Костромская область. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Костромско́й о́бласти. Самые ранние свидетельства, указывающие на существование на территории области очагов музыкальной культуры, относятся к последним десятилетиям 16 – 1-й четверти 17 вв. Это в первую очередь церковное пение и искусство колокольных звонов, развивавшиеся в монастырях и храмах региона. Народная музыка, представленная прежде всего обрядовым фольклором, впитала традиции населявших область языческих племён (преимущественно меря) и славянских переселенцев. На протяжении 16–17 вв. была популярна традиция скоморошества. Несмотря на гонения и строгие запреты, скоморошьи представления продолжались до начала 18 в. включительно.
К 18 в. относятся единичные упоминания о музицировании по европейскому образцу. В домах костромских помещиков, причем не только в самой Костроме, но и в отдалённых населённых пунктах, существовали крепостные оркестры, управлять которыми приглашались иностранные музыканты. Последним вменялось в обязанность обустройство «музыкантских школ», где обучались взрослые и малолетние исполнители из числа крепостных.
Учреждение Костромской губернии с Костромой в качестве административного центра (1796) способствовало развитию музыкальной жизни региона. При сохранении значения православной музыкальной культуры росла роль светских практик музицирования. Характерными атрибутами общественной жизни 19 в. были балы и другие светские формы досуга с музыкальной составляющей.
История музыкально-общественных объединений Костромы берёт начало в 1882 г., когда было учреждено Общество любителей музыкального и драматического искусств. Его основными целями, согласно уставу, были: «1) доставить своим членам возможность соединяться для исполнения различных произведений музыкального и драматического искусств; 2) содействовать всеми … средствами развитию музыкальных и драматических талантов и 3) распространять любовь к этим искусствам» (Устав Костромского Общества любителей музыкального и драматического искусств. Кострома, 1893. С. 3). Музыкальный отдел общества в течение зимнего концертного сезона, длившегося с сентября по начало мая, регулярно устраивал вечера камерной инструментальной и вокальной (в том числе хоровой) музыки; совместно с драматическим отделом проводились музыкально-литературные вечера.
К 1909 г. относятся уставы Костромского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) и Общества любителей хорового пения (дата организации обоих неизвестна). Устав первого гласил: «Костромское музыкальное общество имеет целью содействовать поднятию уровня музыкального развития широкой массы населения» (Устав Костромского музыкального общества. Кострома, 1909. С. 1). Для её осуществления была разработана система концертов «с серьёзной программой». Музыкальные вечера, оперные спектакли, а также общедоступные концерты проходили при участии местных музыкантов-любителей и приглашённых артистов. В частности, в сезон 1903/1904 г. состоялось 7 «исполнительских собраний», где выступали любительский оркестр под управлением И. С. Сахарова и скрипач Крейнович с сольной программой. Всего было проведено не менее 21 сезона.
Основными направлениями деятельности Общества любителей хорового пения были исполнение хоровых сочинений и проведение вокально-инструментальных вечеров. Члены общества принимали активное участие в «устроении классов хорового пения и совместной игры на музыкальных инструментах» (Устав Костромского Общества любителей хорового пения. Кострома, 1909. С. 1–2), выступали в концертах, проводимых другими организациями и частными лицами. Общество инициировало создание губернской музыкальной библиотеки.
Деятельность названных объединений разворачивалась не только в Костроме, но также в уездных городах и иных крупных населённых пунктах Костромской губернии, «если там скажется благоприятная почва для развития музыкального дела» (Устав Костромского музыкального общества. Кострома, 1909. С. 2).
В 18–19 вв. сохраняла значение традиция церковного пения, особое внимание уделялось церковным хорам (включая архиерейский), которые регулярно участвовали в благотворительных и праздничных концертах. Важную роль в церковной музыкальной практике 2-й половины 19 в. играл И. И. Вознесенский.
В становлении музыкальной культуры Костромской губернии важное место принадлежало музыкальному образованию. В 18–19 вв. основная роль отводилась домашнему обучению музыке. Для этого первоначально приглашались иностранцы; со временем штат учителей музыки пополнился российскими подданными, получившими специальное образование за рубежом, а позднее и в России. К 1840-м гг. музыкальным занятиям стало уделяться внимание в местных учебных заведениях. Первоначально предпочтение отдавалось организации хоров в целях изучения церковной традиции, но в дальнейшем репертуар стал пополняться светской музыкой. В открывшемся в 1839 г. Благородном пансионе в качестве обязательного было введено обучение церковному пению по нотам. В женской гимназии под попечительством А. Н. Григорова преподавались музыка, церковное и светское пение. Хоры вели активную просветительскую работу, участвовали в концертах, литературно-музыкальных вечерах, оперных постановках.
