Миметическая теория
Мимети́ческая тео́рия, всеобъемлющая концепция отношений между людьми, происхождения общества и культуры, предложенная Р. Жираром. Его теория обрела многочисленных сторонников в Европе (прежде всего во Франции и Австрии) и США, что позволило миметической теории оформиться институционально и в качестве междисциплинарной исследовательской программы.
В основе миметической теории Жирара лежат три концепции, которые он последовательно изложил в трёх объёмных работах 1961–1978 гг. и которые развивают и популяризуют его последователи.
Во-первых, это идея подражательного, иначе – миметического желания. Она заключается в том, что человек желает не сам по себе, а заимствует желания у других людей, вступая с ними в сложные отношения медиации (опосредования), которые могут вылиться в соперничество и взаимное насилие. Во-вторых, это теория козла отпущения, представленная Жираром в его самой известной книге «Насилие и священное» (La violence et le sacré, 1972). Он утверждает, что в основе любых культурных институтов и существования общества в целом лежит единодушное насилие всех против одного, которое порождается мимесисом и позволяет совладать с его негативными следствиями, т. е. насилием. При этом главным выражением этого механизма является архаическое жертвоприношение. В-третьих, выступая в своих последующих работах в качестве теолога, автор заявляет о преодолении архаической религии в иудео-христианском откровении.
Популярность идей Жирара обусловлена рядом факторов. С одной стороны, его концепции миметического желания и козла отпущения многим показались убедительными не только сами по себе, но в качестве инструмента, который можно использовать на другом материале. С другой – жираровская мысль заключает в себе сильный ценностный посыл, будучи направлена против вредоносного подражания, соперничества и насилия, а также имеет потенциал в качестве «философии для жизни», а не просто сухой теории. Христиане различных конфессий, прежде всего католики и протестанты, развивают его богословские идеи, претворяя в жизнь их активистский потенциал. Наконец, для многих его теория стала привлекательна в силу полемической направленности против модных в 1970–1980-е гг. интеллектуальных течений вроде постструктурализма и деконструктивизма, либо более общих трендов вроде постмодернизма, релятивизма, секуляризма и прочих «-измов» 20 в.
В настоящее время миметическая теория Жирара существует в двух формах: это 1) интеллектуальная рецепция его идей и 2) её институциональное оформление.
«Миметические» исследования
С одной стороны, множество академических либо близких к науке авторов систематически задействуют жираровские идеи в своих дисциплинах. Несмотря на то что среди этих дисциплин преобладают гуманитарные и социальные – антропология, социология, политология, философия, религиоведение, литературоведение и литературная критика, психология, теология, – их список включает также нейронауку, эволюционную биологию и даже физику. Наиболее последовательных учеников Жирара и сторонников его идей обычно называют girardians либо girardian scholars, т. е. «жирардианцами». По их инициативе миметическая теория нередко становится предметом учебных курсов, особенно в университетах США. С другой стороны, миметическая теория представляет собой совокупность организаций, сообществ и общественных инициатив, которые занимаются изучением и популяризацией жираровской мысли.
«Жирардианство» началось с пересказа и толкования сочинений Жирара. Наиболее полно и адекватно его теория изложена в книге «Открывая Жирара» М. Кирвана (Kirwan. 2005) и систематическом труде «Миметическая теория Рене Жирара» В. Палавера (Palaver. 2013). Сегодня наиболее распространённый формат «жирардианских» работ можно назвать расширяющим и дополняющим: в них авторы пересказывают авторскую теорию и прилагают её к анализу более или менее оригинального материала из области религии, философии, литературы, кинематографа или поп-культуры, среди которого могут оказаться фильмы А. Хичкока или тексты Б. Дилана и Ланы дель Рей. Многие авторы занимаются наведением мостов между идеями Жирара и других известных философов – например, Ж. Деррида или Ю. Кристевой в работах «Насилие и различие: Жирар, Деррида и деконструкция» Э. Макенны (McKenna. 1992) и «Жизни в жертву: Кристева о женщинах и феминизме» М. Рейнеке (Reineke. 1997) соответственно.
