Юкуна
Юку́на [самоназвание; также матапи, юкуна-матапи; исп. yucuna (yukuna), matapi, yucuna-matapi], индейский народ в Колумбии: на востоке департамента Амасонас (бассейн реки Миритипарана, на берегах реки Какета до границы с Бразилией; муниципалитет Пуэрто-Сантандер) и крайнем западе департамента Какета, также живут в посёлках и городах Араракуара, Ла-Педрера и Летисия. Численность 1,5 тыс. человек (2018, перепись).
Говорят на языке юкуна, относящемся к семье аравакских языков (группа западная навики амазонской ветви); диалекты отсутствуют. Некоторые юкуна владеют несколькими аборигенными языками (результат смешанных браков). Распространён также испанский язык. Письменность на основе латинского алфавита.
Верующие – христиане, около 80 % (из них католики – 95 %, протестанты – 5 %), остальные сохраняют традиционные верования. Христианство у юкуна тесно переплетается с традиционными анимистическими верованиями.
Первые контакты с пришлым населением (миссионерами и сборщиками каучука) с последней трети 19 в. До прихода европейцев были воинственны, враждовали со своими индейскими соседями. В конце 19 – начале 20 в. были вовлечены в процесс сбора каучука. В это время большая часть юкуна, желая получать промышленные товары, переселилась в нижнее течение Миритипараны. Считается, что один из родов юкуна – уруми, остался жить в верховьях Миритипараны и продолжает вести изолированный образ жизни, избегая контактов с другими юкуна и внешним миром. В 1970-х – середине 1990-х гг. торговали листьями коки. В некоторых деревнях совместно проживают с представителями других народов (танимука, бора, уитото).
Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием [выращивают горький и сладкий маниок (Manihot esculenta), батат (Ipomoea batatas), кукурузу, папайю, ананас, персиковую пальму, бананы, каимо (Pouteria caimito), манго, острый перец (Capsicum annuum), коку], охотой (с использованием серватаны и ружей), рыболовством и собирательством.
Традиционная форма поселения – малока, общинное коммунальное жилище, представляющее в плане круг. В мифологических воззрениях юкуна малока является проекцией мира: пространство между четырьмя центральными опорными столбами – священная территория – центр Вселенной [мужская территория, или мамберано (от мамбе), на которую женщинам запрещён вход]. Семейные отсеки располагаются по периметру между дополнительными опорными столбами и внешней стеной. Малоки находятся на расстоянии 10–15 км друг от друга. Обязательные ритуальные предметы интерьера: щелевые барабаны мангуаре, копьё со встроенной погремушкой, шаманская палица. Для сидения используют индивидуальные деревянные скамеечки, мужские выше женских.
Традиционная одежда мужчин – длинная узкая набедренная повязка из луба, расписанная геометрическим орнаментом; в 21 в. – креольского типа (шорты, футболки и т. п.).
Лицо раскрашивали красной и жёлтой глиной. Использовали перьевые украшения – диадемы (из белых перьев), ободок из побегов пальмы, свисающий на спину, в который втыкались разноцветные перья; ожерелья из семян и плодов растений и клыков животных (пекари, ягуара). В 21 в. все украшения достаются только во время праздников и ритуалов.
Ритуальные праздники юкуна: инициация мальчиков; так называемый «танец кукол», отождествляемый ими с обрядом юрупари. Коллективные ритуальные танцы сопровождаются ритмичной игрой на идиофонах – ударных (их функцию выполняют калебасы) и сотрясаемых (погремушки из скорлупы орехов, закрепляемые вокруг лодыжек). Из музыкальных инструментов, наряду с идиофонами, у юкуна используются барабаны мангуаре, горны, изготавливаемые из древесины бальсы (длина инструмента около 1 м, диаметр раструба – 13–17 см).
Характерная особенность ритуалов юкуна – использование масок, изготавливаемых из природных материалов: дерева бальсы и луба (Ficus rádula). Во время празднеств танцоры-мужчины в масках и костюмах (рубахи, юбки из лыка) изображают зооморфных и антропоморфных персонажей.
Для культуры юкуна характерен приём галлюциногенов: йопо, мамбе, также употребляют чичу, приготавливаемую из ферментированного ананаса. Сохраняется шаманизм (знания передаются от отца к сыну). Развита культура разговорной речи, красноречие ценится и является важным фактором при выборе главы малоки.
Развиты ремёсла: гончарное (занимаются женщины; керамика лощится, расписывается чёрными и красными красками), плетение (сито, корзины, подставки для посуды в виде буквы «Х», циновки), столярное (например, мужчины изготавливают скамьи для сидения).
Сохраняется богатая мифология, сюжеты о похождениях четырёх детей-сирот (Карипулакена), племянников Хэ′чу (Отца-Солнца), о похождениях персонажа по имени Канумá (крадёт музыкальные инструменты юрупари у женщин, создаёт пороги на реке Миритипарана, создаёт петроглифы на камнях) об изначальном владении женщинами священными музыкальными инструментами, которые у них были похищены; Серро-Юпати почитается как место, где Отец-Солнце построил первую малоку.
Активно участвуют в работе ассоциаций коренных народов региона: действуют Ассоциация капитанов народов Мирити Амасонас (Asociación de Capitanes Indígenas del Mirití Amazonas, ACIMA), Зональная организация коренных народов Ла-Педреры, Мирити и Апапориса (Organización Zonal Indígena de la Pedrera, Mirití y Apaporis, OZIPEMA) и Ассоциация органов власти коренных народов Педрера/Амазонас (Asociación de Autoridades Indígenas de Pedrera Amazonas, AIPEA).