Послание к Ефесянам
Посла́ние к Ефе́сянам, одно из писем апостола Павла, входящее в канон Нового Завета.
Текст
Самые ранние свидетельства текста послания к Ефесянам представлены папирусами P46 (около 200 г.; содержит главы 1, 3–4 полностью, во 2-й главе не хватает стихов 8–9, в 5-й главе нет стиха 7; в 6-й главе не хватает стихов 7 и 19), P49 (3 в.; только части 4-й и 5-й глав), P92 (3–4 вв.; фрагменты 1-й главы). Послание к Ефесянам представлено также во всех основных унциалах. Всего в рукописной традиции встречается около 23 значимых разночтений. Наибольшее количество разночтений содержится в 5-й главе. К числу наиболее важных относятся разночтения в Еф 3:9; 4:28; 6:12; 6:19.
Место в каноне
В сирийском каталоге из монастыря святой Екатерины послание к Ефесянам указано между посланиями к Колоссянам и к Филипийцам; в каноне Муратори – между 2-м посланием к Коринфянам и посланием к Филиппийцам; в 39-м праздничном послании Афанасия Великого, у Иеронима Стридонского, Августина, Амфилохия Иконийского, в 60-м правиле Лаодикийского собора и в других – между посланиями к Галатам и к Филиппийцам. Евхерий Лионский перечисляет послание к Ефесянам между 2-м посланием к Коринфянам и 1-м посланием к Фессалоникийцам (то же – в Декрете папы Геласия I). У Кассиодора послание к Ефесянам находится между посланием к Колоссянам и 1-м посланием к Фессалоникийцам. В кодексе Безы послание к Ефесянам располагается между посланием к Галатам и 1-м посланием к Тимофею. Однако в большинстве рукописей (включая папирус P46, Ватиканский, Синайский, Александрийский кодексы и Пешитту) и во всех печатных изданиях послания к Ефесянам помещается между посланиями к Галатам и к Филиппийцам.
Адресаты и заглавие
В большинстве рукописей и печатных изданий послание к Ефесянам имеет соответствующее заглавие (лат. inscriptio или subscriptio) Πρὸς Ἐφέσιους (впервые появляется в основных унциалах, а также зафиксировано в каноне Муратори и у Тертуллиана), а в стихе 1 указано местоположение адресата – ἐν ᾿Εφέσῳ («в Ефесе»; слова присутствуют в основных унциалах, но в Синайском и Ватиканском кодексах написаны второй рукой). Однако уже в Античности поднимался вопрос об изначальных адресатах послания к Ефесянам.
В древнейшем свидетельстве текста послания к Ефесянам – папирусе P46 – слов «в Ефесе» нет. Об их отсутствии в других древних рукописях говорит Василий Великий (Против Евномия. 2. 19). В тексте послания, которым, по словам Тертуллиана, пользовался еретик Маркион, также не было этих слов (Тертуллиан. Против Маркиона. 5. 11, 17). Маркион считал, что послание адресовано Лаодикийцам и о нём говорится в послании к Колоссянам (Кол 4:16). Тертуллиан в данном случае не обвиняет его в искажении текста послания к Ефесянам, но ссылается лишь на всем известное заглавие; при этом, по словам Тертуллиана, Маркион часто менял заглавия новозаветных посланий на основании своих домыслов. Однако Епифаний Кипрский говорит, что в каноне Маркиона было и послание к Ефесянам (по счёту Маркиона – 7-е), и «Послание к Лаодикийцам» (по счёту Маркиона – 11-е) (Епифаний. Против ересей. I. 3. 12). В связи с этим получила распространение теория, согласно которой послание к Ефесянам было изначально адресовано Лаодикийской церкви, но впоследствии слова «к Лаодикийцам» в Еф 1:1 были опущены из-за дурной славы, которой пользовалась эта церковь (ср.: Откр 3:14). Маркион же сохранил древнее название.
Ситуация с локализацией адресата осложняется ещё и тем, что, хотя в Деяниях святых апостолов говорится о пребывании апостола Павла в Ефесе (Деян 18:18–22; 19:1–20:1; 20:15–21:1), автор послания к Ефесянам в ряде мест обращается к своим адресатам так, будто бы никогда не видел их лично (например, Еф 1:15; 3:2).
Если слов «в Ефесе» не было в начальном тексте, то это может говорить о том, что послание к Ефесянам могло предназначаться для большего числа церквей. Некоторые исследователи предлагали читать Еф 1:1 без географического указания как послание «святым и верным во Христе Иисусе» (Schnackenburg. 1982). Однако выражение τοῖς οὖσιν во всех других случаях в Павловых посланиях всегда сопровождается указанием местности (Рим 1:7; 1 Кор 1:2; 2 Кор 1:1; Флп 1:1).
