Гриф (инструментоведение)
Гриф (от нем. Griff, буквально – рукоятка, захват, приём; нем. Griffbrett; итал. tastiera; англ. fingerboard, буквально – доска для пальцев, и, применительно к музыкальным инструментам с ладами, fretboard, буквально – доска с ладами; исп. diapasón), деталь конструкции музыкальных инструментов.
Встречается у большинства струнных лютневидных инструментов. Представляет собой деревянную пластину, наклеенную на шейку с лицевой (обращённой к струнам) стороны. Служит для ограничения длины струн и, соответственно, изменения высоты звука. На безладовых грифах (например, у инструментов скрипичного семейства) струны прижимают непосредственно к грифу. На грифах с ладами (преимущественно у щипковых инструментов) длину струн ограничивают сами лады при прижатии струн перед ними.
Форма, конструкция и особенности расположения грифа (под углом к корпусу, в одной плоскости с ним, вровень с верхней декой или частично на/над ней) обусловливаются традицией, эволюцией инструмента, способами звукоизвлечения и особенностями исполнительской техники.
Для большинства инструментов виольного и скрипичного семейств характерен гриф с выраженным радиусом, что обеспечивает разную высоту расположения струн, необходимую для игры смычком. Менее выраженный радиус грифа иногда использовался и используется на щипковых лютневидных: некоторых инструментах семейства цистр, семиструнных русских гитарах, венских гитарах, вестерн-гитарах, электрогитарах и бас-гитарах. Некоторые производители электрогитар используют грифы с переменным радиусом (англ. сompound radius, также multi-radius).
Плоский гриф, расположенный встык с верхней декой на одной высоте с ней, характерен для западноевропейской лютни, виуэлы, гитар эпохи Ренессанса и барокко. Накладной плоский гриф, часть которого заходит на верхнюю деку, характерен для испанских гитар, часто встречается у мандолин.
На мандолинах (в частности, «ломбардской» разновидности) иногда применялся гриф с выемками – т. н. скалопированный гриф (англ. scalloped fretboard, буквально – зубчатый гриф). Такой гриф позволяет струне значительно прогибаться между ладами; как следствие, появляются широкие возможности влиять на интонацию за счёт регулирования силы нажима на струну, при необходимости комбинируя нажим с подтяжкой струны. Вместе с тем скалопированный гриф требует от исполнителя большей точности при взятии аккордов, поскольку все задействованные струны должны быть прижаты с равной силой. Считается, что скалопированный гриф пришёл в Европу из Индии: яркий пример такого инструмента – вина. На винах встречаются подобные грифы, сделанные как из цельной пластины, так и из двух параллельных планок с зубчатыми выступами, на вершинах которых закреплены лады. Во 2-й половине 20 – начале 21 вв. скалопированный гриф применяется в некоторых моделях электрогитар.
У многих исторических и локальных лютневидных инструментов гриф как отдельная деталь отсутствует, его функцию выполняет лицевая сторона шейки. В некоторых случаях трудно обособить гриф от шейки в силу особенностей конструкции инструмента и изысканной отделки, подразумевающей богатые инкрустации и кант из перламутра, кости, черепахового панциря, цветных и драгоценных металлов, орнаменты, составленные контрастными фрагментами из древесины ценных пород.
Помимо декоративной отделки, грифы часто снабжаются разметкой: как правило, это незамысловатые однотипные инкрустации, облегчающие ориентирование в позициях. Стандартный вариант – точки на лицевой и/или боковой части гитарного грифа между некоторыми ладами. Иногда встречаются инкрустации в виде ладовой разметки на безладовых грифах. При нанесении разметки, как и при установке ладов, в серийном производстве чаще всего пользуются ладовыми линейками.
Наиболее распространённые материалы для изготовления грифа – древесина чёрного дерева, клёна, палисандра. С развитием технологий некоторые фирмы стали изготавливать грифы из полимерных материалов с определёнными характеристиками.
Помимо лютневидных инструментов, плоский гриф с ладами характерен для некоторых цитр – щипковых (в том числе альпийской и её разновидностей) и смычковых (среди них лангспил). В этом случае он располагается на корпусе под мелодическими струнами.
В конструкции гармоник, аккордеонов и баянов грифом называется продолговатая пластина с правой стороны корпуса, несущая клавиатуру, предназначенную для исполнения мелодии. Служит также опорой для руки исполнителя.