Суфражизм
Суфражи́зм (от англ. suffrage – избирательное право), общественное и политическое движение начала 20 в., ставившее своей целью наделение женщин политическими правами (прежде всего правом голоса). Суфражизм тесно связан с различными идеями феминизма первой волны и может рассматриваться как часть более широкого движения за права женщин. Термин возник и получил распространение в британском (и в меньшей степени американском) социальном контексте и ассоциируется прежде всего с Женским социально-политическим союзом (Women’s Social and Political Union) и его основательницей Э. Панкхёрст.
Зарождение суфражизма традиционно относят к концу 19 – началу 20 вв., когда на Западе (прежде всего в Великобритании и США) появились крупные феминистские организации, открыто требовавшие наделения женщин правом голоса. Наиболее ярким примером таких организаций стал созданный в 1903 г. в Великобритании Женский социально-политический союз. Во главе организации стояла видная деятельница британского феминистского движения Э. Панкхёрст, активное участие принимали также её дочери Кристабел и Силвия Панкхёрст. В 1906 г. сторонницы организации получили в прессе прозвище «суфражистки» (suffragettes). Этот неологизм-феминитив был образован с помощью специфически «женского» суффикса -ette- (ср. вариант suffragist, считавшийся в начале 20 в. нормативным и гендерно-нейтральным) и носил насмешливый характер. Однако в скором времени это ироническое прозвище было заимствовано феминистками и стало самоназванием участниц движения.
Помимо традиционных форм политической агитации (демонстрации, издание газет и т. д.), сторонницы организации прибегали и к нестандартным методам – публичным акциям гражданского неповиновения, политической сатире, продаже товаров с символикой движения и даже выпуску тематических настольных игр. Исследователи отмечают, что в начале 1910-х гг. произошла определённая радикализация суфражизма: сторонницы движения всё чаще стали прибегать к актам физического насилия в отношении высокопоставленных лиц и к другим действиям, которые воспринимались современниками как нарушение общественного порядка. Широкую известность получила, например, суфражистка Э. Дейвисон, погибшая в ходе акции протеста на королевских скачках в 1913 г., а также М. Ричардсон, изрезавшая в марте 1914 г. одну из картин в лондонской Национальной галерее.
Реакция властей на подобные радикальные действия британских суфражисток зачастую была достаточно жёсткой. Во время акций случались массовые задержания, за которыми часто следовало тюремное заключение. Широкую известность получили многочисленные случаи объявления голодовки со стороны суфражисток в знак протеста против ареста. В ответ на объявление тюремной голодовки власти, как правило, прибегали к практике насильственного кормления женщин, что активно обсуждалось тогда в британском обществе и зачастую негативным образом сказывалось на имидже правительства.
В годы Первой мировой войны между организацией и британским правительством фактически был заключён компромисс: на период боевых действий суфражистки отказывались от своей агрессивной тактики, а власти, в свою очередь, освобождали из тюрем арестованных ранее участниц движения. Также важно отметить, что в годы войны многие женщины успешно заменили на рабочем месте ушедших на фронт мужчин. Это способствовало формированию представления о равенстве возможностей обоих полов.
В британском социальном контексте движение фактически достигло своих целей в 1918 г., когда после окончания 1-й мировой войны некоторые женщины (старше 30 лет и удовлетворяющие имущественному или образовательному цензу) впервые получили право голоса. Схожая динамика наблюдалась в США, где женское избирательное право было введено 19-й поправкой к Конституции в 1920 г. Несмотря на то что исследователи по-разному оценивают деятельность организации и агрессивную тактику, избранную Э. Панкхёрст, вклад суфражисток в развитие западной политической культуры неоспорим.
В начале 21 в. также ведутся активные дискуссии о том, насколько инклюзивным было движение суфражисток и в какой степени в нём были представлены интересы женщин, принадлежащих к менее привилегированным классам или этническим/расовым меньшинствам. Предпринимаются также попытки рассматривать движение в транснациональном разрезе и отмечать как воздействие иностранных (в том числе российских) революционных течений на эволюцию организации, так и влияние самого суфражизма в глобальном масштабе (т. е. за пределами Великобритании и США). Так, например, подчёркивается важность изучения борьбы за права женщин не только в Великобритании или на контролируемых ею территориях, где избирательное право для женщин было введено ещё на рубеже 19–20 вв. (Австралия, Новая Зеландия), но и, например, в Британской Индии, где процесс растянулся на более длительный период – вплоть до середины 20 в.