Некоторые учёные считают, что слова «находящимся в Ефесе» являются вставкой, сделанной при собирании Павловых посланий, чтобы привести послание к Ефесянам к единому стандарту (Best. 1987). Однако сомнительно, что такая вставка была бы необходима, если бы в рукописях послания к Ефесянам в этом месте не было надлежащих указаний на адресата или если бы сама фраза не требовала такой вставки.
Часто послание к Ефесянам рассматривается как окружное (циркулярное), в котором специально было оставлено пустое место, чтобы вписать очередного получателя после копирования послания (Martin. 1992). Однако примеров такой практики в 1 в. нет. Кроме того, иные надписания (кроме проблемы соотношения с «Посланием к Лаодикийцам») в рукописях не встречаются.
На основании того, что греческое слово καί может означать «а также», А. ван Рун и Э. Т. Линкольн предположили, что изначально у послания было 2 адресата – церкви Иерополя и Лаодикии (Roon. 1974). Однако эта гипотеза недоказуема.
Возможно, что адресат был не добавлен, а наоборот, пропущен в некоторых рукописях, имевших хождение в ряде церквей, например в Египте, подобно тому, как в некоторых рукописях [например, в Кодексе G (9 в.), 1908 (11 в.), 1739 (10 в.)] в Рим 1:7 отсутствует упоминание Рима (Gnilka. 1971).
Тем не менее чтение «в Ефесе» поддерживается огромным количеством древних рукописей и единодушным свидетельством святоотеческой традиции. Какой бы вариант стиха ни был в оригинальном тексте, древние отцы Церкви полагали, что послание было адресовано Ефесской церкви (например, уже Ириней Лионский приводит слова Еф 5:30 как цитату из послания к Ефесянам – Ириней Лионский. Против ересей. V. 2:36).
Датировка
Если послание к Ефесянам написано лично апостолом Павлом, то это случилось в период, когда он находился в заключении (Еф 3:1; 4:1; 6:20). На основании разных хронологий жизни апостола признаётся, что он был в заключении в Кесарии в период с 54 по 60 гг. (Деян 24:27) и в Риме с 56 по 62 гг. (Деян 28:30). Упоминание Тихика позволяет предполагать, что послание к Ефесянам написано в тот же период, что и послание к Колоссянам.
В середине 19 в. Ф. К. Баур выдвинул теорию, согласно которой послание к Ефесянам следует датировать 2 в., поскольку оно содержит следы гностического богословия. В 20 в. эту теорию поддержали Р. Бультман, Г. Шлир, Э. Кеземан, Х. Концельман, А. Линдеман. В частности, к гностическим они относили образ «главы и тела», термины «тайна/таинство», «плерома», «век», «архон» и другие. Однако большинство современных исследователей указывают на то, что подобная терминология уже существовала в 1 в. н. э., а потому не может считаться надежным критерием для датировки.
Язык и стиль
По языку и стилю послание к Ефесянам несколько выделяется среди других Павловых посланий. В частности, оно содержит 38 гапаксов (слов, которые не встречаются больше нигде в Новом Завете) и 37 слов, которые не встречаются в других Павловых посланиях. Для послания очень характерны генетивные конструкции и длинные предложения с многочисленными повторами и параллелизмами (Еф 1:3–14; 1:15–23; 2:1–7; 2:11–13; 2:14–16 и др.). По мнению некоторых исследователей, такой стиль очень напоминает кумранские тексты, особенно «Благодарственные гимны» (Kuhn. 1968). Послание к Ефесянам содержит целый ряд литургических формул (Еф 1:20–23; 2:14–16; 4:4–6; 5:14 и др.).
Жанр и литературные формы
Несмотря на то что послание к Ефесянам находится среди Павловых посланий и содержит ряд признаков, характерных для античной эпистолографии (Dahl. 1976. P. 268), в библеистике многие учёные сомневаются в принадлежности его к жанру послания (Mussner. 1982).
Действительно, 1-я часть послания к Ефесянам имеет структуру молитвы-берахи [содержит начальное благословение, анамнесис-воспоминание «итак, помните» (Еф 2:11), ходатайства (Еф 3:14–19) и др.]. По этой причине эту часть или весь текст предлагалось считать литургической гомилией (Gnilka. 1971). Однако свидетельств о существовании такого жанра в 1 в. нет (Ауни. 2000). Другие исследователи относили послание к Ефесянам к жанру крещальной гомилии (Pokorný. 1962). Но опять же произведения этого жанра появляются только во 2-й половине 2 – 3 вв.
Р. Шнакенбург считал послание к Ефесянам пастырским письмом, главная цель которого – укрепить внутреннее единство общины и подчеркнуть необходимость вести христианский образ жизни в языческом окружении (Schnackenburg. 1982). Э. Д. Гудспид выдвинул теорию, согласно которой послание к Ефесянам изначально служило своего рода введением к собранию Павловых посланий (Goodspeed. 1927. P. 11–20). Однако в рукописях и в церковном предании нет ни одного свидетельства, где бы послание к Ефесянам предваряло другие произведения автора или стояло особняком от основного корпуса.
