Рихтер Эрнст Фридрих
Ри́хтер Эрнст Фри́дрих, Эрнст Фридрих Эдуард Рихтер (Ernst Friedrich Eduard Richter) (24.10.1808, Гросшёнау, Саксония – 9.4.1879, Лейпциг), немецкий музыкальный теоретик, органист, педагог.
Сын школьного учителя. Окончив гимназию в Циттау, в 1831 г. поступил в Лейпцигский университет на факультет теологии. Музыке учился у К. Т. Вайнлига, кантора школы Святого Фомы. С 1843 г. преподавал теоретические предметы в Лейпцигской консерватории (профессор с 1868). В 1843–1847 гг. руководил Певческой академией в Лейпциге. С 1851 г. органист в церкви Святого Петра, с 1862 г. – в Новой церкви (церкви Святого Матфея), с 1863 г. – в церкви Святого Николая. С 1868 г. кантор школы Святого Фомы, руководитель «Томанерхора», музикдиректор Лейпцига (отвечал за церковную музыку в городе). Вероятно, тогда же получил почётное звание музикдиректора университета.
Автор церковной музыки (месс, мотетов, псалмов, «Stabat mater»), оратории «Христос-Спаситель» («Christus der Erlöser», исполнена в 1849), струнных квартетов, сонат для фортепиано, для виолончели, органных пьес, песен.
Среди его музыкально-теоретических работ: «Основы музыкальных форм и их анализ» («Die Grundzüge der musikalischen Formen und ihre Analyse», 1851), «Элементарные сведения о гармонии и о музыке в целом» («Die Elementarkenntnisse zur Harmonielehre und zur Musik überhaupt», 1852; русский перевод под названием «Элементарная теория музыки» – Санкт-Петербург, 1870), «Катехизис органа» («Katechismus der Orgel», 1868; содержит подробное описание конструкции органа, характеристику регистров, диспозиций и т. д.). Популярностью пользовался учебник «Практические занятия теорией музыки» («Die praktischen Studien zur Theorie der Musik», 1870–1874) в трёх томах: первый – «Учебник гармонии» («Lehrbuch der Harmonie», 1853; русский перевод – Санкт-Петербург, 1868), второй – «Учебник простого и двойного контрапункта» («Lehrbuch des einfachen und doppelten Contrapunktes», 1872; русский перевод – Санкт-Петербург, 1874), третий – «Учебник фуги» («Lehrbuch der Fuge», 1859; русский перевод – Санкт-Петербург, 1873). Сын Э. Ф. Рихтера Альфред выпустил сборники задач («Aufgabenbuch») к «Учебнику гармонии» (1879, 64-е издание – 1952; в 1880 издан «Ключ» к нему, «Schlüssel») и «Учебнику полифонии» (1884).
Теоретические сочинения Э. Ф. Рихтера пользовались огромной популярностью во 2-й половине 19 – начале 20 вв. (его учебники считались официальными пособиями в Лейпцигской консерватории), были переведены на многие европейские языки и многократно переиздавались (в 1953 вышло 36-е издание «Учебника гармонии»). В России его труды переводил А. С. Фаминцын (ученик Рихтера по Лейпцигской консерватории). Материал в учебниках изложен ёмко, доступно и иллюстрирован примерами, направлен на практическое применение. Теоретическая концепция Рихтера сложилась под влиянием идей Г. Вебера (принял и развил его систему ступенных обозначений аккордов). Критику схоластического подхода Рихтера высказывал Г. Шенкер (Schenker H. Harmonielehre. Stuttgart, 1906. S. 223–228).
Его сыновья – Альфред Рихтер (1846–1919), композитор и педагог, автор музыкально-теоретических трудов «Учение о тематической работе» («Die Lehre von der thematischen Arbeit», 1896), «Учение о музыкальной форме» («Die Lehre von der Form in der Musik», 1904), воспоминаний «Из золотого века музыкальной жизни Лейпцига» («Aus Leipzigs musikalischer Glanzzeit», изданы посмертно в 2004; все – в Лейпциге) и других сочинений; Бернхард Фридрих Рихтер (1850–1931), органист, кантор, автор ряда статей о жизни и творчестве И. С. Баха.