Кроули Алистер
Кро́ули А́листер (Aleister Crowley; Эдвард Александр Кроули, Edward Alexander Crowley) (12.10.1875, Ройал-Лемингтон-Спа, графство Уорикшир – 1.12.1947, Гастингс, графство Восточный Суссекс), британский оккультист и литератор, основатель религиозного течения Телемы.
Родился в семье членов общины плимутских братьев, фундаменталистской протестантской группы. Впоследствии Кроули порвал с христианством, и критика христианства стала одним из постоянных мотивов в его творчестве. Тем не менее христианство оказало сильное влияние на учение Кроули. В основе многих значимых идей и образов как в религиозном, так и в литературном его творчестве лежит инверсивная интерпретация образов из христианских текстов.
В 1895 г. Кроули поступил в Тринити-колледж в Кембридже, где провёл 3 года, не завершив обучение. Во время учёбы он заинтересовался поэзией и занялся литературным творчеством. Изначально Кроули планировал карьеру дипломата, однако болезнь, перенесённая им в 1897 г., спровоцировала духовный кризис, который привёл его к увлечению оккультизмом.
В 1898 г. Кроули присоединился к герметическому ордену «Золотая Заря». Он с интересом осваивал учение ордена и быстро продвигался по иерархии. Во время пребывания в ордене он познакомился с енохианской магией, техниками астральных путешествий и средневековыми гримуарами. Его наставником в церемониальной магии был А. Беннетт. В 1900 г. в ордене произошёл раскол и Кроули поддержал главу ордена С. Л. Мейдерса, с которым он продолжал работать ещё несколько лет, впоследствии разорвав отношения. Хотя Кроули разочаровался в ордене, полученные знания и навыки легли в основу его самостоятельной деятельности.
В 1900-х гг. Кроули много путешествовал. Он побывал в Мексике, Индии, Египте, Китае. Во время путешествия в Индию в 1901 г. его сопровождал Беннетт, впоследствии ставший буддийским монахом. Совместно с ним Кроули осваивал упражнения йоги и буддийскую медитацию, которые впоследствии были включены в программу занятий его собственного ордена. Кроули изложил своё понимание йоги в 1-й части своего самого крупного сочинения «Книга Четыре» («Book 4», Part I, 1912), которая озаглавлена «Мистицизм».
В 1904 г. Кроули отправился в Египет, где весной произошло событие, положившее начало его пути в качестве проповедника новой религии. Через его жену Роуз Эдит Келли с ним вышла на связь сущность по имени Айвасс, посланная богом Гором. В результате этой коммуникации он получил текст, которому дал название «Книга Закона» («Liber Al vel Legis»). Текст был издан в 1909 г. Обстоятельства, при которых произошло это событие, описаны в сочинении «Равноденствие богов» («The Equinox of the Gods», 1936). Текст «Книги Закона» состоял из трёх частей, каждая из которых была прямой речью богов – Нуит, Хадита и Ра-Хор-Хута. Это событие, согласно Кроули, ознаменовало начало новой эры, или эона. Смена эонов означает начало нового этапа эволюционного развития человечества. История поделена на 3 периода: матриархальный эон Исиды, патриархальный эон «умирающего бога» Осириса и эон сына-Гора, который станет временем ниспровержения традиционных религий и переустройства общества на новых основаниях. Согласно Кроули, смена эонов сопровождается катастрофическими событиями. Социальные потрясения, к примеру Первую мировую войну, Кроули воспринимал как эсхатологические знамения. Эсхатология Кроули сформировалась под влиянием Дж. Н. Дарби, который стоял у истоков движения плимутских братьев.
Новая универсальная религия, которая должна быть учреждена в эон Гора, называлась Телема (греч. θέλημα – воля). Основной принцип Телемы звучит так: «Поступай согласно своей воле: таков да будет весь Закон» (Книга Закона. I:40). В соответствии с этим принципом человек должен обнаружить своё подлинное предназначение, истинную волю и согласовывать свои действия с ней. Кроули была отведена роль проводника и комментатора нового откровения, однако он с уверенностью принял её лишь по прошествии нескольких лет.