Структура
Послание к Ефесянам чётко делится на две части: главы 1–3 и 4–6 (3-я глава заканчивается словом «аминь»). 1-я часть посвящена преимущественно богословским вопросам и написана в форме благодарения, а 2-я затрагивает в основном этические темы в форме увещевания. Обе части связаны темой христианского призвания (Еф 1:18; 4:1).
Если рассматривать послание к Ефесянам как образец эпистолографии, то в нём можно выделить следующие элементы:
Praescriptio (Еф 1:1, 2), в котором указываются отправитель письма, адресаты и выражается приветствие.
Основная часть послания (Еф 1:3–6:20), в которой выделяются благословение (Еф 1:3–14), благодарение и ходатайственная молитва (Еф 1:15–23), напоминание о прошлом опыте (Еф 2:1–10), напоминание об участии в Новом Творении и Новом Храме (Еф 2:11–22), напоминание о служении Павла читателям (Еф 3:1–13), ходатайственная молитва и славословие (Еф 3:14–21).
Парэнезис (Еф 4:1–6:20), который включает призыв к укреплению церковного единства (Еф 4:1–16), призыв оставить прежний образ жизни (Еф 4:17–24), практические наставления о новой жизни (Еф 4:25–5:2), увещевания о блуде, сквернословии, пустословии и смехе (5:3–14), призыв к мудрости и рассудительности и наставления о взаимоотношениях с домашними (Еф 5:15–6:9), призыв быть твёрдыми в духовной битве и постоянными в молитве (6:10–20).
Postscriptio (Еф 6:21–24), в котором говорится о Тихике, посланном к адресатам, содержатся пожелание мира и благословение.
С точки зрения риторической структуры в послании к Ефесянам выделяются: Exordium (Еф 1:1–23), Narratio (Еф 2:1–3. 21), в котором присутствуют Digressio (Еф 3:1–13) и Transitus (Еф 3:14–21), Exhortatio (Еф 4:1–6:9) и Peroratio (Еф 6:10–24).
Отношение к посланию к Колоссянам
Структура и лексика послания к Ефесянам чрезвычайно близки к посланию к Колоссянам. К числу наиболее заметных параллелей относятся: вступление (Кол 1:1, 2 и Еф 1:1, 2), благодарение и ходатайственная молитва (Кол 1:3–14 и Еф 1:15–23), напоминание (Кол 1:21–23 и Еф 2:11–22), слова о страданиях апостола Павла и его служении (Кол 1:24–29 и Еф 3:1–13), образы ветхого и нового человека, этические наставления (Кол 3:5–17 и Еф 4:17–5:20), наставления для домовладык и «домашней» церкви («Household code» или «Haustafeln») (Кол 3:18–4:1 и Еф 5:21–6:9), призыв к молитве (Кол 4:2–4 и Еф 6:18–20), упоминание Тихика (Кол 4:7–9 и Еф 6:21, 22), благословение (Кол 4:18 и Еф 6:23, 24).
На уровне лексики послания к Ефесянам и к Колоссянам объединяют 10 слов, которые нигде больше не встречаются в Новом Завете (например, συζωοποιέω – оживлять с кем-либо, воскрешать в Еф 2:5; Кол 2:13; συνεγείρω – воскрешать в Еф 2:6 и Кол 2:12; 3:1; ὀφθαλμοδουλία – видимая услужливость в Еф 6:6 и Кол 3:22, и др.), и 13 слов, которых нет в других Павловых посланиях (δόγμα – «учение» в Еф 2:15 и Кол 2:14; κατοικέω – вселиться, обитать в Еф 3:17 и Кол 1:19 и 2:9; и др.).
Традиционная экзегеза объясняет такое сходство тем, что оба послания написаны примерно в одно и то же время и в одних и тех же условиях (в «узах»). Однако в научной библеистике предлагаются и иные решения: теория общего архетипа, т. е. существование некоего общего источника обоих посланий (Roon. 1974); теория общего церковного предания (Dibelius. 1953; Dahl. 1963). Наибольшее распространение получили теории, рассматривающие одно из посланий в качестве модели для другого (Schmid. 1928). Еще в 19 в. Г. Ю. Гольцман предлагал считать схожие слова и выражения в послании к Колоссянам интерполяциями, внесёнными в него неизвестным автором послания к Ефесянам (Holtzmann. 1872). Приоритет послания к Ефесянам по отношению к посланию к Колоссянам в 20 в. отстаивал А. ван Рун (van Roon. 1974). Тем не менее большинство критиков выступают за приоритет послания к Колоссянам. Если бы послание к Ефесянам было моделью для послания к Колоссянам, то в таком случае в послании к Колоссянам подверглись сокращению очень важные отрывки (ср. Еф 2:11–22 и Кол 1:21–23; Еф 5:21–33 и Кол 3:18, 19), но были расширены разделы с личными приветствиями (Еф 6:21, 22 и Кол 4:7–17).