Либеральный феминизм
Либера́льный фемини́зм, направление феминистской политики, которое ставит основной задачей достижение индивидуальной автономии женщины и равного представительства женщин и мужчин в культуре, экономике, политике и образовании. Сторонники либерального феминизма ведут борьбу за равную репрезентацию женщин и мужчин в органах политической власти и коммерческих компаниях, а также за право на аборт, отмену списка запрещённых профессий для женщин, криминализацию домашнего насилия и сексуального харассмента. Либеральные феминистки расходятся в оценке роли государства в обеспечении идей гендерного равенства и женской автономии. Часть считает государство ключевым агентом продвижения идей гендерного равенства. Другие настаивают на государственном невмешательстве в жизнь женщин.
Свободный выбор и участие в политике
Возникновение либерального феминизма принято связывать с началом Французской революции 18 в. и периодом активной политической борьбы европейских женщин за гражданские и образовательные права в конце 18 – начале 19 вв. Основными представительницами этого периода считаются М. Уолстонкрафт с работой «В защиту прав женщин» («A Vindication for the Rights of Women», 1792), О. де Гуж и её «Декларация прав женщины и гражданки» («Déclaration des droits de la femme et de la citoyenne», 1791), Г. Тейлор-Милль и её эссе «Освобождение женщины» («The Enfranchisement of Women», 1851). При этом женская борьба за гражданские права существовала задолго до Французской революции. Свидетельства женской борьбы за доступ к образованию и публичной сфере можно обнаружить, например, в работах эпохи Просвещения «Книга о граде женском» («Le Livre de la cité des dames», 1405) Кристины Пизанской, «Пылающий мир» («The Description of the New World Called the Blazing World», 1666) М. Кавендиш и «Принципы древнейшей и современной философии» («The Principles of the Most Ancient and Modern Philosophy», 1690) Э. Конуэй.
Представители классического либерального феминизма требуют экономической, политической и сексуальной свободы женщины от мужчины. Согласно феминистским революционным идеям, любая женщина вне зависимости от социального статуса должна обладать возможностью свободно, без опасности социальной стигматизации и дискриминации, выбрать желаемую профессию, образовательную сферу и образ жизни. Иначе говоря, любая женщина должна иметь право на индивидуальную автономию и независимость от мужчины.
Феминистские теоретики подчёркивают, что в патриархальных обществах от женщины ожидается реализация внутри приватной или семейной сферы, в то время как возможности для её восходящей профессиональной публичной мобильности серьёзно ограничены. Приватная сфера домашнего труда, воспитания детей, материнства и заботы о семье является основной социально одобряемой сферой для реализации женщины. Сторонники либерального феминизма борются за расширение доступа женщины к публичной сфере профессионального оплачиваемого труда, демократического диалога и коммуникации. Теоретики либерального феминизма указывают, что женщины имеют право не только присутствовать в публичной политической сфере наравне с мужчинами, но и право управлять этой сферой совместно с другими. Феминистские философы называют право коллективного контроля над условиями жизни политической автономией.
Многие либеральные феминистки склонны оценивать государство и систему права в качестве ключевых агентов для продвижения гендерного равенства. Современные либеральные феминистки ожидают от национального государства таких благ, как защита женщин от домашнего насилия и предоставление женщинам права свободно распоряжаться собственным телом, включая право на аборт. В список международных феминистских требований к национальным государствам также входят расширение количества разрешённых законом форм совместного проживания, легализация ненуклеарных семейных союзов, введение государственных законов против гендерной дискриминации в образовании, на рабочих местах и административных позициях, государственный запрет детских браков, введение отпуска по уходу за ребёнком для обоих родителей. Однако не все направления внутри либерального феминизма сходятся в желании расширенной государственной защиты. Часть либеральных феминисток выступают за право на государственное невмешательство в жизнь женщины.
Критика либерального феминизма
Основные идеи либерального феминизма неоднократно выступали предметом систематической критики в социальной науке и женских движениях (начиная с 19 в.). В течение последних двух веков социалистические, анархистские и левые феминистки используют выражение «либеральный феминизм» негативно: с целью обозначить различия между радикальной феминистской программой и умеренно-либеральной позицией, в основе которой лежит скрытая или открытая поддержка текущей экономической и политической системы с её главными институтами воспроизводства неравенства: частной собственностью, нуклеарной семьёй и государством.
