#Направления в русле готики
Направления в русле готики
Тег

Направления в русле готики

Направления в русле готики
Найденo 15 статей
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Мудехар
Муде́хар, стиль в архитектуре Испании последней трети 11–16 вв. Для него характерно соединение испано-мусульманской и христианской художественных традиций. Среди основных построек в стиле мудехар: церкви Сан-Тирсо в Саагуне (около 1200), Сантьяго-дель-Аррабаль в Толедо (13 в.), ворота Пуэрта-дель-Соль в Толедо, ансамбль дворца Педро Жестокого в севильском Алькасаре, собор Ла-Сео в Сарагосе, «Дом Пилата» в Севилье (1520–1523).
Внутренний двор двор­ца Пед­ро I Жес­то­ко­го в Аль­ка­са­ре, Се­ви­лья. 14 в.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Кирпичная готика
Кирпи́чная го́тика, направление в архитектуре готики, связанное с использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Получило распространение в конце 13 – 15 вв. в местностях, бедных месторождениями строительного камня, прежде всего в ганзейских городах на северо-востоке Западной Европы. В отличие от каменной, для кирпичной готики характерно сохранение плоскости стены, отсутствие глубоких рельефных членений фасада, простота и геометрическая элементарность архитектурных форм и орнамента из лекального кирпича. Церковь Мариенкирхе в Любеке (около 1250 – около 1350) первая полностью выстроена из кирпича.
Мариенкирхе, Любек. Ок. 1250 – ок. 1350
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Пламенеющая готика
Пламене́ющая го́тика, завершающая стадия в развитии готического стиля во Франции, Нидерландах и некоторых других странах Европы (около 1350 – около 1550). Для неё характерны упрощение планов зданий, первостепенная роль декора, который основан на криволинейных мотивах, напоминающих языки пламени, и сложная форма сводов с множественными нервюрами и «висячими» замковыми камнями. Принципы пламенеющей готики воплощены в западном фасаде собора Нотр-Дам (1386–1387) в Руане, ратушах в Брюсселе (1-я половина 15 в., архитектор Я. ван Тинен и др.) и Лёвене (1439–1469) и др.
Ратуша в Лёвене. 1439–1469
Термины
Цветущая готика
Цвету́щая го́тика, условное название периода ранней готики во Франции (1140 – конец 12 в.), происходящее от особого рисунка окна – розы (состоит из небольших окон-цветков). Для церковной архитектуры характерны выраженные трансепты, впервые применённое перекрытие хора нервюрными сводами и обильное использование витражей в декоре деамбулатория (самый ранний пример – в базилике Сен-Дени, около 1140 – 1144). К памятникам цветущей готики также относятся соборы в Сансе (1140–1168) и Санлисе (1151–1191).
Роза северного трансепта собора Нотр-Дам в Лане (Франция). Ок. 1180
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Лучистая готика
Лучи́стая го́тика (франц. gothique rayonnant), период французской готики, соответствующий середине 13 – середине 14 вв. Одна из отличительных черт лучистой готики, давшая ей название, – большое окно-роза с переплётом в виде радиальных лучей. Также характерны слияние нефов воедино за счёт облегчения опор и увеличения высоты пролётов арок, обилие окон, как правило витражных, насыщенность декора в интерьере. К памятникам лучистой готики относятся собор в Амьене (1220–1288) и Сент-Шапель в Париже (1239/1243–1248).
Интерьер собора Нотр-Дам в Амьене (Франция). 1220–1288
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Стиль около 1200 года»
«Стиль о́коло 1200 го́да», условное название стиля изобразительного и декоративно-прикладного искусства около 1180–1220 гг. в Западной Европе. Хронологически и стилистически этот период – переходный от романского к готическому стилю, характеризуется проникновением антикизирующих и византинизирующих влияний. Л. Гродецки для обозначения «стиля около 1200 года» предложил термин «антикизирующий стиль» (франц. le style antiquisant). К памятникам этого периода относятся Псалтирь королевы Ингеборги (манускрипт MS. 9 из Музея Конде, Шантийи, около 1195), Клостернойбургский алтарь Николая Верденского (около 1181), Вестминстерская Псалтирь (BM Royal 2 A XXII, около 1200).
Николай Верденский. Моисей получает скрижали Завета на горе Синай. Панель Клостернойбургского алтаря. Ок. 1181
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Перпендикулярный стиль
Перпендикуля́рный сти́ль, завершающая фаза в развитии готического стиля в Англии (около 1330 – около 1530). Стал реакцией на предшествовавший ему т. н. декоративный стиль в английской готике и достиг расцвета после эпидемии чумы в Англии в 1348–1349 гг. Характерны своеобразная унификация декоративных элементов и сокращение их числа (хор собора в Глостере, 1329–1377; Королевская капелла в Вестминстере, 1503–1519). Особый характер декора – наложенные на стену в виде решётки тонкие тяги, пересекающиеся под прямыми углами, – дал название термину. Элементы перпендикулярного стиля находят отголоски в английской неоготике (Вестминстерский дворец в Лондоне, 1840–1868).
Своды Королевской капеллы, Кембридж. 1446–1515
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Ломбардская школа
Ломба́рдская шко́ла, художественная школа в Северной Италии. В архитектуре сложилась в 8–10 вв., сыграв решающую роль в формировании первого романского стиля в Италии (церковь Сант-Амброджо в Милане, основное строительство – 11–12 вв.). Декоративный характер архитектуры определил постройки готики (монастырь Чертоза близ Павии, с 1396) и эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, П. А. Солари, Д. Браманте). Интернациональная готика в живописи 14 – начала 15 вв. (Дж. де Грасси и др.). В эпоху Возрождения, особенно с конца 15 в., под влиянием Леонардо да Винчи в живописи преобладают ясность композиции, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Брамантино, Дж. А. Больтраффио, Б. Луини и др.). На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутреннее единство ломбардской школы утрачивается. Интернациональная готика
Амброджо Бергоньоне. Богоматерь с Младенцем и святыми Екатериной Александрийской и Екатериной Сиенской. Ок. 1490
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
Исабелино
Исабели́но (от исп. gótico isabelino), направление в испанской позднеготической архитектуре, возникшее во 2-й половине 15 – начале 16 вв. в период правления «католических королей» Фернандо II и Изабеллы I – основной заказчицы большинства построек этого периода (например, монастырь Сан-Хуан-де-Лос-Рейес в Толедо, 1477–1504). Исабелино названо по её имени. Характеризуется отказом от исламских форм и конструкций в пользу архитектурных приёмов поздней готики при сохранении некоторых исламских орнаментальных мотивов, а также преобладанием в архитектурном декоре геральдических символов, ассоциировавшихся с испанской монархией (ярмо и стрелы, гранат и т. д.).
Королевская капелла, Гранада. 1505–1517
1
2