В области психологии и нейропсихиатрии один из основных продолжателей дела Жирара – Ж.-М. Угурлян, соавтор его книги «Вещи, сокрытые от основания мира» (Des choses cachées depuis la fondation du monde, 1978). В 3-й части книги разрабатывается проект «интердивидуальной психологии», т. е. такой, которая вместо индивида исследует взаимоотношения между людьми в перспективе миметического желания. В этой связи авторы затрагивают такие классические фрейдовские темы, как сексуальность, гомосексуальность, садизм и мазохизм, гипноз, истерия и одержимость. Именно этот проект Угурлян продолжает в позднейших трудах, в том числе «Генезисе желания» (Oughourlian. 2007). В 2010-е гг. Угурлян сосредоточился на исследованиях мозга и предложил различать 3 его «модуса»: когнитивный, эмоциональный и миметический. Этой теме посвящены его книги «Наш третий мозг» (Oughourlian. 2013) и «Оптимизируйте свой мозг» (Oughourlian. 2019). Кроме того, в последнее десятилетие многие авторы пытаются выстраивать диалог между миметической теорией и нейронаукой. Открытие «зеркальных нейронов» позволяет исследователям обосновать идею мимесиса средствами не только гуманитарных и социальных, но и естественных наук.
Кроме того, миметическая теория стала «программной» для ряда теологов. Первым из них был австриец Р. Швагер, который так впечатлился книгой «Насилие и священное», что вступил с её автором в переписку и пытался организовать перевод на немецкий. В 1978-м г. вышла его работа «Нужен ли нам козёл отпущения?» (Schwager. 1978), где он применяет миметическую теорию к анализу Ветхого и Нового Завета. Примечательно, что эта работа вышла в том же году, что и жираровский труд «Вещи, сокрытые от основания мира», в котором философ также обратился к иудео-христианским писаниям и выступил в роли богослова, предложив оригинальную «нежертвенную» интерпретацию смерти Иисуса Христа. В позднейших работах Швагера миметическая теория сочетается с рецепцией драматического богословия (теодрамы) Х. У. фон Бальтазара, о чём свидетельствует название его книги «Иисус в священной драме» (Schwager. 1990). Благодаря ему одним из центров миметической теории стал Инсбрукский университет.
Другим значимым представителем «миметической» теологии является английский католический священник Дж. Алисон. Среди его книг выделяется работа «Вера над обидами и возмущением: фрагменты о христианстве и гомосексуализме» (Alison. 2001), где он обосновал совместимость этих явлений и предложил инклюзивный взгляд, основанный на любви и тождественности всех людей, а не поисках различий и козлов отпущения. За свою деятельность в 1995 г. Алисон был запрещён в служении и восстановлен только в 2017 г. папой римским Франциском.
Наиболее полное изложение богословских воззрений самого Жирара представлено в труде «Жирар и теология» (Kirwan. 2009) уже упомянутого Кирвана. Кроме того, среди прочих последователей философа выделяется С. Гудхарт, который сближает его не с христианской, а с иудейской мыслью и авторами вроде Э. Левинаса (Goodhart. 2014).
Поскольку в своей последней книге «Завершить Клаузевица» (Achever Clausewitz, 2007) Жирар обратился к темам истории, политики и апокалипсиса как триумфа насилия, их подхватили и некоторые его последователи. В качестве примера можно назвать сборник «Политика и апокалипсис» (2007), книги «Бесполезное жертвоприношение: очерк о политическом насилии» П. Дюмушеля (Dumouchel. 2011), «Рене Жирар и секулярный модерн: Христос, культура и кризис» С. Кауделла (Cowdell. 2013), «Миметическая политика: двоичные паттерны в глобальной политике» Р. Фарнети (Farneti. 2015). Однако за исключением этой последней работы «жирардианские» авторы часто подходят к современным проблемам через тексты и вместо актуальных событий углубляются в литературоведение и историю философии.
Среди других оригинальных «жирардианских» исследовательских проектов – сборник П. Дюмушеля и Ж.-П. Дюпюи, озаглавленный «Ад вещей. Рене Жирар и логика экономики» (Dumouchel. 1979). Дюпюи также является автором концепции «просвещенного катастрофизма», представляющей собой попытку помыслить человеческое отношение к катастрофам, в котором смешались элементы природной объективности и в то же время – человеческой вины. Наряду с проблемами современной техники, этой теме посвящён целый ряд его книг (Дюпюи. 2019; Дюпюи. 2021 ).
