Кратин
Крати́н (Κρατῖνος) (около 484 до н. э., по другим сведениям, около 520 до н. э., место рождения неизвестно – около 422 до н. э., место смерти неизвестно), древнегреческий комедиограф.
Наряду с Евполидом и Аристофаном Кратин вошёл в триаду крупнейших представителей древней аттической комедии, выделяемую в античной традиции по аналогии с триадой великих трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид).
Одержал девять побед на дионисийских празднествах (шесть из них на Великих Дионисиях, три на Ленеях), первую – в 453 г. до н. э., последнюю – в 423 г. до н. э. Известны названия более 20 его произведений. От комедий Кратина дошли лишь фрагменты, но предполагается, что именно он придал древней аттической комедии то структурное единство, которое мы наблюдаем в пьесах его младшего современника Аристофана.
Ключевые черты комического стиля Кратина – выдуманные сложные слова (пародия на высокий стиль), особая резкость и бесцеремонность шуток (свидетельство инвективной направленности древней аттической комедии). В связи с этим в античных свидетельствах (например, в «Жизнеописании Аристофана», сопровождающем тексты его комедий в большинстве рукописей) говорится, что Кратин действовал «клеветой больше, чем было нужно» (Жизнеописание Аристофана // Аристофан. 2000. С. 889). Кратин ввёл в комедию литературную проблематику: в комедии «Архилохи» («Ἀρχίλοχοι», около 450 до н. э.), предположительно, представлявшей агон ямбического поэта с поэтами эпическими, изобразил ямбографа Архилоха как своего литературного предшественника; при этом собственный вклад в преобразование комедийного жанра сравнил с влиянием Эсхила на формирование трагедии (Cratinus. 2011. Fr. 342. P. 412).
Традиции обличительной политической комедии у Кратина сочетаются с мифологической пародией. В основе комедии «Дионисалександрос» («Διονυσαλέξανδρος», 430 или 429 до н. э.) изменённый сюжет о суде Париса, ставшем одной из причин Троянской войны: вместо Париса зачинщиком конфликта выступает Дионис (под которым подразумевается Перикл – главный виновник Пелопоннесской войны, по мнению драматурга). Против Перикла направлены также комедии Кратина «Немезида» («Νέμεσις») и «Хироны» («Χείρωνες»). Памфлетно-политический характер комедий Кратина стал однажды причиной того, что ему было отказано в постановке, т. е. в предоставлении хора в установленном в Древних Афинах порядке (хорегия – разновидность литургии).
Имя Кратина упомянуто в парабасе (партии хора, выступающего от лица автора) «Всадников» («‘Ιππeῖς», 424 до н. э., строки 526–536) Аристофана, который, отдавая должное литературному творчеству Кратина, высмеял его за пьянство, болтливость и вздорность:
А Кратин? Не печальна ли доля его? Ведь, бывало, надувшись от славы,
По полям, по лугам он стремился, бурля, неуёмным, широким потоком,
Вырывая с корнями платаны, дубы и противников мелкий кустарник.
Только слышно и было, что песни его на пирах, на весёлых попойках:
Про «Беру на сандалиях смоквы и лжи» да «Искусные зодчие гимнов», –
Отчего ж вы теперь не щадите его, когда стал он болтливым и вздорным,
Когда выпал янтарь из кифары певца, золотые потрескались роги
И ни строю, ни ладу привычного нет. Стариком он скитается жалким
И, как пьяница Конн, «хоть в увядшем венке», умирает бедняга от жажды.
А ведь он заслужил ради прежних побед в Пританее теперь напиваться,
Чепухи не болтать, но в почёте сидеть впереди, у жреца Диониса.
В ответ Кратин в комедии «Бутылка» («Πυτίνη») изобразил самого себя, изменяющего законной супруге Комедии с прелестницей Выпивкой. С этим сочинением он одержал на Великих Дионисиях 423 г. до н. э. победу над Аристофаном, поставившим комедию «Облака» («Νεφέλαι»), в которой высмеивался Сократ.