В 1907 г. Кроули основал собственный орден, A∴A∴ (Argentum Astrum, с лат. – «Серебряная Звезда»). Особенностью ордена было отсутствие коллективных практик. Предполагалось, что адепт ведёт работу самостоятельно и поддерживает связь с наставником. В практиках ордена были объединены йога и церемониальная магия. 11 степеней посвящения отождествлялись с элементами древа сфирот. 2 ключевых этапа магического посвящения в системе A∴A∴ – установление связи со Священным Ангелом-Хранителем и переход Бездны. Концепция Священного Ангела-Хранителя восходит к гримуару «Священная магия Абрамелина», с которым Кроули ознакомился в годы пребывания в ордене «Золотая Заря». Представление Кроули о Священном Ангеле-Хранителе менялось: изначально идентифицируя его с высшим аспектом личности, впоследствии он говорил о нём как об автономной сущности и отождествлял своего Хранителя с Айвассом. То, что Кроули называл Бездной, отождествлялось им с cефирой Даат, которая отделяет нижние сефирот от верхних. Пересечение Бездны означало смерть эго. Пройдя испытание и одолев обитателя Бездны демона Хоронзона, маг становился Мастером Храма. Кроули утверждал, что прошёл это испытание во время серии опытов по инвокации Эфиров 1909 г. в Алжире, которые он проводил вместе со своим учеником и любовником В. Ньюбургом. Эти опыты были основаны на сочинениях Дж. Ди и Э. Келли. Они описаны в сочинении «Видение и Голос» («The Vision and the Voice», 1911). Важное место в этом тексте занимает образ богини Бабалон, которую Кроули отождествил с Багряной женой «Книги Закона». Этот образ восходит к персонажу Откровения Иоанна Богослова, вавилонской блуднице (Откр 17). Бабалон способствует тому, чтобы проходящий испытание смог преодолеть Бездну. Образы Бабалон и Багряной жены олицетворяют идеал феминности Кроули, противопоставленный традиционным для того времени моделям, к которым он относился критически. Бабалон – сподвижница апокалиптического зверя, с которым отождествлял себя Кроули. Он рассматривал своих возлюбленных как воплощения Бабалон и называл их «багряными жёнами».
В начале 1910-х гг. Кроули познакомился с Т. Ройсом. Он присоединился к Ордену восточных тамплиеров (лат. Ordo Templi Orientis, O.T.O.) и вскоре возглавил ложу О.Т.О. в Соединённом Королевстве, созданную в 1912 г. По рассказу Кроули, Ройс пришёл к нему с обвинением в оглашении секрета сексуальной магии в сочинении «Книга лжей» («The Book of Lies», 1912), однако, убедившись в том, что это было совпадением, пригласил его к сотрудничеству. В 1925 г., после смерти руководителя ордена, Кроули был избран главой O.T.O. и оставался им до смерти. Кроули создал для О.Т.О. гностическую мессу, которая должна была стать основным ритуалом ордена. Отчасти месса была вдохновлена православным богослужением, которое Кроули наблюдал во время путешествия по России (1897). Во время мессы заключался символический брак священника и жрицы, которые отождествлялись с маскулинным и феминным принципами, и проводилось причастие. Текст мессы основан на образах из «Книги Закона» и «Видения и Голоса».
В 1920 г. Кроули предпринял эксперимент по воплощению своего учения на практике, основав при поддержке своей ученицы и любовницы Л. Хирсиг общину на Сицилии, которая была названа «Телемское аббатство» по аналогии с утопией Ф. Рабле, описанной в его романе «Гаргантюа и Пантагрюэль». Члены общины изучали сочинения Кроули и практиковали магию. В 1923 г. деятельность общины была приостановлена, вскоре после того как Кроули покинул Италию по требованию властей. Кроули описал жизнь в «аббатстве» в повести «Дневник наркомана» («Diary of a Drug Fiend», 1922).
Своё последнее крупное сочинение, «Книгу Тота» («The Book of Thoth»), посвящённую символизму арканов таро, Кроули издал в 1944 г. До выхода книги он в течение пяти лет вёл работу над колодой таро совместно с художницей Ф. Харрис. Визуальный ряд «Таро Тота» основан на образах «Видения и Голоса». Колода структурно близка к колоде Райдера – Уэйта, однако в неё были внесены значимые изменения, к примеру на месте аркана «Сила» стоит аркан «Вожделение», на котором изображена богиня Бабалон верхом на Звере. В 21 в. эта колода – одна из самых популярных.
