Мимесис
Миме́сис (греч. μίμησις, лат. imitatio) (подражание), один из основных принципов античной эстетики, а также эстетики классицизма 16–18 вв.
Понятие мимесиса восходит к практике древнегреческих архаических музыкально-драматических представлений и первоначально обозначало игру участника действа (мима). Расширение этого понятия у Платона и перенос его на искусство и изобразительные способности человека сопровождались критикой поэзии и познавательных возможностей в силу того, что чувственно воспринимаемые человеком явления – лишь отражения подлинных сущностей, идей, так что миметические порождения искусства оказываются при этом отражениями отражений, т. е. подражаниями подражаниям, и потому могут порождать только «призраки» («Государство». X, 598b).
Аристотель в «Поэтике» исходит из подражания как универсальной врождённой способности человека, благодаря которой и существует искусство; виды его различаются средствами, предметом и способом подражания. При этом Аристотель ставит поэзию по её познавательной ценности выше («философичнее») истории, поскольку историк описывает случившееся (единичные явления), тогда как поэт говорит о принципиально возможном, общем: миметическое правдоподобие тем самым ближе к сущности, чем простая верность фактам. Продукты подражания доставляют удовольствие даже тогда, когда изображаются, например, «отвратительные животные и трупы». В центре «Поэтики» Аристотеля стоит драматическое искусство, подражание прежде всего «действию» и, соответственно, «действующим лицам», которые «необходимо бывают или хорошими или дурными», что обусловливает различие «между трагедией и комедией: последняя стремится изображать худших, а первая – лучших людей, нежели ныне существующие» («Поэтика». 1448а).
Складывающееся в дальнейшем под влиянием риторики (Дионисий Галикарнасский и др.) понимание мимесиса как подражания лучшим образцам словесного искусства сохраняло свою значимость на протяжении длительного времени и в послеантичную эпоху.
В эпоху Возрождения «подражание природе» (лат. imitatio naturae) вновь становится центральным понятием искусства, особенно после того, как в 16 в. «Поэтика» Аристотеля входит в научный и художественный обиход. С расцветом классицизма и риторики в 17 – начале 18 вв. возвращается и понимание подражания как следования идеальным созданиям античного искусства. Попыткой обобщения миметической теории этого периода можно считать труд Ш. Баттё «Изящные искусства, сведённые к единому принципу» («Les beaux arts reduits а̀ un meme principe», 1746), где таким единым для всех искусств принципом утверждается подражание. Уже во 2-й половине 18 в., с угасанием риторической традиции, и затем в эстетике романтизма ведущая роль в понимании творческого процесса отводится фантазии и воображению, не связанным требованиями прямого правдоподобия, так что сам термин «подражание» постепенно выходит из употребления.
Как фундаментальная антропологическая категория понятие «миметической способности и практики» возрождается в философии культуры и эстетике 20 в. (культура как «история миметической способности» у В. Беньямина, диалектика миметического и конструктивного начал в теории искусства Т. Адорно, концепция «симулякров» как правдоподобных образов, замещающих собой реальность, у Ж. Бодрийяра и др.).