Личная уния
Ли́чная у́ния, институт государственной власти в монархических государствах, означающий объединение (на основе международного договора или акта высшего органа государственной власти) двух или более монархий в союз с одним главой, который становится главой каждого государства – члена союза. При подобном объединении наряду с единым главой государства могут быть созданы другие союзные органы (например, парламент, Верховный cуд), а объединяющиеся субъекты сохраняют определённую самостоятельность.
Например, Акт об унии Англии и Шотландии (Акт о союзе – законодательный акт, принятый в 1706–1707 парламентами Англии [An act for an union of the two kingdoms of England and Scotland] и Шотландии [Act ratifying and approving the Treaty of Union of the two kingdoms of Scotland and England] об их объединении в союзное государство – Королевство Великобритания) изменил статус Шотландии, с 1603 г. находившейся в личной унии с Англией.
Указанному объединению предшествовала личная уния двух древних монархий под скипетром шотландского короля Якова VI Стюарта, который в 1603 г. был коронован королём Англии под именем Якова I Стюарта и оказалось важным прецедентом, позволившим, в рамках общего права, заложить основы регулирования дальнейшего существования двух королевств. Однако первая попытка не привела к желаемому результату: оба королевства сохраняли самостоятельность. Создание единого парламента Великобритании по Акту 1707 г. иногда в литературе именуют «унией парламентов», хотя юридически парламенты не объединялись. В парламенте Великобритании Шотландия была представлена 16 шотландскими пэрами в палате лордов и 45 представителями в палате общин.
По Акту об унии Англии и Шотландии 1707 г. Шотландия также сохранила особенности судебной и законодательной системы, право на сохранение своей религии и др. В соответствии с положениями Акта о Шотландии 1998 г., с 1999 г. сформирован шотландский парламент, который наделён правом принимать законы, вступающие в силу после одобрения монархом.
Кальмарская уния 1397–1523 гг. была образована датской королевой Маргаритой I с целью защиты трёх северных королевств – Норвегии (с Исландией), Швеции (с Финляндией) и Дании – в связи с возросшим экономическим и политическим влиянием германских городов на Балтике. Основана как «государственно-династический союз против внешних врагов и внутренних мятежей, в рамках которого его члены должны иметь автономию» (Сванидзе. 1987. С. 101).
Другие примеры личной унии: Венгерско-хорватская уния под властью венгерских королей в 1102–1527 гг., Польско-венгерско-хорватская уния под властью Лайоша I Великого (1370–1382) и Владислава III Варненьчика (1440–1444); Польско-литовская уния – военно-политический союз Королевства Польского и Великого княжества Литовского (конец 14 – начало 15 вв.), который в результате заключения Люблинской унии 1569 г. преобразовался в объединённое государство – Речь Посполитую; в 15 в. владения герцогов Бургундских Филиппа Доброго и Карла Смелого, позднее – Габсбургов (до образования в 1804 Австрийской империи).
Нередко личную унию рассматривают как политическое (международное) объединение. Представляется, что это не совсем корректно, поскольку не все личные унии в своей основе имеют только международный договор. Кроме того, при таком подходе не ясно, возможно ли Содружество Независимых Государств (СНГ) и Европейский союз (ЕС), как международные объединения, также отнести к личным униям. Считаем, что основными признаками личных уний являются объединение и именно монархическая форма правления, которая в большей степени, чем другие формы правления способна обеспечить преемственность и относительную долговечность осуществления верховной власти.
В современном мире своеобразным примером личной унии является то, что правящий монарх Великобритании считается одновременно главой государства в ряде стран, бывших некогда британскими колониями и сохраняющих статус т. н. доминиона и входящих в Содружество наций (Commonwealth of Nations).
Великобритания и большинство её бывших колоний образуют Содружество, именовавшееся ранее Британским содружеством наций, затем – Содружеством наций. Сначала все государства Содружества признавали британскую Королеву своим главой государства. После 1950 г., когда Индия стала республикой и ряд других членов Содружества избрали своих президентов, государства Содружества стали признавать британского монарха только как главу Содружества.
