Макиавеллизм (в политологии)
Макиавелли́зм, политика, основанная не на соблюдении норм морали, а на следовании конкретным интересам правителя. Термин широко используется в политических науках и медиа. В строгом смысле это политическая теория, выраженная в совокупности воззрений итальянского мыслителя и дипломата эпохи Возрождения Никколо Макиавелли.
Термин обычно ассоциируют с ошибочно приписываемым Макиавелли постулатом «цель оправдывает средства», близким идеям консеквенциализма (Энциклопедический словарь ... 2005). В некоторых работах Макиавелли встречаются мысли, созвучные этому постулату, но не совпадающие с ним дословно и содержащие существенные оговорки о таких важных для автора концепциях, как свобода и добродетель.
Авторство идей, напоминающих максиму «цель оправдывает средства», на протяжении столетий было принято приписывать Макиавелли, тем не менее некоторые учёные отмечали, что он был не первым их выразителем. Так, историк и правовед П. И. Новгородцев отмечал, что макиавеллизм существовал до Макиавелли. Исторический контекст, в котором находился Макиавелли, характеризовался постоянными опасностями и крайне запутанными политическими отношениями, вследствие чего усиление государственного могущества достигалось правителями при помощи таких мер, при которых отрицалась нравственность. (Новгородцев. 2016). Сам Макиавелли просто фиксировал в своём творчестве окружавшую его объективную реальность, а не стремился привнести в неё какие-то новые идеи, уникальные в своей безнравственности.
Наиболее характерная черта творчества Макиавелли заключается в опоре автора на рациональное осмысление действительности и отказ от идеализации управленческого опыта – в противовес множеству свойственных тому времени сугубо религиозных моральных установок, – благодаря чему в его трудах разработано уникальное по меркам позднего Средневековья и раннего Возрождения светское учение о политике.
Многие учёные считают Макиавелли отцом современной политической науки (Smith. 2008; Strauss. 1988); при этом некоторые поддерживают стереотип о том, что Макиавелли был «учителем зла» (Strauss. 2006. P. 9). Отдельные авторы рассматривают наследие Макиавелли в контексте изучения манипуляции массовым сознанием как одной из форм управления общественно-политическими процессами (Доценко. 2003; Кара-Мурза. 2005). Во многом это негативное восприятие связано с положениями, изложенными Макиавелли в его наиболее известном труде «Государь» (иной перевод – «Князь») 1513 г. В то же время в академическом сообществе есть мнение о том, что другая работа Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», оказала значительное влияние на возрождение концепции классического республиканизма во 2-й половине 20 в.
Добродетель (virtù) в политической теории макиавеллизма
Макиавелли исследовал раннюю историю Рима, задаваясь вопросом о том, что помогло Римскому государству достичь небывалых высот величия и могущества. Размышления на эту тему мыслитель развивал в работах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Согласно выводам Макиавелли, наибольшего величия достигали государства истинно свободные (т. е. такие, которые управляли собой сами, а не управлялись захватчиками извне). Соответственно, достижение и сохранение свободы Макиавелли считал залогом успеха для государства, а возможны они становились, по его мнению, благодаря благоприятному вмешательству Фортуны (богини удачи) и проявлению правителем и гражданами государства virtù (этической категории, обозначение которой на русский язык переводят как «доблесть» или «добродетель»). Макиавелли утверждал, что необходима именно комбинация счастливой фортуны с этим качеством virtù, поскольку благодаря стяжанию последней люди приобретают благосклонность первой. Категорию добродетели Макиавелли выдвигал на первый план ещё в трактате «Государь», но там он ассоциировал это качество исключительно с правителем и военнокомандующими, тогда как в «Рассуждениях…» он указывал на необходимость развивать это качество во всех гражданах государства.
Макиавелли понимал добродетель как готовность правителя или гражданина ставить общественное благо выше личных интересов и поступать любым – неважно добрым или дурным – образом для достижения славы и величия отечества. В этом отношении проявились спорные по меркам того времени взгляды Макиавелли на мораль: в частности, в «Рассуждениях» он открыто выражал несогласие с Цицероном, критиковавшим Ромула за убийство брата для получения единовластия над Римом; по мнению Макиавелли, жестокость, совершённая с целью созидания, а не разрушения, может быть оправдана.
