Вреде Вильям
Вре́де Ви́льям, Георг Фридрих Эдуард Вильям Вреде (Georg Friedrich Eduard William Wrede) (10.5.1859, Бюккен, Королевство Ганновер, ныне земля Нижняя Саксония – 23.11.1906, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), немецкий протестантский библеист либерального направления.
Родился в семье лютеранского пастора, богословское образование получил в Лейпцигском университете (1877–1879), где среди его учителей были представители протестантской ортодоксии К. Э. Лутхардт, Ф. Делич. Затем – в Гёттингенском университете (1879–1881), где на него особое влияние оказали А. фон Гарнак (круг его друзей и учеников помогли Вреде преодолеть кризис отторжения ортодоксальной традиции), А. Ричль, П. А. де Лагард и А. Эйхгорн.
В 1887–1889 гг. служил приходским пастором в Лангенхольцене и Хёрсуме (ныне в черте г. Альфельд). Но поскольку его больше интересовала богословская наука, он решил продолжить карьеру в университете и в 1889 г. переехал в Гёттинген. Здесь в 1891 г. Вреде защитил докторскую диссертацию о епископе Клименте Римском (1891). Стал одним из сторонников школы истории религии. Вреде был профессором кафедры Нового Завета в Университете Бреслау (1892–1906, с 1893 экстраординарный, а с 1895 ординарный профессор). В 1895 г. почётный доктор теологии Гёттингенского университета, а в 1906 г. доктор философии Грайфсвальдского университета.
В диссертации о 1-м послании к Коринфянам Климента Римского (1891) на основании этого документа Вреде восстанавливает ситуацию в коринфской общине времени написания послания и оценивает роль Ветхого Завета для автора текста; на основании сравнения с посланием к Евреям и «Посланием Варнавы» рассматривается также вопрос о том, в какой степени богословие простонародного языкохристианства (обращённых в христианство из язычников) в конце 1 в. восприняло традиции Ветхого Завета.
Позиция сторонника школы истории религии (компаративного метода религиоведения) видна уже в ранней программной работе Вреде «Задача и метод так называемого новозаветного богословия» (Über Aufgabe und Methode der sogenannten neutestamentlichen Theologie, 1897). Здесь он соглашается со сформулированным ещё И. Ф. Габлером положением о различии между библейским и догматическим богословием; библейское богословие Нового Завета – строго историческая дисциплина, в своей методологии независимая от догматики. Она должна учитывать социальный и политический контекст существования первохристианской религии и не может быть связанной задачей систематического (догматического) синтеза результатов историко-критического исследования. Вместо традиционного для того времени варианта новозаветного богословия с характерным для него «методом преподавания концепций (Lehrbegriffe)», фактически вкладывающим в тексты Нового Завета доктринальные положения, необходимо воссоздавать «раннехристианскую религиозную историю». Поставленная задача решается на материале, не ограниченном новозаветным каноном, Вреде настаивает на привлечении к анализу первохристианских текстов широкого круга источников по религии и истории Восточного Средиземноморья этого периода. Так как иудаизм является исторической основой христианства, религиозная история раннего христианства должна учитывать и основные особенности еврейской палестинской и александрийской теологии. Только после этого нужно ставить вопросы о других составных частях новозаветного богословия: о проповеди Иисуса из Назарета, вере ранней Церкви, богословии языкохристианства (в том числе гностическом) и учении апостола Павла.
Работа Вреде «Мессианская тайна в Евангелиях» (Das Messiasgeheimnis in den Evangelien, 1901) подвела черту под целым этапом истории критических реконструкций жизни исторического Иисуса. До Вреде среди библеистов доминировала точка зрения, согласно которой самое раннее Евангелие от Марка представляет исторически достоверную картину земного служения Иисуса Христа и постепенного раскрытия его мессианского самосознания с его решающим моментом – исповеданием апостола Петра. Вреде утверждает, что те места в тексте, где рассказывается, что Иисус повелевает хранить тайну о том, что Он Мессия [нечистым духам, которые единственные узнают в Иисусе Мессию уже в начале его служения, свидетелям чудесных исцелений больных (Мк 1:25, 34; 3:12), само объяснение ученикам, не понимающим учения в притчах о Царстве Божием (Мк 4), а также само желание Иисуса остаться неизвестным], являются лишь литературным приёмом евангелиста и не имеют отношения к истории. Замысел евангелиста, согласно Вреде, состоял в том, чтобы показать, что никто, кроме самого близкого круга учеников Иисуса, не узнал о его мессианстве в течение всей жизни, и что оно было раскрыто только после Воскресения.
Указанные мотивы являются, согласно Вреде, частью единой традиции, которую Марк заимствовал из более ранних источников. У Матфея и Луки мотив мессианской тайны очевидно ослаблен, у Иоанна он вновь играет заметную роль. Сам Иисус, согласно Вреде, не утверждал своё мессианство (если в книге о проповеди Иисуса о Царстве Божием Вреде допускает такое утверждение хотя бы как пролептическое, то позднее, в книге о мессианской тайне он сомневается даже в таком варианте). Вывод Вреде, таким образом, лишал какого-либо исторического фундамента различные критические реконструкции «жизни исторического Иисуса», т. к. даже самое раннее Евангелие отражало лишь послепасхальную христологию, которая была создана более ранней традицией (Wrede. 1901. S. 145) с целью, как полагал Вреде, примирения немессианского сознания Иисуса и веры христианской общины в воскресшего Мессию (Wrede. 1901. S. 227).
В последующих исследованиях Евангелия от Марка были отвергнуты или изменены как вывод Вреде о немессианской жизни Иисуса, так и его допущение домарковского возникновения «мессианской тайны». С помощью метода анализа редакций (нем. Redaktionsgeschichte) сделан вывод о том, что основные элементы мотива мессианской тайны и собственно богословская интенция восходят к евангелисту Марку (ср.: Gnilka. 1994. S. 167–170).
В работе о Евангелии от Иоанна (Wrede. 1903) Вреде рассматривает его как апологетический текст, направленный против иудаизма, который уже отделился от христианства. Остаётся открытым вопрос, был ли конфликт между общиной евангелиста Иоанна и учениками Иоанна Крестителя или последние выступили против христиан вместе с иудеями. В этом же году опубликовано исследование, посвящённое вопросу о подлинности 2-го послания к Фессалоникийцам (Wrede. 1903), в котором Вреде рассматривает вопрос о литературной зависимости между 2-м и 1-м посланием к Фессалоникийцам. Автор приходит к выводу о неподлинности 2-го послания к Фессалоникийцам, которое создано с целью (со ссылкой на авторитет Павла) снизить напряжение характерного для апостола ожидания наступления дня Господня.
В популярной работе об апостоле Павле (Wrede. 1904) описывает личность и жизненный путь апостола, затрагивая ключевые для истории христианства аспекты возникновения его теологии: опыт призвания апостола на дороге в Дамаск Вреде трактует как субъективный визионерский опыт эпилептика, который определил всю последующую жизнь Павла. Автор пытается показать существенное различие между апостолом Павлом и Иисусом Христом. Если Иисус выступает с проповедью на всем понятном языке и предлагает людям этическое учение, то апостол, согласно Вреде, выражает учение об искуплении всего мира в метафизических понятиях и терминах. В апостоле Павле Вреде видит второго основателя христианства и первого христианского богослова, при этом учение апостола об оправдании верой – это реакция Павла на конфликт с иудаизмом, а не основная тема его богословия.