многих его теория стала привлекательна в силу полемической направленности против модных в 1970–1980-е гг. интеллектуальных течений вроде и , либо более общих трендов вроде , , и прочих «-измов» 20 в.

В настоящее время миметическая теория Жирара существует в двух формах: это 1) интеллектуальная рецепция его идей и 2) её институциональное оформление.

«Миметические» исследования

С одной стороны, множество академических либо близких к науке авторов систематически задействуют жираровские идеи в своих дисциплинах. Несмотря на то что среди этих дисциплин преобладают гуманитарные и социальные – , , , , , и литературная критика, , , – их список включает также , эволюционную биологию и даже . Наиболее последовательных учеников Жирара и сторонников его идей обычно называют girardians либо girardian scholars, т. е. «жирардианцами». По их инициативе миметическая теория нередко становится предметом учебных курсов, особенно в университетах США. С другой стороны, миметическая теория представляет собой совокупность организаций, сообществ и общественных инициатив, которые занимаются изучением и популяризацией жираровской мысли.

«Жирардианство» началось с пересказа и толкования сочинений Жирара. Наиболее полно и адекватно его теория изложена в книге «Открывая Жирара» М. Кирвана () и систематическом труде «Миметическая теория Рене Жирара» В. Палавера (). Сегодня наиболее распространённый формат «жирардианских» работ можно назвать расширяющим и дополняющим: в них авторы пересказывают авторскую теорию и прилагают её к анализу более или менее оригинального материала из области религии, философии, литературы, кинематографа или поп-культуры, среди которого могут оказаться фильмы или тексты и . Многие авторы занимаются наведением мостов между идеями Жирара и других известных философов – например, или в работах «Насилие и различие: Жирар, Деррида и деконструкция» Э. Макенны () и «Жизни в жертву: Кристева о женщинах и феминизме» М. Рейнеке () соответственно.

В области психологии и нейропсихиатрии один из основных продолжателей дела Жирара – Ж.-М. Угурлян, соавтор его книги «Вещи, сокрытые от основания мира» (). В 3-й части книги разрабатывается проект «интердивидуальной психологии», т. е. такой, которая вместо индивида исследует взаимоотношения между людьми в перспективе миметического желания. В этой связи авторы затрагивают такие классические фрейдовские темы, как сексуальность, гомосексуальность, садизм и мазохизм, , и . Именно этот проект Угурлян продолжает в позднейших трудах, в том числе «Генезисе желания» (). В 2010-е гг. Угурлян сосредоточился на исследованиях мозга и предложил различать 3 его «модуса»: когнитивный, эмоциональный и миметический. Этой теме посвящены его книги «Наш третий мозг» () и «Оптимизируйте свой мозг» (). Кроме того, в последнее десятилетие многие авторы пытаются выстраивать диалог между миметической теорией и нейронаукой. Открытие «» позволяет исследователям обосновать идею мимесиса средствами не только гуманитарных и социальных, но и естественных наук.

Кроме того, миметическая теория стала «программной» для ряда теологов. Первым из них был австриец Р. Швагер, который так впечатлился книгой «Насилие и священное», что вступил с её автором в переписку и пытался организовать перевод на немецкий. В 1978-м г. вышла его работа «Нужен ли нам козёл отпущения?» (), где он применяет миметическую теорию к анализу и . Примечательно, что эта работа вышла в том же году, что и жираровский труд «Вещи, сокрытые от основания мира», в котором философ также обратился к иудео-христианским писаниям и выступил в роли богослова, предложив оригинальную «нежертвенную» интерпретацию смерти . В позднейших работах Швагера миметическая теория сочетается с рецепцией драматического богословия (теодрамы) , о чём свидетельствует название его книги «Иисус в священной драме» (). Благодаря ему одним из центров миметической теории стал Инсбрукский университет.

Рене Жирар и Раймунд Швагер.Рене Жирар и Раймунд Швагер на ежегодном собрании коллоквиума по вопросам насилия и религии (COV & R). Грац (Австрия). 1997. Университет Инсбрука, Австрия. René Girard and Raymund Schwager, Graz/Austria 1997 © Dietmar Regensburger, University of Innsbruck/AustriaДругим значимым представителем «миметической» теологии является английский католический священник Дж. Алисон. Наиболее известен его вклад в . Среди его книг выделяется работа «Вера над обидами и возмущением: фрагменты о христианстве и гомосексуализме» (), где он обосновал совместимость этих явлений и предложил инклюзивный взгляд, основанный на любви и тождественности всех людей, а не поисках различий и козлов отпущения. За свою деятельность в 1995 г. Алисон был запрещён в служении и восстановлен только в 2017 г. папой римским .

Наиболее полное изложение богословских воззрений самого Жирара представлено в труде «Жирар и теология» () уже упомянутого Кирвана. Кроме того, среди прочих последователей философа выделяется С. Гудхарт, который сближает его не с христианской, а с иудейской мыслью и авторами вроде ().

