Механистическая структура управления
Механисти́ческая структу́ра управле́ния, разновидность организационной структуры управления, основанная на соблюдении всеми членами организации формальных правил поведения, официально закреплённых требований к результату и способу выполнения задач, а также иерархии управленческих уровней и узкой профессиональной специализации каждого участника.
Под организационной структурой управления (ОСУ) в менеджменте понимают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия, а также организации как единого целого. Таким образом, ОСУ является формой распределения необходимых для функционирования компании действий между её членами, а также построения связей подчинения между ними, что формирует уровни (иерархию) управления.
Основные элементы организационной структуры:
подразделения (звенья) – должностная позиция человека или его функционала в ОСУ;
уровни управления – положение подразделения в иерархии управления по отношению к вышестоящему лицу и своим подчинённым;
связи (как правило, вертикальные и горизонтальные) – представление о функциональном регламентированном взаимодействии подразделений.
При анализе, выборе или создании ОСУ следует соблюдать следующие требования, предъявляемые к соответствующей системе:
научность: применение научных методов анализа и проектирования;
оптимальность: использование наименьшего числа ступеней и звеньев для полноценного осуществления организацией своей деятельности, при учёте того, что сами функциональные связи имеют склонность к упрощению при наибольшей эффективности;
оперативность: создание условий для того, чтобы принятие решения и прохождение его по ступеням управленческой лестницы вплоть до непосредственной реализации не сталкивалось с его неактуальностью за время бюрократического процесса;
надёжность: информация, проходящая по структуре аппарата управления, не должна быть искажена в процессе её передачи между функциональными единицами и управленческими уровнями;
экономичность: достижение нужного эффекта от управления при минимальных затратах на его содержание;
гибкость: способность ОСУ изменяться, реагируя на новые обстоятельства внешней среды организации;
устойчивость структуры управления: стабильность её основных свойств при различных изменениях внешней и внутренней среды.
Классификацию организационных структур можно провести как по взаимодействию звеньев между собой (линейно-функциональная, дивизиональная, матричная структуры и их гибриды), так и по взаимодействию организации с внешней средой (органическая и механистическая структуры управления).
Механистическая структура представляет собой разновидность организационной структуры управления, при которой компания основана преимущественно на формальных правилах и процедурах; решения принимаются централизованно; уровни власти жёстко закреплены, а функциональные обязанности членов организации строятся на их узкой специализации, не допускающей смешения компетенций. Такая ОСУ является наиболее продуктивной и эффективной в условиях стабильной внешней и внутренней среды компании, т. е. при простом процессе производства с рутинной технологией, а также предсказуемыми или отсутствующими изменениями в условиях и факторах, воздействующих на деятельность предприятия извне. Выделяют следующие преимущества механистической структуры: универсальность, высокую производительность и предсказуемость.
Понимание механистической структуры организации основано на описанной немецким социологом М. Вебером «рациональной бюрократии». Впервые термин «бюрократия» упоминается и описывается в книге Вебера «Хозяйство и общество» (1925). В трудах Вебера бюрократия рассматривалась как позитивная форма организации коллективной деятельности и не несла в себе негативной современной коннотации. Рациональность какого-либо субъекта описывалась учёным как степень его подчинённости сформулированным нормам и правилам. В понимании 21 в. механистическая структура отличается ориентацией на внутренние правила и формализованные процессы, в то время как органическая является более подвижной и реактивной по отношению к внешней среде, а соблюдение внутреннего распорядка больше не возводится в абсолют.
Выделяют следующие основные отличительные черты рациональной бюрократии:
распределение задач между членами организации проводится исключительно с учётом их узкой профессиональной специализации, делая персонал максимально быстро и удобно заменимым;
строго определённая управленческая иерархия, зависимость уровней управления друг от друга, а также установленные меры воздействия управляющего на своих подчинённых;
процесс принятия решения и формальное поведение сотрудников в компании строго регламентировано и закреплено в официальных документах;
организация как целое и её члены в отдельности взаимодействуют с внешней средой крайне формально, не предполагая персональной вовлечённости в ситуацию контрагента;
сотрудники двигаются вверх по карьерной лестнице постепенно и строго внутри своей профессиональной области: их продвижение зависит от людей на более высоких управленческих уровнях, а вознаграждение – преимущественно от опыта и достижений внутри организации.
Особенности механистической организационной структуры наиболее заметно проявляются при её сопоставлении с органической ОСУ, которая во многом идеологически противоположна механистической. Например, в рамках механистической структуры распоряжения к исполнению сотрудником того или иного действия спускаются строго сверху вниз. В свою очередь, для органической структуры характерно более мягкое руководство, подобное наставничеству и советам со стороны управляющих, а сотрудники на местах сами распоряжаются имеющимися ресурсами и рекомендациями. Механистическая структура также формализует способ выполнения работы, а органическая, наоборот, даёт свободу сотрудникам на местах, чтобы те опирались только на выдвигаемые требования к результату, не имея жёстких требований к процессу.
Многие молодые компании становятся адептами механистической ОСУ, чтобы в максимально короткие сроки наладить бизнес-процессы и выйти в точку безубыточности, для которой часто требуется усиленная организационная дисциплина. С одной стороны, некоторые исследователи отмечают, что только впоследствии компания должна естественным образом давать своим сотрудникам всё больше свободы в принятии решений в рамках их компетенций и должностных обязанностей, превращая ОСУ из механистической в органическую или хотя бы в их гибрид. С другой стороны, по мнению известного писателя, бизнес-консультанта и классика современной теории менеджмента И. Адизеса, процесс построения организационной структуры в компании прямо противоположен – организация переходит от органической структуры на более ранних этапах развития к более поздним, постепенно «закостеневая» в механистическую структуру (Адизес. 2014. С. 40–45). Так, согласно его модели жизненного цикла компании, уже начиная с этапа, обозначенного И. Адизесом как этап «Аристократизм», появляются тенденции к остановке в развитии предприятия и экспериментах в его практике в пользу удержания достигнутого успеха, вследствие чего возникает всё больше ограничений на его деятельность (первые признаки будущей механистической структуры).