Известным критиком идей либерального или буржуазного феминизма являлась немецкая революционерка и социалистка К. Цеткин. Цеткин активно критиковала женское суфражистское движение Германии за нечувствительность к экономическому вопросу. Отличаясь от буржуазного феминизма, писала Цеткин, социалистическое женское движение должно ставить перед собой задачу преодолеть не только политическое неравенство между мужчинами и женщинами, т. е. неравенство доступа к аппаратам власти, но и экономическое, классовое неравенство во владении собственностью на средства производства. Настоящая женская свобода и автономия нуждается в упразднении классовых и имущественных различий. Цеткин считала требования доступа к выборам либеральных феминисток начала 20 в. недостаточными, поскольку их удовлетворение помогало улучшить условия жизни небольшого количества буржуазных женщин, но по-прежнему оставляло выживать и ежедневно трудиться в тяжёлых условиях большинство трудящихся женщин.
Английская революционерка, антифашистка и социалистка С. Панкхёрст выступила с критикой институтов парламентских выборов, централизованного государства и экспертных механизмов принятия законодательных решений в целом. Согласно Панкхёрст, текущие либеральные политические институты последовательно и систематически исключают большинство женщин из демократического процесса. Большая часть женщин не имеет доступа к управлению политической и экономической жизнью. Будучи активисткой английского суфражистского движения и сторонницей Октябрьской революции 1917 г., Панкхёрст разработала программу «Конституции британских советов» («A Constitution for British Soviets. Points for a Communist Program», 1920), которая должна была заменить элитные парламентские структуры в принятии и обсуждении законов, обеспечить расширенное участие женщин в управлении общественной жизнью. Кроме Панкхёрст, феминистскую критику институтов парламентских выборов и государства в этот период также озвучивали такие анархистские активистки, как Э. Гольдман и М. Виткоп.
Начиная с 1970–1980-х гг. критика либерального феминизма переживает новый виток. Американские и английские феминистские теоретики А. Дэвис, С. Файерстоун, С. Федеричи, Л. Вогель (Фогель), Н. Фрейзер, Ш. Роуботем и др. развивают критику либерального капиталистического разделения на приватную и публичную сферу. Задача феминистской политики, повторяют критики вслед за борцами с либеральным феминизмом начала 20 в., заключается не только в том, чтобы обеспечить для женщин свободный доступ к оплачиваемой работе, но также в том, чтобы освободить женщину от груза бесплатной ежедневной домашней работы в приватной сфере. Отделяя себя от более консервативно настроенных либеральных феминисток, социалистические, анархистские и радикальные феминистки 1960–2010-х гг. выдвигают предложения об отмене семьи и альтернативной организации бытовой жизни в коммунах.
Кроме того, современные левые феминистки критикуют либеральный феминизм за его преимущественно карцеральные методы борьбы за женскую автономию. Как пишет юрист и исследователь гендерных вопросов Дж. Халли в книге «Правительственный феминизм» («Governance Feminism», 2018) представительницы самого влиятельного современного направления мировой феминистской политики – либерального феминизма, – предлагают добиться освобождения женщин с помощью ужесточения уголовного преследования и тюремного заключения. Феминистская ставка на правовые методы запретов и наказаний вместо распределительных социальных программ и реформ (таких как, например, введение бесплатных детских садов или оплаты домашнего труда), как отмечает Халли, оставляет проблему экономической женской независимости нерешённой.
Новая феминистская волна, включая флэшмоб #metoo, протесты против домашнего насилия и фемицида, забастовки против сексуального харассмента на рабочем месте, начавшиеся по всему миру в середине 2010-х гг., продолжает традицию феминистской борьбы за недоступные либеральные, гражданские права, уходящую корнями в протесты 19 в. Современные феминистки выступают за право на свободное распоряжение своим телом, включая право на аборт, индивидуальную автономию и равную репрезентацию женщин и мужчин в политике и экономике. Более подробное изложение либеральных феминистских требований и принципов представлено в книге М. Нуссбаум «Пол и социальная справедливость» («Sex and Social Justice», 2000).