Английская гитара
Англи́йская гита́ра (англ. english guitar, франц. guitare angloise), струнный щипковый инструмент семейства цистр.
Первоначально был распространён на Британских островах, пик его популярности пришёлся на 1750–1810-е гг. Применение названия «english guitar» было обусловлено необходимостью отличать этот инструмент от испанской гитары; в британских источниках оно фиксируется с 1780 г. (ранее инструмент обозначался просто как «гитара» или «цитра» в разных вариантах написания). В 1770–1780-е гг. английская гитара начала быстро распространяться в странах континентальной Европы, а с 1780-х гг. и в США.
Наиболее распространённые материалы, использовавшиеся при её изготовлении, – древесина ели (верхняя дека) и клёна (другие части корпуса, шейка, гриф), чёрное дерево (гриф и др.), слоновая кость (штифты для крепления струн, порожки и др.), латунь (струны, лады и др.), в декоративной отделке – серебро, перламутр, панцирь черепахи.
Типичная форма корпуса каплевидная, с плоской или немного выпуклой нижней декой. Металлические струны крепятся в нижней части корпуса, чаще всего к обечайке, посредством небольших штифтов. На некоторых экземплярах инструмента там же находится пуговица для крепления ленты, другим концом подвязывающейся к шейке, чтобы при игре закрепить инструмент через левое плечо. Мостик, на который опираются струны, может передвигаться и тем самым позволяет регулировать мензуру (рабочую часть струны). Гриф преимущественно с 12 ладами, на крупных экземплярах их могло быть до 15–16. Между ладами имеются просверлённые отверстия (чаще 3–4, иногда до 7) для крепления каподастра. Обычное количество струн – 6, из них с 1-й по 4-ю (сверху) парные.
Наиболее крупный экземпляр инструмента из описанных Р. Б. Армстронгом (1908) сделан в Дублине в 1764 г. (подписан именем «W. Gibson») и имел общую длину 37 дюймов (около 94 см). Из 6 струн 1-я и 2-я (сверху) тройные, 3-я и 4-я парные, 5-я и 6-я одинарные. Настраивались червячным колковым механизмом. На шейке имелось 7 отверстий для установки каподастра, 14 полных ладов. Указанный строй – g1, e1, c1, g , e , c – был предположительно самым распространённым.
Конструкция головки инструмента и, соответственно, её внешний вид могли быть разными. 1-й вариант: простой колковый механизм с намоткой струн непосредственно на колки, расположенные в колковой коробке. 2-й вариант: механизм с червячной передачей; характерен для инструментов, созданных в 1760-е – 1770-е гг. в Дублине (позднее получил распространение на испанской гитаре). 3-й вариант, более подходящий для относительно коротких струн, отличается характерной серповидной формой головки и имеет специальный механизм с параллельно расположенными регулируемыми креплениями по числу струн, иногда называемый «часовой ключ» (англ. watch-key); изобретён мастером Дж. Престоном в те же годы в Лондоне. Образец английской гитары с таким механизмом находится в Российском национальном музее музыки в Москве. Механизм Престона в модифицированном виде позднее стал использоваться на португальской гитаре.
Английская гитара получила широкое распространение в самых разных слоях общества – от салонных музыкантов до уличных. На волне растущей популярности инструмента Р. Бремнер издал в Эдинбурге руководство по игре («Instructions for the Guitar», 1-е издание 1758), включающее рекомендации по удержанию инструмента (на коленях и с закреплением через левое плечо лентой) и технике игры, а также пьесы различных жанров. Много внимания уделено пальцевому звукоизвлечению правой рукой с задействованием среднего и безымянного пальцев (помимо большого и указательного), с опорой мизинцем о мостик у 1-й струны (в более поздних изданиях последняя рекомендация опущена).
Для записи музыки, ориентированной на английскую гитару, применялась в основном пятилинейная нотация с записью на октаву выше реального звучания. Редкие случаи использования табулатуры принадлежат Ф. Джеминиани (его сборник «Искусство игры на гитаре или цитре» издан на английском языке Р. Бремнером, 1760).
Репертуар инструмента состоял во многом из сольных аранжировок песен и танцевальных пьес. Среди сочинений, написанных специально для английской гитары или с её участием, – 12 дивертисментов Дж. Освальда (1759), несколько трио Ф. Джардини, дуэты Ф. Джеминиани, сонаты и дуэты Р. Штраубе.
В 1770-х гг. появилось функциональное новшество (запатентовано неким Смитом, более точная информация отсутствует), облегчавшее освоение английской гитары широкой аудиторией, в основном в роли аккомпанирующего инструмента. Это закреплённая на верхней деке коробка с 6 клавишами, механизмом и молоточками с кожаной обивкой, ударяющими по струнам.
В 1783 г. лондонский мастер К. Клаус запатентовал более совершенную «гитару с клавишным управлением» (англ. keyed guitar), молоточковый механизм которой размещался внутри корпуса, а молоточки достигали струн, проходя через розетку в верхней деке; иногда под бойки каждого молоточка делались индивидуальные вырезы, в том числе в декоративных элементах розетки.
Движение за возрождение старинной музыкальной культуры в Европе затронуло и английскую гитару, что отразилось, в частности, в исследовательской и творческой деятельности шотландского композитора и мультиинструменталиста Роба Маккиллопа (род. 1959). В числе сделанных им записей – 12 дивертисментов для английской гитары Дж. Освальда (CD выпущен в 2001).