В учении Кроули обращает на себя внимание центральная роль магии и специфика её интерпретации. В его понимании возможности магии не ограничены реализацией конкретных задач. Главная её цель – обнаружение истинной воли практика и соединение с божественным. Важное место в творчестве и деятельности Кроули занимала сексуальная магия. Кроули считал сексуальность мощным источником магической силы. В основе сексуальной магии Кроули лежит представление о гендерной полярности – в ходе магического акта происходило взаимодействие пассивного феминного и активного маскулинного начала. Тем не менее партнёры по ритуалу не обязательно должны были быть гетеросексуальны. Пример сексуальной магии – ритуал «эрото-коматозного просветления», в ходе которого маг вводится в транс через длительную сексуальную стимуляцию и выходит на контакт с божеством. Кроули считал, что репрессивное отношение к сексуальности – корень многих социальных проблем, и был уверен в необходимости либерализации в сексуальной сфере, чему должно было способствовать его учение. В ритуальной практике Кроули нередко использовал психотропные вещества, чтобы достичь изменённого состояния сознания. К примеру, он употреблял гашиш и пейот. Долгое время Кроули был зависим от героина, который начал принимать по предписанию врача, и боролся с зависимостью с помощью магии. Ему удалось на время с ней справиться, но в последние годы жизни зависимость вернулась.
В учении Кроули отражена характерная для эзотеризма эпохи модерна тенденция – стремление синтезировать науку и религию. Как и многие другие эзотерические учения эпохи, учение Кроули находилось под влиянием позитивизма и эволюционизма. Показательно, что Кроули сделал девизом своего журнала The Equinox высказывание «Метод науки, цель религии». Он противопоставлял магию прошлого магии нового эона, которая должна быть согласована с научными данными. Кроули часто говорил о действии магических операций, привлекая психологическую терминологию, и во многих случаях давал натуралистические объяснения магического процесса. Эта особенность – пример характерной для современного эзотеризма сакрализации личности. В своём комментарии к «Гоэтии» он соотнёс демонов с разными частями человеческого мозга. Хотя Кроули заявлял о несубстанциальности духовных сущностей, с которыми имеет дело маг, его позиция не была однозначна – он признавал Айвасса, через которого было получено откровение, автономной сущностью.
Кроули заимствовал идеи, практики и образы из многочисленных источников и религиозных традиций. В этом не было ничего уникального – тенденция к синкретизму и поиск универсального в религиозных традициях были распространены в западном эзотеризме. Кроули стремился объединить восточные и западные учения и искал соответствия между ними. Среди многочисленных источников Кроули – каббала, астрология, ислам, индуизм, езидизм, буддизм и даосизм.
На протяжении всей жизни Кроули занимался литературным творчеством. Поэзия и художественная проза составляют значительную часть его наследия. В литературных работах Кроули отражены его религиозные идеи. Кроули находился под влиянием декаданса и усвоил характерные для него мотивы, например образ femme fatale, который в его работах имеет положительные коннотации. Такие образы представлены в сборниках «Облака без воды» («Clouds without Water», 1909) и «Иезавель и другие поэмы» («Jezebel, and Other Tragic Poems», 1898). Одной из центральных тем в литературном творчестве Кроули является трансгрессивная сексуальность. Наиболее ярким выражением этой темы можно считать сборник «Белые пятна» («White Stains», 1898). Некоторые сочинения Кроули имеют биографический подтекст, их сюжеты соотносятся с реальными событиями его жизни, а прототипами персонажей Кроули часто становились люди из его окружения и он сам. Биографические мотивы содержатся, например, в повести «Дневник наркомана» и романе «Лунное дитя» («Moonchild», 1929). Кроули написал также автобиографическое произведение, названное «Автоагиография» («The Spirit of Solitude: an Autohagiography», 1929).
Творчество и деятельность Кроули во многом определили развитие западного эзотеризма 20–21 вв. Среди его последователей – известные оккультисты Дж. Парсонс, К. Грант, И. Ригарди. Учение Кроули оказало влияние на отдельные религиозные течения – викку, основатель которой, Дж. Гарднер, был с ним знаком, сайентологию и сатанизм. Интерес к фигуре Кроули проявляли представители контркультуры 1960–1970-х гг., к примеру Т. Лири и участники группы The Beatles. Организации, у истоков которых стоял Кроули, ордена A∴A∴ и О.Т.О., продолжают вести свою деятельность по сей день.