Уитото
Уито́то (исп. uitoto, witoto), группа индейских народов в бассейне Верхней Амазонки. Живут в низовьях реки Путумайо и в междуречье Яри-Какеты и Путумайо на юго-западе Колумбии (18,4 тыс. человек – 2016, оценка; запад департамента Амасонас, восток департамента Путумайо и юг департамента Какета) и северо-востоке Перу (4,4 тыс. человек, 2016, оценка; север региона Лорето;).
Включают:
мыныка (8,3 тыс. человек, 2016, оценка);
муруи (12,1 тыс. человек – 2018, перепись в Колумбии; 0,9 тыс. человек – 2017, перепись в Перу);
муйнане (2,2 тыс. человек – 2018, перепись в Колумбии);
окайна (0,5 тыс. человек – 2018, перепись в Колумбии; 0,2 тыс. человек – 2017, перепись в Перу);
бора (1,1 тыс. человек – 2018, перепись в Колумбии; 1,2 тыс. человек – 2017, перепись в Перу);
ныподе.
Говорят на бора-уитотских языках, распространён испанский язык. Верующие – католики, сохраняются традиционные верования.
Контакты уитото с внешним миром практически отсутствовали до конца 19 в., у муруи реки Кагуан (хаируя) – до 1925 г., у бора и миранья рек Кауинари и Пама – до 1936–1937 гг., у муруи рек Кунаре – до 1959 г. Многие общины на реках Какета и Путумайо сохраняют замкнутый образ жизни. Отличались воинственностью. В конце 19 – начале 20 вв. большая часть уитото была вовлечена в процесс сбора каучука. В результате контактов с пришлым населением и принесённых им болезней, а также эксплуатации и массового истребления численность уитото резко упала. С 1930-х гг. среди уитото работали христианские миссионеры. Существуют общественные организации – Федерация туземных общин реки Ампияку (FECONA) и Федерация пограничных общин Путумайо (FECONAFROPU).
Традиционная культура уитото типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством и собирательством. Многие уитото работают на лесозаготовках, вовлечены в процесс торговли кокой.
Практикуют раскраску лица, носят головные украшения из перьев, ожерелья из клыков животных, плодов и семян растений.
В центре поселения стоит большой дом (малока; прямоугольные малоки символизируют мужское, круглые или овальные – женское начало), в прошлом – жилой, ныне – служащий церемониальным центром общины и жилищем её главы. Непременный атрибут малоки – сигнальные щелевые барабаны и длинное бревно, символизирующее анаконду (ранее – орнаментированное), на котором во время танцев отбивают ритм ногами. В танцах используются также жезлы для отбивания ритма, ранее – маски.
В ритуалах употребляют порошок из листьев коки (мамбе), чичу (слабоалкогольный напиток) из маниока. До начала 20 в. практиковали ритуальный каннибализм. Наиболее значимые праздники: постройка новой малоки, сбор урожая персиковой пальмы. Сохраняется богатая мифология (сюжеты о происхождении маниока, рыбы, о луне и солнце, краже огня, большой змее), песенный и танцевальный фольклор.