Поскольку в своей последней книге «Завершить Клаузевица» () Жирар обратился к темам истории, политики и апокалипсиса как триумфа насилия, их подхватили и некоторые его последователи. В качестве примера можно назвать сборник «Политика и апокалипсис» (2007), книги «Бесполезное жертвоприношение: очерк о политическом насилии» П. Дюмушеля (), «Рене Жирар и секулярный модерн: Христос, культура и кризис» С. Кауделла (), «Миметическая политика: двоичные паттерны в глобальной политике» Р. Фарнети (). Однако за исключением этой последней работы «жирардианские» авторы часто подходят к современным проблемам через тексты и вместо актуальных событий углубляются в литературоведение и историю философии.

Среди других оригинальных «жирардианских» исследовательских проектов – сборник П. Дюмушеля и Ж.-П. Дюпюи, озаглавленный «Ад вещей. Рене Жирар и логика экономики» (). Дюпюи также является автором концепции «просвещенного катастрофизма», представляющей собой попытку помыслить человеческое отношение к катастрофам, в котором смешались элементы природной объективности и в то же время – человеческой вины. Наряду с проблемами современной техники, этой теме посвящён целый ряд его книг (; ).

«Жирардианские» организации

Институциональный аспект миметической теории представлен целым рядом академических и общественных организаций, которые занимаются её исследованием и распространением. Они не только поддерживают тесный контакт и совместно ведут различные проекты, но и возглавляются зачастую одними и теми же людьми. Сам Жирар до своей кончины в 2015 г. занимал в большинстве из них различные почётные должности. Старейшей из «жирардианских» научных организаций стало основанное в 1980-е гг. Нидерландское жираровское общество (Girard Studiekring/Dutch Girard Society), которое возникло из научного кружка в Амстердамском свободном университете.

Самое крупное и известное из подобного рода объединений – , основанный в 1990 г. в США, причём изначально – в тесном сотрудничестве с . Организация заявляет себя как «динамичную международную ассоциацию учёных и практиков из множества дисциплин, которые развивают, критикуют и применяют миметическую теорию Рене Жирара». С самого своего основания Коллоквиум проводит ежегодную масштабную конференцию в различных странах мира и курирует две серии в Michigan State University Press, где с 1994 г. также издаёт журнал Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture. Истории COV&R посвящена книга «Жирардианцы: Коллоквиум по насилию и религии, 1990–2010» профессора Дж. Уильямса ().

Ближайшее сотрудничество с COV&R поддерживает фонд , который не только продвигает, но и активно финансирует связанные с миметической теорией исследования и проекты, в том числе конференции и переводы книг. Как отмечается на сайте организации, она была основана в 2007 г. «по итогам бесед между П. Тилем, Р. Хамертоном-Келли и Р. Жираром» с целью «продвижения замечательных прозрений Рене Жирара относительно человеческого поведения и культуры». Во Франции с 2005 г. действует . Президентом организации является французский литературный критик, драматург и публицист Б. Шантр, который был также соавтором книги Жирара «Завершить Клаузевица». Помимо проведения различных мероприятий и организации исследований, Ассоциация занимается архивами Жирара в .

Наконец, миметическая теория вдохновила ряд христианских инициатив, в числе которых – , , и др. Хотя сам Жирар, как и большинство его последователей-теологов, был католиком, его идеи нашли отклик также у множества американских протестантов. Тому есть несколько причин. Во-первых, уникальная религиозная ситуация США, где церкви зачастую независимы друг от друга и открыты новым веяниям, создаёт благоприятную атмосферу для «сетевого» объединения: ни одна из перечисленных организаций не привязана к конкретной церкви, но предлагает пасторам и рядовым верующим «инструментарий» для проповеди. Во-вторых, последователей Жирара из христианской среды привлекает в первую очередь активистский потенциал его теории, возможность изменять мир к лучшему: он критикует насилие, , расовое и гендерное превосходство, проповедуя вместо этого и примирение.

Среди этих групп некоторые часто делают акцент на чём-то одном: например, The Raven Foundation заявляет себя как сообщество для тех, кто «бросил организованную религию, но не оставил веру в Бога и мир во всём мире». С другой стороны, благодаря связям с Американским баптистским колледжем в Нашвилле, штат Теннесси (где преобладают афроамериканцы), инициатива Theology & Peace сосредоточилась на проблеме расизма. В-третьих, все эти объединения отказываются от идеи божественного насилия и развивают специфическое жираровское богословие «ненасильственного искупления», согласно которому Иисус Христос добровольно принёс себя в жертву, чтобы явить людям истину о насилии и отменить архаическое жертвоприношение. В этом плане их деятельность смыкается с работой «жирардианских» богословов вроде Р. Швагера и Дж. Алисона.

В целом после кончины Жирара в 2015 г. миметическая теория не только не заглохла, но и переживает расцвет, так что с каждым годом количество посвящённых ему самому и его идеям работ становится всё больше.

  • Социология 21 века
  • Философские концепции
  • Французские философы