Главный вопрос о добродетели для Макиавелли состоял в том, как привить это качество гражданам и как поддерживать его в них достаточно долго; по его мнению, без вмешательства Фортуны это попросту невозможно. А вмешательство её заключается в том, что она как бы ниспосылает сильную добродетельную личность для основания города или государства, т. к. города-государства, обладающие высоким потенциалом для накопления добродетели, принципиально не могут быть основаны большим количеством людей, поскольку им всем свойственны различные мнения. При этом изыскания Макиавелли свидетельствовали о том, что добродетель умирает вместе со своим хозяином и почти никогда не передаётся по наследству – в этом он соглашался с Данте, в 7-й песни «Божественной комедии» выразившим мысль о том, что доблесть, данная владыкам, даруется Богом и нечасто «восходит в ветви» (Макиавелли. 2022. С. 183). Поэтому, чтобы государство, основанное такой личностью, наделённой virtù (добродетелью), сохраняло свои славу и могущество, добродетель необходимо накапливать и народу. Появление этого качества у рядовых граждан возможно только при наличии его у основателей государства, поскольку, по Макиавелли, большинство людей более склонны ко злу, чем к добру.
Помимо личного примера правителя Макиавелли видел возможность привить гражданам добродетель посредством запугивания их последствиями поведения, противоположного добродетельному. Он восхищался знаменитым карфагенским полководцем Ганнибалом, а также римским политиком и философом-неоплатоником Боэцием как примерами правителей, которые через устрашение и жестокость сподвигли граждан совершать решительные поступки ради всеобщего блага. Для Макиавелли характерно мышление в традиции Боэция, согласно которому добродетель «была инструментом, благодаря которому достойный человек придавал форму» своей фортуне (Покок. 2020. С. 233).
Макиавелли выделял два основных способа, с помощью которых можно привить гражданам добродетель. Первый заключался в поддержке религиозного учения. Эту мысль он подкрепил цитатой из «Божественной комедии» Данте, соглашаясь с тем, что вера в Бога необходима («тот её дарит, // Кто может всё в могуществе великом») (Макиавелли. 2022. С. 183). При этом Макиавелли открыто критиковал современную ему Римскую церковь, из-за которой Италия утратила благочестие и религиозную веру. Второй и, по мнению Макиавелли, более эффективный способ вселить в граждан добродетель заключался в принуждении их силой закона к тому, чтобы они ставили благо общества выше собственных интересов. Он полагал, что самые прекрасные образцы гражданской добродетели характерны для тех, у кого было отличное воспитание, которое, в свою очередь, стало возможным благодаря отличным законам (Скиннер. 2009).
Для правителя препятствие на пути к достижению добродетели Макиавелли видел в неспособности преодолеть зависть (за что он критиковал своих современников Джироламо Савонаролу и Пьеро ди Томмазо Содерини), а также в пренебрежении изучением истории. Он считал, что для постижения успеха Рима необходимо изучать его государственные институты (ordini), конституционное устройство, принципы организации общества (Скиннер. 2009).
Место в политических науках
В политических науках влияние идей Макиавелли (макиавеллизм) может проявляться по-разному. В частности, в теории международных отношений оно сказалось на становлении парадигмы политического реализма. Работы Макиавелли стали ориентиром для теоретиков и практиков этой традиции, желающих выработать правила проведения успешной внешней политики, исходя при этом из необходимости анализа реальных событий международной политики, характеризующейся высокой степенью конфликтности.
Макиавелли считается одним из первых мыслителей, сформулировавших значение такой категории, как национальный (или государственный) интерес, следование которому он считал залогом разумной внешней политики; данную его позицию разделяют все авторы, относящие себя к реалистической парадигме в теории международных отношений. В соответствии с идеями Макиавелли, конфликт является непременным атрибутом международной политики, а любое международное сотрудничество возможно лишь на временной основе, поэтому государь всегда должен быть готов к военным действиям и может нарушать любые международные договоры и обязательства ради интересов и безопасности своего государства. В связи с этим мыслитель оправдывал экспансионистскую политику, поскольку она способна обеспечить государству наибольшую безопасность, а главной целью государя во внешней политике он видел приращение власти и силы (Бордачев. 2015).
Во внутренней политике Макиавелли отдавал несомненное предпочтение республиканским режимам перед княжеским правлением (Скиннер. 2009). Политическая мораль Макиавелли относится прежде всего к чрезвычайным ситуациям, поэтому трудно обвинять учение Макиавелли в аморальности, поскольку он писал свои работы в ситуации необходимости объединения Италии, страдавшей от внутренней вражды между разными городами и давления извне (Капустин. 2015).