Первым и долгое время единственным специальным музыкальным учебным заведением Костромы была открывшаяся в самом начале 1890-х гг. музыкальная школа, включавшая классы игры на фортепиано, скрипке и теории музыки. Её основателем и первым директором стала Варвара Сергеевна Сумарокова-Морина (1863–1915). В 1910 г. (по другим данным, в 1912) школа была передана в ведение ИРМО.
В начале 20 в. музыкальное образование можно было получить в открытых при Костромском отделении ИРМО классах выпускниц Санкт-Петербургской консерватории сестёр Иорданских – Марии Фёдоровны (1878 – год смерти неизвестен) и Ларисы Фёдоровны (1880 – год смерти неизвестен).
Концертная жизнь в Костроме развивалась по двум основным направлениям. Первое составляла деятельность профессиональных музыкантов, второе – любительское коллективное музицирование.
В конце 1890-х гг. в Костроме неоднократно гастролировала А. А. Фострём. В 1900 г. в Дворянском собрании состоялось выступление Е. К. Мравиной. Также в Костроме гастролировала Н. В. Салина. Выступали известные европейские музыканты-инструменталисты, в частности И. Гофман, исполнивший сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова. Популярностью у костромской публики пользовались пианистки Погожевы – Вера Васильевна (1833–1858) и Наталья Васильевна (1834–1856), первый в России профессиональный фортепианный дуэт.
В первые годы 20 в. в России распространились ученические оркестры (т. н. хоры балалаечников; струнные и духовые оркестры; смешанные оркестры народных инструментов, артисты которых играли на балалайках и мандолинах), и Кострома не стала исключением. Увлечение коллективным музицированием захватило крупные предприятия города. Особой любовью горожан пользовались духовые оркестры, существовавшие практически при всех расквартированных в регионе военных формированиях.
Главным концертным залом Костромы в 19 – начале 20 вв. был Белый зал Дворянского собрания, представлявший собой сделанную в 1837–1838 гг. пристройку к дому купца М. П. Дурыгина (функционирует поныне в составе Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; в советские годы здесь располагался Дом пионеров). Музыкальные вечера проводились в городском театре (ныне Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского) и Летнем театре С. К. Бархатова. В начале 20 в. число концертных площадок пополнили Народный дом (1904) и Современный театр (1910). Неоднократно в Костроме исполнялась опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки, сюжет которой непосредственно связан с историей региона. 20–30 камерных концертов в год давалось в зале женской гимназии под попечительством А. Н. Григорова и Доме Карцева (ныне Областной Дом народного творчества).
После Октябрьской революции 1917 г. руководство концертно-просветительской жизнью губернии взяли на себя Губернский отдел народного образования (Губнаробраз) и Пролеткульт. Были организованы регулярные Вечера слушания музыки, в том числе «Музыкальные пятницы», «Вечера романса и музыки», тематические лекции, музыкально-литературные вечера, музыкально-театрализованные представления, диспуты.
Центром музыкальной жизни оставалась Кострома. Вместо Костромского отделения ИРМО в 1918 г. здесь был создан Дом искусств, объединивший все музыкальные силы города. Их стараниями в 1920 г. в Костроме отметили 100-летие А. Н. Серова, исполнив фрагменты опер «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Режиссуру выполнил работавший в то время в Костроме Н. В. Петров, а оформление спектакля было сделано художником Государственного академического театра комической оперы А. И. Божеряновым (ум. 1959).
Уже к 1-й годовщине октябрьских событий в Костроме был организован симфонический оркестр под управлением А. А. Громова, открывший концертный сезон 18 ноября 1918 г. В сезон 1919/1920 г. по инициативе Губнаробраза оркестр возглавил композитор и дирижёр Б. А. Фёдоров. Впоследствии коллектив прекратил существование в связи с переводом оркестрантов-военных на другое место дислокации.
Наряду с симфоническим оркестром в годы Гражданской войны функционировали хор Дома искусств под управлением А. И. Магдалинского и Хор рабочих под управлением М. Я. Егорова (бывший Хор Товарищества Костромской льняной мануфактуры).
Губернский Дом искусств также курировал музыкальное образование. В первые послереволюционные годы обучение музыке шло в двух школах – Первой ступени (для взрослых и детей), образованной на основе школы ИРМО и школы сестёр Иорданских, и Второй ступени. В 1919 г. на базе последней открылась Народная консерватория, преподавателями которой стали проживавшие в Костроме в годы Гражданской войны профессора Петроградской консерватории – виолончелист Л. Э. Аббиате (1866–1933) и пианист А. Ф. Штейн (1870–1959). В учебном заведении преподавались сольфеджио, теория музыки, гармония, хоровой и оперный классы, камерный и симфонический ансамбли. В 1922 г. Народная консерватория была реорганизована в Музыкальный техникум с детскими классами при нём. Среди выпускников – Е. М. Орлова.
