Мельгунов Николай Александрович
Мельгуно́в Никола́й Алекса́ндрович (апрель 1804, село Петровское Ливенского уезда Орловской губернии – 4(16).2.1867, Москва), русский писатель, музыкальный критик, композитор.
Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование. В 1815 г. переехал в Харьков. В 1818–1820 гг. учился в Благородном пансионе при Санкт-Петербургском университете. В 1820–1823 гг. жил за границей, затем в Москве. В 1825–1834 гг. служил в главном архиве Министерства иностранных дел. Член литературно-философского кружка любомудров; участвовал в создании журнала «Московский наблюдатель». Печатался в журналах «Телескоп», «Москвитянин», «Отечественные записки», «Современник»; с середины 1850-х гг. сотрудничал в изданиях А. И. Герцена. В 1820–1830-х гг. в доме Мельгунова бывали братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, М. П. Погодин, А. С. Хомяков, Н. М. Языков, С. П. Шевырёв и др.; устраивались музыкальные вечера (сам Мельгунов был хорошим пианистом). Весной 1835 г. уехал лечиться в Германию; жил попеременно в Европе (Германия, Австрия, Италия, Франция; был знаком с Ф. В. Шеллингом, А. фон Гумбольдтом, Н. Ленау, Ф. Грильпарцером, Ф. К. фон Баадером, П. Мериме и др.) и России.
Дебютировал как переводчик в 1818 г. Совместно с С. П. Шевырёвым и В. П. Титовым участвовал в переводе книги Л. Тика «Об искусстве и художниках» (1826). Первая повесть – «Кто же он?» (1831), отразившая влияние романа «Мельмот-скиталец» Ч. Р. Метьюрина. Ранние сочинения Мельгунова составили сборник «Рассказы о былом и небывалом» (тома 1–2, 1834), в который вошли «страшные» повести в духе романтизма («Пророческий сон», «Зимний вечер» и др.), а также повесть «Да или нет?» (1834), познакомившая русских читателей с европейским судом присяжных и показавшая его преимущества перед российским закрытым судом. «Путевые очерки» (1836) близки по композиции сборнику «Серапионовы братья» Э. Т. А. Гофмана: фантастические истории, которые рассказывают пассажиры парохода, объединяют обрамляющие их авторские размышления, восхищение перед европейской цивилизацией.
На основании бесед с Мельгуновым (частично под его диктовку) немецкий романист Генрих Кёниг (1790–1869) составил книгу «Литературные картины России» («Literarische Bilder aus Russland», 1837; в русском переводе – «Очерки русской литературы», 1862), явившуюся первой попыткой представить западному читателю историю и современное состояние русской литературы.
С середины 1840-х гг. разрабатывал теорию, направленную на примирение западников и славянофилов, которая нашла отражение в его публицистических очерках: «Народная одежда и европейская мода» (1847), «Несколько слов о Москве и Петербурге» (1847).
Среди других сочинений: повести «Живая и мёртвая вода» (1844), «Систематик» (1844), «Свидетель» (1845), путевые заметки, литературно-критические статьи.
С середины 1830-х гг. систематически выступал как музыкальный критик. Был дружен с М. И. Глинкой, участвовал в организации концертов из его произведений в Париже (1845). В статье «Глинка и его музыкальные сочинения», написанной ещё до премьеры оперы «Жизнь за царя» (1836; опубликована в журнале «Русская старина», 1874, № 4), предсказал его роль основоположника русской композиторской школы. Поддерживал идею учреждения консерватории в России.
Автор романсов и песен на стихи современных ему русских поэтов (частично опубликованы в сборнике «Песни и романсы», 1832).