Из 56 стран Содружества король Карл III является главой государства в 16 (в том числе в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и др.). В каждом из них король Великобритании назначает по рекомендации Правительства соответствующего государства своего представителя – Генерал-губернатора, который и осуществляет полномочия главы государства. Эти государства часто имеют писаные конституции, определяющие статус Генерал-губернатора.
Вместе с тем в большинстве монархий (в конституциях) сдержанно относятся к возможности вступления на престол (воцарения) своего монарха в другом государстве. Так, ч. 1 ст. 87 Конституции Бельгии устанавливает, что Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия обеих палат парламента.
Своеобразной личной унией можно считать Великое княжество Финляндское как особое образование в составе Российской империи (в 1809–1917) и Российской республики (1917), а также Царство Польское, которое в 1815–1832 гг. было фактически самостоятельным государством в личной унии с Российской империей.
Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи по условиям Фридрихсгамского мира 1809 г., завершившего русско-шведскую войну 1808–1809 гг. и установившего новую границу между Российской империей и Швецией. Нормативным правовым актом, зафиксировавшим вхождение Финляндии в состав России, был Манифест «О присоединении Финляндии» от 5(17) июня 1808 г., изданный императором Александром I. Манифест принят в период русско-шведской войны 1808–1809 гг., главным итогом которой стало вхождение Финляндии в состав Российской империи на правах автономного княжества. На основании Манифеста 25 декабря 1808 г. (6 января 1809) Александр I принял титул Великого князя Финляндского, что означало вхождение Финляндии в состав Российской империи на правах «Великого княжества» (Филонов. 2020. С. 27–32).
Великое княжество Финляндское обладало широкой внутренней автономией, имело законосовещательный (с 1906 законодательный) орган – однопалатный Сейм, собственную денежную единицу (марку). Автономия, по сути, граничила с юридически не закреплённой личной унией. Государственно-правовое положение Великого княжества Финляндского закреплялось в ст. 2 Основных государственных законов Российской империи 1906 г.
Центральная часть Польши (Варшавское княжество), была включена в состав Российской империи в апреле 1815 г. (в соответствии с положениями трактатов, подписанных 21 апреля (3 мая) 1815 г. представителями Российской и Австрийской империй, Российской империи и Королевства Пруссия и подтверждённых решениями Венского конгресса 1814–1815 гг. В ноябре 1815 г. преобразована в Царство Польское – политико-правовое образование, наделённое атрибутами государственности (не имело права осуществлять собственную внешнюю политику). Итог присоединения Польши к России – заключение личной унии и принятие императором Александром I титула царя Польского. Данная формулировка входила в состав официального титула российского императора до февраля 1917 г. В литературе часть Польши, вошедшая в состав России, иногда называется Королевством Польским (Филонов. 2020. С. 27–32).
В Конституции Царства Польского 1815 г. закреплялось включение страны в состав России на условиях личной унии. Согласно нормам конституции учреждался двухпалатный законодательный орган – Сейм, формировалось польское войско, судебное делопроизводство осуществлялось на польском языке, гарантировалось соблюдение неприкосновенности личности, свободы слова и печати, особое попечение о католической церкви. Назначение высших чиновников осуществлялось исключительно из числа поляков. Император решал внешнеполитические вопросы, имел право утверждения или отклонения законопроектов, принятых Сеймом Царства Польского (упразднён в 1832 после подавления очередного восстания поляков). Признанием высокого статуса автономии Царства Польского являлось то, что официальным представителем российского императора в Царстве Польском был его наместник, назначаемый из числа поляков или членов императорской семьи (до 1874), затем власть осуществлял варшавский генерал-губернатор (до 1917, фактически до 1915). Массовые беспорядки, Польское восстание 1830–1831 гг. и Польское восстание 1863–1864 гг. заставили российское правительство пойти на значительную коррекцию политического курса, перейдя от либеральной модели управления к реакционной. В смысле ответных действий официальной государственной власти на недовольство и периодические восстания поляков. Одной из мер такой реакции явилась отмена в 1832 г. императором Николаем I Конституции Царства Польского.