В 1922 г. костромские музыканты супруги П. А. и В. Ф. Преображенские открыли детскую музыкальную студию при партийном клубе. Выпускник Московской консерватории по классу свободного сочинения М. М. Ипполитова-Иванова Павел Алексеевич Преображенский (1892 – год смерти неизвестен) во главу угла ставил освоение азов пения и фортепианного исполнительства. При его участии в Костроме силами оперной труппы Гублитпросвета, состоявшей из солистов, хора, симфонического оркестра и артистов балета, были поставлены оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Ночь перед Рождеством» и «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе и др. (всего 16).
В 1924 г. труппа прекратила существование, и только в 1930-х гг. традиция постановки опер в Костроме местными музыкантами-любителями с симфоническим оркестром была возобновлена. Участниками художественной самодеятельности при Доме инженера и техника (фабрика «Знамя труда») были поставлены «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди.
Упразднение Костромской губернии в 1929 г. повлекло за собой ряд изменений, в частности, был закрыт Музыкальный техникум и на его базе была создана школа для взрослых и детей (в 1930 отделение для взрослых было ликвидировано). Тем не менее налаженная просветительская работа учреждения продолжалась на протяжении 1930–1950-х гг., включая период Великой Отечественной войны. В годы войны в школе работала Е. М. Орлова, в 1943–1944 гг. игру на скрипке преподавал В. Е. Баснер. В 1944 г. на сцене школы впервые в Костроме выступил молодой С. Т. Рихтер (его второе выступление в городе состоялось в 1957).
В 1944 г. учреждено костромское Коцертно-эстрадное бюро, ставшее базой для открытия в 1961 г. областной филармонии (ныне Государственная филармония Костромской области). При ней работают: Костромской государственный оркестр народных инструментов (1993), Академический камерный хор (2004), Духовой и Камерный оркестры, ставшие в 2013 г. правопреемниками Губернаторского симфонического оркестра (2007–2012), Эстрадный оркестр (2001), Джазовый ансамбль (1997), Ансамбль народных инструментов «Русский стиль» (2006). Раз в 3 года проходят конкурс исполнителей на народных инструментах «Юные дарования России» (с 2002 как региональный конкурс «Юные дарования Поволжья», с 2013 всероссийский) и конкурс молодых дирижёров симфонических и камерных оркестров (с 2009; в рамках Фестиваля симфонической музыки имени И. А. Мусина).
Государственная филармония Костромской области. Фото сделано в 2018.Областной дом народного творчества (1944, с 2022 носит имя И. Кобзона) – ведущий культурно-досуговый и методический центр народного творчества области. При нём работают творческие объединения, включая заслуженный коллектив народного творчества Ансамбль песни и танца имени Ю. К. Рыбникова (1959) и народный самодеятельный коллектив Женский академический хор (1967).
Среди фольклорных коллективов, представляющих область: муниципальный фольклорный ансамбль «Венец» (1994; с 2007 на базе ансамбля функционирует студия традиционного и современного творчества «Кудыкина гора»), заслуженные коллективы народного творчества – ансамбль фольклорного танца «Карусель» (1984) и Нерехтский рожечный хор (2006).
В Доме музыки (2015) базируется Губернский симфонический оркестр (основан в 1999 как муниципальный, статус губернского с 2012) под управлением П. Я. Герштейна (род. 1968).
На базе основных концертных организаций Костромы в области проводятся фестивали. В филармонии раз в 3 года проходят Международный фестиваль мужских хоров и ансамблей «Жаровские певческие ассамблеи» (с 2009) и Фестиваль симфонической музыки имени И. А. Мусина (с 2008 региональный, с 2011 всероссийский, с 2016 международный; с 2009 включает конкурс молодых дирижёров симфонических и камерных оркестров). Среди многих фестивалей, организованных Областным домом народного творчества: областные – фестиваль-конкурс гармонистов, плясунов, частушечников «Играй, Костромская гармонь!» (1999), «Наш дом – Кострома» (с 2011); межрегиональные – Фестиваль духовной и народной музыки, посвящённый Дню преподобного Пахомия Нерехтского чудотворца (с 2005), «Голоса России» (с 2010), фестиваль классической, духовной и народной музыки «От чистого истока» (c 2015), фестиваль-конкурс патриотической песни «России верные сыны» (с 2022); всероссийский фестиваль рожечной музыки «Русский рожок» (с 2005); международный фестиваль «Наши древние столицы» (с 2011) и др. По инициативе и с участием Губернского симфонического оркестра проводится фестиваль «Кострома симфоническая» (с 2002, с 2009 ежегодный).
Музыкальное образование в области дают: Костромской областной музыкальный колледж (основан в 1957 как Костромское музыкальное училище), кафедра музыки Института культуры и искусств Костромского университета (основана в 1960 как музыкально-педагогический факультет Костромского государственного педагогического института имени Н. А. Некрасова), Буйский областной колледж искусств (основан в 1969 как Буйское музыкальное училище).
В 1999 г. образовано Костромское региональное отделение Союза композиторов РФ.