Путь святого Иакова
Путь свято́го Иа́кова (исп. El Camino de Santiago), общее название для паломнических маршрутов в г. Сантьяго-де-Компостелa к гробнице апостола Иакова Зеведеева.
Наиболее известный, т. н. французский путь, или дорога франков (исп. el camino francés), начинается в г. Сен-Жан-Пье-де-Пор во французских Пиренеях и проходит через северные испанские города – Памплону, Логроньо, Бургос, Леон до Атлантического океана. Его общая протяжённость составляет около 800 км. Ныне, в 21 в., существует приблизительно 50 маршрутов Пути святого Иакова внутри Испании, а также сотни за её пределами, преимущественно во Франции, Германии, Италии и Великобритании. Символом Пути является ракушка.
История Пути святого Иакова
Согласно преданию, апостол Иаков Зеведеев проповедовал христианство на севере Пиренейского п-ова и основал здесь первые христианские общины. Возвратившись в Палестину в 44 г., он принял там мученическую смерть. Тело апостола было вывезено его учениками и захоронено в Галисии, недалеко от г. Падрон на горе Либредон. Со временем гробница затерялась, и в течение нескольких столетий о ней ничего не было известно. Однако в 813 г. монах-отшельник Пелайо, увидев необычное свечение (звезду) в небе, сообщил об этом епископу Теодомиро, который обнаружил место, где покоились нетленные мощи апостола, и в конце 9 в. король Альфонсо III возвёл там базилику. Именно тогда местность получила название Компостела (лат. Campus Stellae, буквально – место, обозначенное звездой). Как апостол, предпринявший далёкое путешествие из Святой земли в Испанию, проповедуя христианскую веру, он стал покровителем паломников. В 1075 г., уже при Альфонсо VI, было начато строительство кафедрального собора, который до сих пор украшает главную площадь г. Сантьяго-де-Компостела.
Считается, что основные паломнические маршруты сложились к 11 в. В 12 в. папа Каликст II даровал пилигримам право на получение индульгенции, что поставило город апостола на одну ступень с Иерусалимом. Имя папы носит кодекс Каликста (лат. Codex Calixtinus) – иллюминированная испанская рукопись 12 в., посвящённая апостолу Иакову. Кодекс был написан несколькими авторами и собран воедино между 1135 и 1139 гг. Его пятая книга стала первым средневековым путеводителем по Пути святого Иакова.
Паломнический маршрут сыграл заметную роль в популяризации христианства. Путь проходил по исконно христианским землям, а сам Иаков стал олицетворять собой заступника истинной веры, о чём свидетельствуют его изображения в виде воина, победителя мавров, распространившиеся во времена борьбы с мусульманами. Позднее он стал общим покровителем Испании.
Помимо религиозной функции, Путь святого Иакова играл большую роль в экономическом развитии севера Испании. Как Церковь, так и королевская власть поощряли паломничество и переселение на эти земли, предоставляя переселенцам различные льготы и освобождая их от налогов. Так, франки Сан-Сернина и Сан-Николаса обладали монопольным правом на продажу паломникам вина и хлеба. Вдоль дороги апостола довольно быстро возникали города и населённые пункты. Основание г. Эстельи в 1090 г. облегчило перемещение из Памплоны в Нахеру. Города, расположенные по «дороге франков», благодаря оживлённой торгово-ремесленной деятельности быстро превращались в экономические центры регионов, через которые шёл Путь.
Некоторый упадок паломничества был вызван Реформацией и утратой мощей в 1589 г. Они были обнаружены лишь в 1879 г. в ходе восстановительных работ в кафедральном соборе Сантьяго-де-Компостела. В 1884 г. папа Лев XIII подтвердил их подлинность, после чего количество паломников снова возросло.
Подлинное изменение роли и значения Пути святого Иакова произошло в 20 в. В 1962 г. создана первая испанская общественная организация, посвящённая этому паломническому пути (оказывает помощь паломникам, изучает и популяризирует маршруты), – «Общество друзей Пути Сантьяго» в Эстелье под руководством писателя и общественного деятеля Э. В. Сампедро. К 1985 г. она превратилась в федерацию обществ (отделений) в регионах Испании и ряде европейских стран. Позднее появилось первое научное периодическое издание, начали проводиться международные конференции. Ещё одним значительным событием стал визит папы Иоанна Павла II в Галисию в 1982 г., подтвердивший религиозное значение паломнического пути.
Поворотным годом в истории развития и популяризации Пути стал 1987 г., когда Совет Европы провозгласил его культурным маршрутом Европы, ровно через год после вступления Испании в Европейское экономическое сообщество. Под руководством М. Ореха Агирре, бывшего министра иностранных дел Испании, была разработана специальная декларация, ставившая своей целью интегрировать Испанию в общее европейское пространство. Отныне Путь святого Иакова должен был способствовать европейскому единству и консолидации; содействовать продвижению непопулярных туристических регионов Испании, в особенности Галисии, через которую проходит главный отрезок Пути; служить гарантом сохранения культурного наследия. После признания Церковью новой роли Пути святого Иакова началось его включение в фонд Всемирного наследия ЮНЕСКО, которое завершилось к 2015 г. (до этого в 1993 и 1998 этот статус был присвоен «дороге франков», четырём северным маршрутам, а также всем паломническим тропам, идущим из Франции).
Популяризация Пути святого Иакова
После провозглашения Пути святого Иакова культурным маршрутом Европы численность пилигримов неуклонно возрастала. В 1991 г. она достигла 10 тыс. человек в год, а в 1993 г. увеличилась почти в 10 раз. С этого времени Путь стал массовым. На второй план отошла религиозная составляющая, уступив место духовным, культурным, туристическим, познавательным, оздоровительным и другим целям. К 2006 г. количество паломников достигло 100 тыс. человек в год. Для сравнения: в 2013 г. их насчитывалось уже более 215 тыс., в 2019 г. – более 347 тыс. После резкого спада в 2020 гг., вызванного пандемией COVID-19, в 2023 г. число пилигримов достигло своего исторического максимума в 446,061 тыс. человек.
Несмотря на явное преобладание испанцев, национальный состав путников довольно разнообразен. С 1990-х гг. 2-е место по числу паломников занимала Франция, уступив его в 2002 г. Германии. В 2004–2006, 2014–2019 гг. и с 2022 г. среди паломников преобладают итальянцы. В пятёрку стран – лидеров по числу пилигримов входят также Португалия и США. Наибольшее количество российских паломников (на 2023) было зафиксировано в 2019 г. – 2605 человек (0,75 % от общего числа).
На рост интереса к Пути святого Иакова влияет выход популярных книг и фильмов. Так, в 1987 г. опубликован роман П. Коэльо «Дневник Мага», после чего количество паломников увеличилось в несколько раз. Через год после выхода книги современного немецкого комика Хапе Керкелинга «Ну всё, я пошёл. Моё путешествие по Пути святого Иакова» («Ich bin dann mal weg – Meine Reise auf dem Jakobsweg», 2006) число немецких паломников возросло на 71 %. Увидевший свет в 2010 г. американский фильм «Путь» (The Way) способствовал популяризации маршрута среди американцев.
Интерес к Пути святого Иакова подогревается разного рода происшествиями и скандалами. Так, в 2011 г. из собора Сантьяго-де-Компостела был похищен Кодекс Каликста. Его обнаружили лишь год спустя. Это событие нашло отражение в многосерийном документальном фильме «Похищение кодекса» (исп. El robo del Códice, 2022).