«Жирардианские» организации
Институциональный аспект миметической теории представлен целым рядом академических и общественных организаций, которые занимаются её исследованием и распространением. Они не только поддерживают тесный контакт и совместно ведут различные проекты, но и возглавляются зачастую одними и теми же людьми. Сам Жирар до своей кончины в 2015 г. занимал в большинстве из них различные почётные должности. Старейшей из «жирардианских» научных организаций стало основанное в 1980-е гг. Нидерландское жираровское общество (Girard Studiekring/Dutch Girard Society), которое возникло из научного кружка в Амстердамском свободном университете.
Самое крупное и известное из подобного рода объединений – Коллоквиум по насилию и религии (Colloquium on Violence & Religion, COV&R), основанный в 1990 г. в США, причём изначально – в тесном сотрудничестве с Американской академией религии. Организация заявляет себя как «динамичную международную ассоциацию учёных и практиков из множества дисциплин, которые развивают, критикуют и применяют миметическую теорию Рене Жирара». С самого своего основания Коллоквиум проводит ежегодную масштабную конференцию в различных странах мира и курирует две серии в Michigan State University Press, где с 1994 г. также издаёт журнал Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture. Истории COV&R посвящена книга «Жирардианцы: Коллоквиум по насилию и религии, 1990–2010» профессора Дж. Уильямса (Williams. 2012).
Ближайшее сотрудничество с COV&R поддерживает фонд Imitatio, который не только продвигает, но и активно финансирует связанные с миметической теорией исследования и проекты, в том числе конференции и переводы книг. Как отмечается на сайте организации, она была основана в 2007 г. «по итогам бесед между П. Тилем, Р. Хамертоном-Келли и Р. Жираром» с целью «продвижения замечательных прозрений Рене Жирара относительно человеческого поведения и культуры». Во Франции с 2005 г. действует Ассоциация миметических исследований (Association Recherches Mimétiques). Президентом организации является французский литературный критик, драматург и публицист Б. Шантр, который был также соавтором книги Жирара «Завершить Клаузевица». Помимо проведения различных мероприятий и организации исследований, Ассоциация занимается архивами Жирара в Национальной библиотеке Франции.
Наконец, миметическая теория вдохновила ряд христианских инициатив, в числе которых – The Raven Foundation, Preaching Peace, Theology & Peace и др. Хотя сам Жирар, как и большинство его последователей-теологов, был католиком, его идеи нашли отклик также у множества американских протестантов. Тому есть несколько причин. Во-первых, уникальная религиозная ситуация США, где церкви зачастую независимы друг от друга и открыты новым веяниям, создаёт благоприятную атмосферу для «сетевого» объединения: ни одна из перечисленных организаций не привязана к конкретной церкви, но предлагает пасторам и рядовым верующим «инструментарий» для проповеди. Во-вторых, последователей Жирара из христианской среды привлекает в первую очередь активистский потенциал его теории, возможность изменять мир к лучшему: он критикует насилие, ксенофобию, расовое и гендерное превосходство, проповедуя вместо этого ненасилие и примирение.
Среди этих групп некоторые часто делают акцент на чём-то одном: например, The Raven Foundation заявляет себя как сообщество для тех, кто «бросил организованную религию, но не оставил веру в Бога и мир во всём мире». С другой стороны, благодаря связям с Американским баптистским колледжем в Нашвилле, штат Теннесси (где преобладают афроамериканцы), инициатива Theology & Peace сосредоточилась на проблеме расизма. В-третьих, все эти объединения отказываются от идеи божественного насилия и развивают специфическое жираровское богословие «ненасильственного искупления», согласно которому Иисус Христос добровольно принёс себя в жертву, чтобы явить людям истину о насилии и отменить архаическое жертвоприношение. В этом плане их деятельность смыкается с работой «жирардианских» богословов вроде Р. Швагера и Дж. Алисона.
В целом после кончины Жирара в 2015 г. миметическая теория не только не заглохла, но и переживает расцвет, так что с каждым годом количество посвящённых ему самому и его идеям работ становится всё больше.